Пощусь Великим постом давно, с юности. Начала поститься без каких-либо обязаловок и требований со стороны. Как мне тогда думалось, в подражание Христу. Первый пост дался тяжело, потом появилась внутренняя потребность в посте. В замужестве в семье различие конкретно в питании во время поста в разное время проходило по-разному. Вначале в мою сторону со снисходительными улыбочками отпускались шуточки а-ля: "Ты опять на силос перешла?" ну и ещё что-то там на тему более гуманных способов повышения удоев.. Потом всё как-то выровнялось. Без акцентов и лишних дискуссий. Сейчас и дети постятся, причём добровольно.
Благословляя на пост и Батюшка, и Матушка, напоминают слова Иоанна Златоуста:
"Какая польза, братья, поститься телом и убивать делом? Какая польза удаляться от пищи и оскверняться блудом? Мяса, например, ты не вкушаешь, а плоть брата своего угрызаешь? Какая польза находить себе утешение не в вине, а в деньгах? Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сирым не иметь сожаления? Если хочешь поститься, возненавидь сребролюбие: великое зло сребролюбие. Ты постишься? Оставь блуд, оставь прелюбодеяние, избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постишься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Ты постишься? Беги чревоугодия, порождающего в нас все пороки, удаляющего нас от самого Бога и низводящего нас в бездну погибели».
Да, духовное первично, да есть примеры, когда и святые, и преподобные нарушали пост ради ближнего, Апостол говорит: "Для чистых всё чисто", но я не имею такой высоты, мой опыт духовный мал и слаб, поэтому пост меня во многом дисциплинирует, смиряет, каким-то образом внутренне выравнивает что ли... Но пост имею в виду не только "кастрюльный". В эти периоды стараюсь болеп внимательно и ровно относиться ко всему вокруг (и, кстати, смирить живот оказывается самым простым, в отличие от помыслов, языка, взглядов etc). Для меня Великий пост - это образ пути к попранию ада, моего внутриличного ада, кишащего страстями и силами, приводящими эти страсти в движение. Вот и пытаюсь бороть сей род с Божьей помощью постом и молитвой, как Он заповедал.