Исихазм

Автор Тема: Покаяние и радость  (Прочитано 14766 раз)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #15 : 28 Август 2012, 09:19:43 »
Чувство покаяния и чувства радости сливаются в умилении. Это конечно прикосновение Святого духа.
Это высшее состояние и оно не подвластно самому человеку.

В Иисусовой молитве следует стремится к смирению, вниманию, молчанию.
Хотя и это не подвластно человеку но Господь видя стремление дает.
Т.е. это то что реально.

А вот покаянное настроение, думаю, это не реально. Можно уйти в негатив.
А вот если петь "Алилуя, алилуя слава тебе Боже" в цикле, то из этого негатива можно придти в мир сердца.
Смирение близко к нему потому как понимает собственное бессилие и в то же время спокойно.

Елы палы :) начало темы в 2005 году. Я тогда еще и не начал заниматься ИМ. А я тут отвечаю типа умный. :)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #16 : 28 Август 2012, 10:06:37 »
Нужно ли простое делать сложным? Можно подумать что этот мазохизм способен что либо изменить. Неужели не достаточно просто все обьяснить человеку и оставить все ему самому решать, а не виснуть на нем удушая ему шею и удивляясь что пропасть растет. В жизни много моментов достойных сожаления, но это не повод ковырять в себе дырки. Человек которого Вы "так обидели" жив, слава Богу. Так о чем речь? Любите. Извинтесь, обьяснте и любите себе человека потихоньку. Любовь все лечит. Зачем продолжать все травить тем же ядом обиды и сожаления. Да еще пытаясь навязать на него узлов. Я так понял Вас не устроит если человек Вас "не простит". А очень хочется чтобы простил. Вот и насилуете и его и себя. А достаточно просто отпустить с любовью.

Спасибо, Родион. Уже все, отпустила и да, Слава Богу жив :-)
Меня не устроит если он будет думать, что он в аду. Связь и чувствование друг друга даже после расставания сохраняется. Мне очень хорошо стало после Вашего поста. Выходит, все правильно мы сделали.

Все же к покаянию. То есть это отправная точка отсчета наряду со спусканием в сердце?..Или не думая о черноте своей -  думать о Боге и Ему приносить молитвы о даровании возможности чувствовать и видеть от Духа?..
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #17 : 28 Август 2012, 10:10:18 »

В Иисусовой молитве следует стремится к смирению, вниманию, молчанию.
Хотя и это не подвластно человеку но Господь видя стремление дает.
Т.е. это то что реально.

А вот покаянное настроение, думаю, это не реально. Можно уйти в негатив.
А вот если петь "Алилуя, алилуя слава тебе Боже" в цикле, то из этого негатива можно придти в мир сердца.
Смирение близко к нему потому как понимает собственное бессилие и в то же время спокойно.


С одной стороны, должно это спокойствие и так быть, ведь и так понятно что сам по себе человек бессилен. А все равно скатываешься. как на американскиз горках. Покой-(инертность?) - тишина - и вдруг рев-визг-грохот - следующая остановка ад.
 :-(
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #18 : 28 Август 2012, 10:14:54 »
агония еще даже и не начиналась... :-)
просто вдруг появился неприятный запах... :-o запах может развеяться, однако грязи внутри не уменьшится... ее еще вычищать и вычищать...  :-)
не скатиться в самобичевание и депрессию возможно только с Божьей помощью,  осознав свою нищету духовную и полностью сдавшись Ему на милость...  :-)

Полностью...на милость.....
ох..

А вот как - "перенести центр жизни на Святую Троицу"...
покаяться - значит открыть свой взор божественному сиянию, не печально сидеть в сумерках, но приветствовать восход.

Мне наверное надо очень топорно понять. О чем мне молиться. Приветствовать восход - образно - или о том, чтобы сдаться на милость. :-(
Speak to me a word that I may live

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #19 : 28 Август 2012, 13:48:21 »
...
Все же к покаянию. То есть это отправная точка отсчета наряду со спусканием в сердце?..Или не думая о черноте своей -  думать о Боге и Ему приносить молитвы о даровании возможности чувствовать и видеть от Духа?..

