https://youtu.be/nSmApftnXVw Числовой символизм в сирийской мистике у раббана Афнимарана (VII в.) и Иосифа Хаззайи (VIII в.)
Из материалов лекции:
-
И пусть, Господи, разделятся эти воды на четыре потока, и оросят
умопостигаемые страны во мне: два и три, — и насытят троичность
и шестеричность.
-
Сердце инока есть сад Эдемский, из которого источается источник жизни и орошает
четыре и пять, и в нем возрастают и просветляются три и десять.-
Тремя светами ведется ум к тому свету, который превыше всех светов; и одним из них он
научается, третьим же и тем, что перед ним [= вторым], наставляется, а покрывается
(поглощается) тем, что превыше всех.-
Блажен инок, из сердца которого проистек Христос, источник жизни, и источил [воду], и
оросил три и два, и дал питание семи и четырем.3+2 = 5 чувств
7 = силы души: целомудрие, любовь, праведность, могущество, мудрость, знание,
понимание
4 = тело
Пять составляются из четырех, и, опять, пять исполняются в десяти. Так и три получают
полноту [в шести] и единство с одним, не имеющим частей.
5 = чувства
10 = телесные и душевные чувства
3 = части души: вожделение, ярость, разумность
6 = силы души: целомудрие, праведность, могущество, мудрость, знание, понимание
Если ум в третий день достигает совершенства во Христе, то ясно, что двумя днями ранее
он взошел на крест и тогда вошел в покой Христов.
Толкование. «Если в третий день ум достигает совершенства во Христе» - он составляет
(букв. «ставит») эту главу о трех степенях, называя «третьим днем» воскресенье, когда
Господь наш восстал из гроба, и в нем аллегорически изображена (mamtlā) духовная
степень. «Ясно, что двумя днями ранее он взошел на крест»: на телесной степени он
претерпел труды переносимых им искушений, они таинственно указали на
пятницу, в которую Господь наш взошел на крест. «И тогда вошел в покой Господень»:
«покой Господень» есть суббота, в которую упокоился Господь наш во гробе, и ей
аллегорически изображена душевная степень, на которой подвижнический ум
упокоевается от назойливости страстей.
Иосиф Хаззайя. Книга глав о ведении, 4-я сотница
У души праведника есть три помощника, поощряющих ее к добродетели, и четыре
[взаимных] противника, служащих его [т. е. праведника] воле. У души же грешника есть
два помощника, поощряющих ее к противоположному [т. е. к пороку], и четыре взаимных
противника вместе с пятью [вещами], которые отовсюду собирают ведение.
3 помощника = естественные семена, ангел-хранитель и благодать Духа Святого
4 противника = стихии тела
2 помощника = сатана и злая воля
4 противника = страсти и помышления тела
5 = чувства
Раббан Афнимаран. Главы о ведении, 13
Когда четыре придут к согласию от
волнения своего друг против друга, то
не только они, но и пять пребудут в
тишине. Неупорядоченность пяти не
препятствует четырем в их действии.
Иосиф Хаззайя. Послание другу о действиях благодати, 15
Итак, после этого состояния наступает иное состояние, о коем невозможно написать в
послании. Знай лишь, что оно бывает. Признак его таков: нет двух или трех, и
четверичность не отличается от пятеричности, но одно упрощается и другое умаляется, а
источник существования (tursāyā) у того и другого в этом состоянии один. Действие же в
этих двух состояниях, о коих я сказал, есть у первого и у пятого [умных] чувств.
Иосиф Хаззайя. Книга глав о ведении
Когда же из четырех познаѐтся нами Бог, Он показывает нам силу Своих творчества,
праведности и суда. Когда же из трех [Он познаѐтся нами], мы узнаѐм об изобилии Его
благости, милости и любви.
******
Евагрий Понтийский. Главы о ведении I 15–16
Когда будут устранены четыре, будут устранены и пять. Но когда будут устранены пять,
четыре не будут устранены вместе с ними.
Что отделено от пяти, то не отделено от четырех, но что отделено от четырех, то
освобождено также и от пяти.
Авва Исаия Отшельник. Главы о подвижничестве и безмолвии
1. Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему стремление,
мужество и безленостность.
2. Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что достиг в
бессмертие: «рассуждение», тонко различающее страсти одну от другой, «предувидение»
всего прежде времени, и «несосложение» ни с каким чуждым помыслом.
3. Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы никакого
человека, сносить без смущения все случающееся и благотворить зло творящим. Эти три
добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человека рождает
любовь, сносить без смущения все случающееся приносит кротость, благотворить зло
творящим приносит мир.
4. Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение заповедей
(послушание), самоутеснение и смиренномудрие.
Йоханнан бар Пенкайе. История временного мира, книга 1
Первые природы, которые сотворил Бог, как Он говорит через раба Своего Моисея: небо и
ангелы, земля и огонь, вода и ветер, тьма и свет. Из двух появилось нечто. И один
поделился на что-то. Один побуждает все. И с помощью четырех все было установлено.
Один указывает на что-то. С помощью двух были обозначены все времена и эпохи
маленького и временного мира/века.
Иосиф Хаззайя. 30 глав, глава 9
Язык Духа, глаголющий в душе, в сии четыре времени являет действие свое: во время
литургии, и во время молитвы, и после Трапезы или после первого часа ночи, а также
после чтения [Писаний].