Исихазм

Автор Тема: Сидя на высокой горе...  (Прочитано 7174 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Сидя на высокой горе...
« : 10 Декабрь 2017, 14:21:57 »
Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды… (Лествичник)

Эту цитату из Лествицы мы обсуждали ранее на форуме. В ней квинтэссенция приемов по трезвенному молчанию ума. Далее короткий разбор.

Сидя на высоте...

Под высотой не следует понимать конкретное физическое место. Если человек еще не видит внутреннее пространство ума и души, он может попытаться привязать "высоту" к конкретному месту, только без фанатизма. Обычно это середина груди. Для более опытных, не впадающих в экзальтацию, это место может располагаться чуть над головой. Или находиться одновременно и над головой, и в районе сердца. Ум, по мере очищения, может быть в разных местах. Место сосредоточения на физическом плане не является чем-то принципиально важным. Важно умение выйти из обусловленности внешним и войти вовнутрь.

Что же такое внутреннее нахождение на высоте, которая не привязана к конкретному физическому месту? Прежде всего, на высокую внутреннюю гору нужно подняться, что требует владения, пусть и минимального, внутренним пространством и умения в этом пространстве передвигаться умом, причем не абы куда, а вверх. Именно это неумение внутренне (не нравственно, не мыслительно, а энергийно) возвышаться умом приводит к быстрому поражению новичков в молитве. Новичок "садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался. Обычно это место бытового потока сознания, его отходов, среди которых без длительной подготовки долго не усидеть. Или ум скатывается в низкие оккультные пространства - в сон и опьянение сомнительными озарениями.

Подъем на высоту осуществляется энергийно - через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Ум при замолкании, пока не очищен и инертен, падает вниз. Для него мусор бытового потока сознания является удерживающей силой. Посему он практически не способен к возвышению за счет собственных сил и требует помощи извне, которую может оказать сведующий в этом деле человек или собрание людей. Такой подъем может происходить на церковных службах, при чтении подвижнической литературы, при личном общении, если подкреплен собственным стремлением.

продолжение следует...
« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2017, 14:38:38 от Alexander »

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #1 : 11 Декабрь 2017, 07:52:37 »
Alexander,  каким образом можно различить внутренние верх и низ? Если даже мусор бытового сознания удерживает ум от падения в низ, что же еще ниже тогда?
Получается, что при молитве в верху ум ощущается как энергия? Захватывается молитвой целиком, без остатка? И такой вопрос: возвышение ума при помощи извне происходит разово или будет уже постоянным?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #2 : 11 Декабрь 2017, 09:55:00 »
Имхо. Вход во внутреннее пространство без локализации делает его более что-ли пространным, глубоким, т.е. не ограниченным обусловленнлстью представлений о его движении. Поглощение потоком бытового сознания выбрасывает ум в узкое и мутное состояние, замутняет ясность и трезвость. ..."садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался"... может законсервироваться на годы и поддерживаться молитвенными правилами, осуществляемыми "со сжатыми зубами".

Цитировать
Подъем на высоту осуществляется энергийно -  через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя.

Именно энергийное движение ума как цельности, а не его представлений о себе и внутри себя. Морализаторство, внешнее понимание заповедей, добродетелей может стать здесь серьезной помехой-цепью на которой сидит привязанный ум.

Цитировать

Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.    действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Неподвижность, соединенная с деятельной способностью ... Единство внешне кажущееся парадоксальным, его можно прожить внутренне. Важнейший момент практики.

Окрадывание татями ... они многоуровневы и действие происходит на разных планах. Внутренне их действие очень отличается от внешних представлений. Например, действие энергийное, действие смысловое и т.д.
« Последнее редактирование: 11 Декабрь 2017, 10:05:20 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #3 : 11 Декабрь 2017, 10:59:07 »
Подчеркнутая позиция наблюдателя. Сидение на горе - разотождествление-отстранение. Возможность видеть-наблюдать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #4 : 11 Декабрь 2017, 11:19:21 »
Vasilisa, такое различение верха и низа - дело навыка. К примеру, собирание (и относительное возвышение) ума при ментальной работе - вещь известная тем, кто имеет навык такой работы. Ее главный недостаток - вращение мыслей, связанное с их подборкой, согласованием и пр. При молитве собирание ума базируется на его молчании (отсутствии мыслей). Ум замолчал - и сразу же выстраивается позиция наблюдателя, о чем буду говорить позже. Если появилась возможность наблюдения, значит, ум приподнялся. При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.

Ум захватывается молитвой (ее словами) без остатка, когда отождествляется с нею. При этом теряется позиция наблюдателя. И куда понесет молитва, кто же знает? Очень часто несет ее в мечтательность.

Возвышение ума при помощи извне происходит разово. Это легко увидеть при личных беседах, когда в конце разговора ум собеседника возвышается. Проходит некоторое время, и он возвращается вниз - к устойчивому состоянию. При повторении организуется навык и разрабатывается тропинка восхождения. Человек может уже восходить сам. И здесь появляется опасность подмены, когда вместо реального (энергийного, смыслового) восхождения будет происходить рациональное копирование пути.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #5 : 11 Декабрь 2017, 11:39:33 »
При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.


