Исихазм

Автор Тема: Сидя на высокой горе...  (Прочитано 7171 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #15 : 12 Декабрь 2017, 10:38:20 »
Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #16 : 12 Декабрь 2017, 10:39:46 »
Василиса, наблюдателя можно "разработать" направлением внимания. Вы просто смОтрите (слушаете - кому как удобнее) - на то, что вы делаете в повседневности: моете посуду, смОтрите на посуду, губку, воду, руки...вниманием следуете за действием, предметом..СмОтрите, как выдавливаете пасту на щетку, как вы идете, с какой ноги встаете.. При этом никакой внутренней болтовни или комментариев. (Направлять внимание через взгляд продуктивнее и проще, поскольку мы привыкли жить в визуальной культуре).
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #17 : 12 Декабрь 2017, 10:46:31 »
Либо как с изучением азбуки Брайля. Видишь свою сенсорную немощь. И пытаешь воспринять сенсорно мир. Можно попробовать на ощупь отличать цвета предметов и т.д. Усиливается начальная тонкость наблюдателя.  Может быть еще одна грань - разотождествление с визуальной культурой как таковой хоть в небольшой степени. Открывает новые грани. Просто присутствие в момент как есть. Видение действий, положения тела, внутренних движений изнутри. Наблюдение в молитве.

Насколько понимаю "ум над головой" и "ум в сердце" могут быть не успокоины и не глубоки. Ум на вершине вне зависимости от локализации раскрывается в пространстве широты и глубины, в многомерном объеме и хотя бы начальной просветленности Духом.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #18 : 12 Декабрь 2017, 11:03:29 »
Да, если есть возможность направлять внимание различными путями - отлично! А что касается смотреть - можно еще смотреть на то, что "между"- на узоры, например, не листьев или ветвей, а те узоры, что между ними образуется, на контур пустоты.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #19 : 12 Декабрь 2017, 11:07:51 »
Да, и смотреть на то, что "между" можно при отслеживании переключений ума из слоя в слой. В сам момент переключения может быть открыта прореха в большее. Это щели матричного пространства, через которые можно заглянуть дальше. Нужен некоторый навык отслеживания этих переключений слоев. И как-бы задерживание без напряга на самом моменте переключения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #20 : 12 Декабрь 2017, 11:15:39 »
Наблюдателем плохо получается быть. Да, ум отождествляется со словами молитвы без остатка, помыслов, страстей- не видит, как-  будто их нет. И считает( считала), что это есть "прогресс".
...
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит.
...

Плотное облако эмоций-страстей.Их наверное еще труднее распознать, чем помыслы?
Недавно попалась информация, что часто возникающие мысли, привычки- это нейронные связи нашего мозга.Возник такой вопрос, все-таки помыслы приходят извне или это связано с этими нейронными "цепями"?

Да, это прогресс - отождествление ума со словами молитвы. Вернее (о чем говорят отцы) - нерассеянное нахождение ума внутри слов молитвы. Ум будет прорабатываться, и проявятся его скрытые качества, среди которых - наблюдение.

Среди тех, кто "видит" помыслы, одни (наверно, большинство) воспринимают их в виде образов (так проще), другие - в виде энергетического воздействия (потоков, касаний, вибраций...). Известный пример: луч проектора и образ на экране.

Тревожность на сердце - страстная сила, выражающая более глубокие душевные подвижки. При молитве Вы ее частично растворяете или отодвигаете. Поскольку проблема глубже, то и тревога с болью возвращаются.