Думать о черноте не нужно ИМХО. Нужно стяжать дар ее видеть.  Нужно молиться. Этапы, степени, последовательности – они существуют конечно, но весьма относительно. На самом деле все присутствует одновременно, но проявлено по разному. Что то акцентировано более, что то менее. Но в процессе акценты смещаются. Меняются ценности и значимость. Опыт дает понимание. Покаяние умом не приходит. Оно идет через сердце. Необъяснимо срезая узлы и давая понимание своей греховности. И чем ближе к Свету, тем лучше она (греховность) видна. Это смиряет. Вынуждает принять ситуацию. Неприятие тут ведет уже от Бога, а не к Нему. И тогда приносите Ему жертву покаяния. Смиренно выкладывая Ему свои грехи на Его милость. Это неотделимо от спуска в сердце.  ИМХО без него невозможно. Разве что Бог лично примет решение Вам показать. Если Вы способны выдержать такое откровение.
Жизнь очень коротка. На самом деле думать о греховности – тратить попусту время. Хотя наверно это тоже этап, мимо которого  не проскочить. И он будет. Только нужно проходить сквозь него дальше. Дальше за эмоции и за чувства.  Сквозь них.  Не зацикливаться.  (все ИМХО)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #20 : 28 Август 2012, 14:06:07 »
Мне бы такое Имхо, Родион.
Спасибо
Speak to me a word that I may live

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #21 : 28 Август 2012, 14:20:52 »

Жизнь очень коротка. На самом деле думать о греховности – тратить попусту время. Хотя наверно это тоже этап, мимо которого  не проскочить. И он будет. Только нужно проходить сквозь него дальше. Дальше за эмоции и за чувства.  Сквозь них.  Не зацикливаться.  (все ИМХО)

Ещё раз убеждаюсь , насколько же мир духовный огромен , который мы иногда  суживаем до понятия греховности .
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #22 : 28 Август 2012, 14:22:03 »
Краевед

Да, я принесла многочисленные извинения. Но случилось что-то странное и страшное. Наряду с сильным чувством друг к другу образовалась пропасть. И даже после примирения она продолжала как-то медлено и тихо расползаться..если метафорой то ощущение поднимающихся мостов..когда стоишь с протянутыми руками и кричишь слова..которые в немоту претворяются
потому что нет таких слов, котрыми все можно исправить. Скажу сразу - предательства не было с моей стороны. Но слова были жуткие, ядовитые, несправедливые. Это когда говорят "оскорбила до глубины души"

И вот я начала "исследовать" думать про слово, звук. Смысл. Почему. зачем. страх. Гордыня.
Так много всего что нужно раскопать, но самое первоочередное, все же покаяние. и как в этот момент не скатиться просто в самобичевание и депрессию.
Агония уже пройдена, Слава Богу.

Есть у Лествичника хорошая вещь как мне видится к месту: "Усердие!" "Не за дела Бог даёт, но за усердие"
Современные психологи говорят в таких случаях, что не исправлять  сделанное надобно, а идти дальше. Но рекомендации отцов исихазма думаю ёмче, и грандиозней. И проявляя усердие Промыслительно Богом всё выправляется.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #23 : 28 Август 2012, 14:30:52 »
Цитировать
Что значит сознавать и переживать собственную «ничтожность»?
Я ничего не добьюсь, если брезгливо отвернусь от своих заблуждений, грехов и ошибок, будто бы их и не было и будто бы я сам был когда-то не собой, а кем-то иным. Отмахиваясь от себя, я останусь слеп. Напускное смирение говорит: «Я - ничто», подразумевая под этим: «Жаль, что я - вот такой!».
Видя, как мы ущербны и как беспомощны, мы часто отрекаемся от себя, но не находим покоя. Если же мы полюбим собственную ничтожность, то по-настоящему познаем ее. Полюбим мы ее, если поймем, что она - благо. Но сначала ее надо просто принять.
Сознание собственной беззащитности приходит по дару свыше. Оно рождает смирение, которое любит свою нравственную и бытийную беспомощность перед Богом, дорожит ею превыше всего.
Любя свою ничтожность, не надо отрекаться ни от того, кто мы есть, ни от того, что есть в нас или у нас. Надо понять и принять, что она - наша; что она - наше благо. Благо по сути, потому что исходит от Бога. Благо и по открывающейся нам ущербности - ведь наша беспомощность, наше нравственное и духовное убожество привлекает к нам Божию милость.
Мы полюбим свою ничтожность, полюбив в себе всё, уподобившись самолюбивому гордецу. Только мотивы наши будут совершенно иными.
Мы ведь должны любить себя*.
Гордец так и делает, полагая, что сам по себе достоин любви, уважения, почета - словно Бог и люди обязаны его любить. Он мнит себя достойнейшим из людей и ждет только любви и почестей.
Смиренный тоже любит себя, тоже ищет любви и уважения, но не потому, что заслужил их, а потому, что не заслужил. Он ищет Божией милости, молит о любви и помощи, уповая на великодушие ближних. Видя, что у него ничего нет и нужда обступает его со всех сторон, он дерзновенно просит и благодарно принимает, когда ему дают.
Гордец любит свои иллюзии и свою самодостаточность. Нищий духом любит саму свою ущербность. Гордец ищет почестей за то, чего нет ни у кого. Смиренный просит поделиться тем, что есть у всех, кроме него. А больше всего он хочет, чтобы его до краев наполнили Божия любовь и Божия милость.
Томас Мертон. "Одинокие думы".