Еще он может быть как бы неподвижным, но при этом его цепляют и дергают то туда, то сюда. Тогда он или увлекается, или как бы "растягивается", как резиновый , то есть пребывает и в центре и на периферии одновременно.

А что касается возвышения, то нахождение рядом с человеком более тонкого "качества" действует разово, но эта разовость может быть пролонгированной или кратковременной. Это зависит от многих факторов, в том числе и от готовности ума принимать. В любом случае, это весьма полезно не только как опыт пребывания в ином качестве, но и как запуск "рефлекторной дуги" - именно этот запуск способствует приобретению и упрочению навыка, а в дальнейшем и незаметной трансформации ума. Поэтому на определенном отрезке нужна и практика и дисциплинированность, и общение, встречи с теми, кто может помочь в возвышении.
Только возвышение это, как уже говорилось раньше, не пространственное. Возвышение как переход в иное качество.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #6 : 11 Декабрь 2017, 11:55:34 »
Да, возвышение как обретение иного качества самого ума-глаза души. Трансформация самой субстанции ума, а не его только направление-перемещение.

Подмена "рациональным копированием пути" как уже не раз говорили может быть очень тонкой, труднораспознаваемой. Не раз ловил себя на этом.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #7 : 11 Декабрь 2017, 12:15:57 »
Ещё ум может возвышаться через молитвенные переживания, которые несут некоторые тексты и художественные произведения. Можно осознанно приподнимать ум читая, созерцая, прослушивая такие произведения. Когда ум утвердился в таких переживаниях во время восприятия произведения, можно уже входить в подобные состояния без непосредственного контакта с произведением.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #8 : 11 Декабрь 2017, 12:29:33 »
Да. Вообще, сонастройки иногда очень важны. Необходимы прямо-таки.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #9 : 11 Декабрь 2017, 14:41:09 »
Да, мысли (или мысле-ощущения, мысли-состояния) - суть силы. Кстати, ночью (когда тело спит) их можно видеть (более ясно) приходящими в виде мужиков, каких мы знаем в повседневной жизни - пьянчуг, слабых и дряблых... Если ум стережет себя в дневное время, то можно видеть что ум с ними делает и ночью...
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #10 : 11 Декабрь 2017, 16:45:54 »
Силы действуют в области ума, но они не являются мыслями. И образы их зависят от воспринимающего ума, совсем не ограничиваются мужиками.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #11 : 11 Декабрь 2017, 19:52:37 »
наблюдай, если только знаешь это...

Молчащий ум, воссевший на высоком месте, становится отстраненным наблюдателем. Когда познаешь это, начнется действенная работа. Позиция наблюдателя очень важна. Мы говорили об этом на форуме немало.

Поначалу роль ума-наблюдателя пассивна. Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. В активной фазе, когда обретается сила, ум начинает проявлять свою волю, давая добро или отклоняя (не поощряя) приходящее.

Ум, пребывающий на высоте, способен наблюдать как действие помыслов, так и действие страстей. Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.

продолжение следует...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #12 : 11 Декабрь 2017, 20:31:35 »
Цитировать
Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.


Это тот самый страстной живчик

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #13 : 12 Декабрь 2017, 07:09:23 »
 Наблюдателем плохо получается быть. Да, ум отождествляется со словами молитвы без остатка, помыслов, страстей- не видит, как-  будто их нет. И считает( считала), что это есть "прогресс".
То, что описали Александр, Оксиген и Акелла по поводу того, как представляются мысли при отстранении от них- , как силовые потоки, вибрации, или ум может растягиваться ими- так не получается.
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит. Но как она проникает туда, остается незамеченным. Видимо, мало практики, не хватает собранности, осознанности.

 ***...Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. ...***

 Спасибо, Александр!

***...Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). ..***   Да, и то, и другое попеременно овладевают моим умом. Плотное облако эмоций-страстей.Их наверное еще труднее распознать, чем помыслы?
Недавно попалась информация, что часто возникающие мысли, привычки- это нейронные связи нашего мозга.Возник такой вопрос, все-таки помыслы приходят извне или это связано с этими нейронными "цепями"?


Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #14 : 12 Декабрь 2017, 09:56:39 »
Имхо. Нейронные цепи образуют принимающую структуру-каркас-матрицу. Они определяют диапазон приемника. Энергии помыслов  касаясь мозга, нервной системы вызывают ее реакцию в зависимости от комплекса настроек. В энергии содержится определенное качество инфы помысла, в помысле содержится энергия. Мозг работает как система фильтров. Что-то воспринимает, что-то нет. Можно отследить связь в целом нервной системы с сознанием  и мозга в частности. Мозг в частности и нервная система в целом образуют как-бы форму, прокрустово ложе сознания, отождествленного с ними. Путь тот же. Встать на гору разотождествления. И далее разбираться. Разотождествление-дифференциация мозга, ума-сознания, сокровенного сердца, низовых энергий и т.д. Затем соединение, цельность на другом уровне.