Эмоциональные потоки мутными клубами подступают к основанию горла, где и застревает ум, ищущий молитвенный путь к сердцу. Требуется утишение, умягчение и раскрытие эмоций для того, чтобы ум продолжил свое нисхождение в сердечные глубины. Эмоции-страсти можно и высушивать, чтобы открылись глубины, но в этом случае произойдет умаление и сворачивание проекта "человек".
Высушивает сердце тот же ум, если он создает себе концепции по соединению с сердцем. Тогда вместо проекта "человек" начинает работать проект "адепт". Ум адепта может погружаться и в низы иссушая и дальше, но уже пространство страстей, без которых сердце также не может эволюционировать в духовном плане, если ум вместо того, чтобы очищать, преображать страсти просто напросто их выжигает.
Другой вариант - капризное сердце, которое заставляет работать ум на заказ для поддержания тех или иных эмоций.
В следующем абзаце Александр описал достаточно образно реалистическую картину (насколько это возможно, когда мы говорим о умно духовном делании). Просто, если обсуждать то о чем говорит Александр, мы должны попытаться воспользоваться тем языком и символами, которые предлагает Александр, тогда возможно мы поймем о чем говорим, думаем, мыслим, чувствуем, куда идем.
Одним из ярких признаков внутреннего раскрытия становится пробуждение видения жизненных сил и появление эмоционального отклика. Серый мир, доселе накрытый вуалью рационального ума, при ее стягивании, взрывается красками, в нем проявляется как прекрасное, так и уродливое. Ум с восхищением при виде красивого и с отвращением при виде уродливого входит как бы в новое измерение-постижение мира эмоций и страстей, за которым скрыта сердечная глубина.
Я тут вижу описание определенного этапа, который человек проходит в УД. Парадокс в том, что эта вуаль снимается, сдирается сначала с себя, а потом бац... и оказывается она была накинута на всех ближних твоих, и ты начинаешь видеть как она спадает, сползает со всего, как красивы души ближних твоих, да и весь мир в целом. Красивы души и несовершенен ум, и да... ты начинаешь видеть это несовершенство, и тогда молитва превращается в творческое действие любви по отношению к себе к ближним твоим, вплоть до молитвы за весь мир. Пробиться к своему сердцу обозначает увидеть и сердце другого.