Тревожность (как страсть) Вы распознали. Она более заметна. И она на поверхности - в облаке эмоций. Ее также можно "увидеть" как вибрацию (это легче сделать через чувство сердечной боли, возникающей при тревоге). Вообще, ум, сходящий в сердце (при этом ум находится на высоте - такой парадокс), обязательно входит в область эмоций-страстей. Это начинается (при относительно условной физ.локализации) с района горла, когда последнее открывается.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #21 : 12 Декабрь 2017, 13:04:33 »
Наблюдатель хорошо развивается, когда пытаешься молиться во время повседневных дел. Получается надо и дело делать и в себе пребывать и молиться. Иногда чередуя, по возможности совмещая. Как бы тренируется дополнительная степень свободы. И если во время внешних передряг применять этот навык, частично удерживаясь над ситуацией, то проходишь бурные ситуации более достойно.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #22 : 12 Декабрь 2017, 13:30:58 »
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит. Но как она проникает туда, остается незамеченным. Видимо, мало практики, не хватает собранности, осознанности.
Потому что ум ваш пока еще целиком внешний, не соприкоснулся с мистическим опытом глубокой молитвы. В Патерике еще описано было.
Цитировать
Брат сказал некоторому старцу: я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец отвечает ему: ты – храмина четверодверная: желающий приходит и исходит чрез тебя, а ты не разумеешь. Если же ты имеешь дверь и затворишь ее и не дашь чрез нее пройти лукавым помыслам, тогда ты увидишь их, извне стоящих и воюющих против тебя.
Чем больше ум неподвижно молится в сердце, тем более он проясняется и сможет видеть очень ясно приходящие помыслы, когда те еще на пути к нему. И охранять сердце таким образом от приражений. Это совершенно реальное, не вымышленное, не фантастическое свойство ума.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #23 : 12 Декабрь 2017, 22:39:46 »
Только сейчас обратил внимание на продвижение ума вверх во внутреннем пространстве. Не абы куда, а именно вверх. Расширение, возвышение ума, способное расширить, дополнить, вместить, исцелить. Именно энергийное движение умом.

Наблюдатель - ум воссевший на высоком месте

Не из бытового потока или какого-то бытийного слоя.

Очень важная практическая подача. Простая и очень конкретная.

Энергийная высота.

Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

База к которой надо постоянно возвращаться, чтобы идти как Владимир Колхозник сказал налегке, вычищая чулан.
« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2017, 23:01:44 от Игорь Спасский »

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #24 : 13 Декабрь 2017, 07:41:03 »
Игорь Спасский, Oxygen, Skylander спасибо! Вроде бы все так просто - наблюдать за своими действиями, эмоциями , не вовлекаясь в них умом, но заметила, что всплывает внутреннее сопротивление, которое пытаюсь "растворить". Это как-будто вхождение в какой-то новый слой или уровень, из того где я была.
Alexander,  спасибо! В районе горла пребывать молитвой мне почему-то легче всего, какое-то время при молитве ощущается какой-то энергетический пульсирующий обьем, волны от которого могут распространяться до района сердца и вверх, в район головы. В районе сердца какая-то стена, преграда. Если намеренно туда спускаюсь, молитва начинает "гаситься".Но если по каким-то обстоятельствам начинаю молиться не за себя, а за другого, тогда бывает, что начинается в сердце и расширяется.
Alexander,  когда ум выполняет функцию наблюдателя, он в это время молится? Или просто тихо-собранно наблюдает?
akellah,  спасибо! Да, опыта глубокой молитвы нет. Может быть кратковременные фрагменты. Получается так, что в молитве "дохожу" до какого-то уровня и упираюсь в "тупик". Бывает, что теряется ориентация и кажется что если сделаю шаг, упаду в "пропасть". Сетую на то, что мало времени для практики. Думаю, вот бы выделить хотя бы сутки... С другой стороны, не от лукавого ли это?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #25 : 13 Декабрь 2017, 09:36:47 »
Имхо.
Насколько понимаю позиция наблюдателя - начально-подготовительная. Далее огненная молитва в том или ином пространстве. Огонь молитвы до и без наблюдателя, с одной стороны, может быть подменен иным. А, с другой, будет действовать в узком бытийном пространстве. А, с третьей стороны, и огня не будет. Будет рациональная подмена с движением в мутном бытовом потоке мирских сил. Наблюдатель разотождествляется и познает бытийные слои. Затем вход с Силой, с Огнем Духа - переплавдяет и преображает.

Кроме того, понятие вершины может быть связано не только с трезвенным, прозрачным умом наблюдателя, но и огненным состоянием.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #26 : 13 Декабрь 2017, 12:42:04 »
Vasilisa, не от лукавого. Если нет возможности уделять молитве целые сутки, то всегда можно найти хотя бы час. Здесь как в спорте - главное регулярность, так "мышца" молитвы со временем развивается, приобретается большая тишина. Через тишину высвобождается место и для наблюдения. Также один из известных приемов, чисто технический - задержка дыхания (вдох-задержка, выдох-задержка), поверьте, когда дыхание задерживается (жизненно важная функция) уму не до блужданий. Вообще привязка молитвы к дыханию - очень важный момент.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #27 : 13 Декабрь 2017, 15:42:19 »
Спрошу в этой теме.

Много в психике подавленных эмоций и чувств.Сначала часто человек начинает практику через подавление чувств и эмоций,что приводит к отрицательному результату. Потом как то приходит понимание что крышку люка не так просто и снять..настолько механизм подвления силен и происходит на автомате. Как не подавлять? И как дальше работать с тем что выходит?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #28 : 13 Декабрь 2017, 18:51:51 »
и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды…

Так и открывается-нарабатывается дар различения... если еще не духов, то уже помыслов. Можно понять, насколько развито и детально структуировано внутреннее пространство ума у православного молитвенника в 7 веке.

Наблюдающий ум (наблюдатель) не есть ум критический. Наблюдатель не анализирует (не использует рацио для анализа). Он может обращаться к интуиции сердца, он может и обращаться к более высокому (гностическому) уму для формирования последующего отношения к приходящим помыслам и страстям. Если интуиция сердца и более высокий ум схвачены эгоизмом, наблюдатель находится под его контролем. Говорю к тому, что наблюдатель сам по себе не является истинной инстанцией. Ему лишь предстоит стать Наблюдателем, когда будет озарен светом Истины. Пока этого нет, наблюдающий ум весьма ограничен в своих возможностях. К примеру, ум человека, отождествившего себя с каким-то корпоративным течением, будет обусловлен эгоизмом корпорации. Соответственно, и наблюдающий ум не увидит приходящих от духа корпорации "татей", при этом он может видеть помыслы (страстные влияния) более низкого (и доступного для себя) уровня. Влияние подсознательных процессов и глубинных страстей для него обычно также закрыто.

Ум многослоен и способен одновременно исполнять несколько функций (находиться в нескольких потоках-состояниях), напр., наблюдать и молиться (со словами или без слов), отслеживанить ситуацию и инвазии, рационального осмысливать, поддерживать беседу с других человеком и пр.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #29 : 13 Декабрь 2017, 22:42:15 »
наблюдатель и Наблюдатель, озаренный Светом Истины. Имхо - важнейшая грань, которая часто путается.

Кроме того, исследование своего ума в его многослойности и движениях....

Расширение видения до гностического ума и интуиции сердца ...

Для меня сложно отследить сразу несколько действующих потоков-состояний ума в их одновременности протекания. Внимание залипает на одном слое-процессе. Сразу несколько не видно.

Как распределить-расширить зону осознанного внимания, чтобы увидеть несколько процессов сразу?

Получается начальный наблюдатель - только начало формирования истинного я? До этого зомби, плывущее по волнам.

Структуризация внутреннего пространства очень отличается от рациональной схематизации.

Одновременность процессов ума ...  Осознанно получается быть только в одном слое. Если управляешь автомобилем, например, концентрируешься на управлении, либо управление на автомате, а внимание на музыке, либо на движении, либо на обдумывании чего-то. Осознанность только в одном слое, а остальное как-бы фоново и выдавлено за грань восприятия. Параллельно внимание не работает, не развито в переферической широте.

Если не из пены, а из бытийной глубины и широты - вроде видится чуть шире, но все равно сильная доминанта одного слоя.

Как структурировать внутреннее пространство? Именно структупировать, а не подменить рациональной схематизацией по типу недавно преведенного мной хьюмендизайна.

Совмещение текущей активности, поддержание молитвенного состояния, видение инвазий ... Как распределить внимание?
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 23:12:21 от Игорь Спасский »