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #24 : 28 Август 2012, 14:43:07 »
Грм...

Скажу своё худое слово.
Есть у меня знакомый, так он иногда говорит:
"Вот, смотрю - сидит, глаза закрыл.
-Привет,- говорю ему, что, молишься ?
-Созерцаю, - тот отвечает.
Созерцает он, как же. Что можно созерцать? Как вообще это можно созерцать ? Ты святой ? Созерцатели, блин... "
:) (это не про меня рассказ, это про других...)
Такой непосредственный парень.

Так вот.
Можно говорить о вечности, о созерцании, о вдохах и выдохах... И продолжать жить с каменным сердцем. Точнее - с окаменевшей душой.

Иногда, в жизни случается момент, когда мы грешим как-то особенно. Сильно. И как правило, нарушая братолюбие. Так, что это нас потрясает.
И это долгое время нас беспокоит, неважно - есть ли большие последствия или таковых нет. Совесть беспокоит душу и грех тянет нас в печаль.
Это происходит не просто так. Это мы краешком начинаем видеть, что за всей нашей пышностью (о себе теперь говорю) кроется окаменевшая душа. Реально окаменевшая.
И таким образом складывает Боженька обстоятельства и действие, чтобы это нас уязвило. Чтобы мы не могли просто так пройти мимо своей болезни.

Цитировать
Несколько дней назад со мною было как-то более обыкновенного греховных происшествий, так что я как бы даже почувствовал, что я - грешный человек.
Прихожу вечером к батюшке на благословение; не успел я еще и слова сказать, как батюшка сам начинает говорить: "Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это - самое драгоценное перед Богом."
(Иеромонах Никон, Варсонофий Оптинский)

Цитировать
Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах — не угодна Господу.
(Силуан Афонский)

Поэтому не надо убегать от этого осознания, ощущения своей греховности. Нужно запомнить его и сохранить навсегда. Мы грешны, но Боженька нас убеляет и освящает.

Нужно не впадать в беспросветную печаль, а просить дать нам желание оживить нашу окаменевшую душу, и просить собственно её оживить, растопить этот наш камень. Чтобы не быть холодными или тёплыми. И принимать и скорби, и радость. (А благодарность рождается от растопленного сердца.)

Что же касается ситуации...

Во-первых, можно молиться о примирении. Внутреннем.
Во-вторых, можно молиться о благах духовных для того, кого вы обидели.
В-третьих, если наше желание и стремление не лицемерны, а Боженька смотрит на нас изнутри, то они тоже будут кинуты на весы.

Ну вот как-то так, простыми словами.
« Последнее редактирование: 28 Август 2012, 14:57:18 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #25 : 28 Август 2012, 14:54:34 »
Цитировать
Поэтому не надо убегать от этого осознания, ощущения своей греховности. Нужно запомнить его и сохранить навсегда. Мы грешны, но Боженька нас убеляет и освящает.

 Речь идет о "думать - не думать". Тут нечего запоминать. Тут ты или видишь или нет. Если Вам что то нужно запомнить - то это не осознание Вашей греховности, а притянутое за уши состояние, которое вы хотите заключевать. Это не имеет ничего общего с осознанием и никак не приведет к покаянию. Разве что такому же искуственному.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #26 : 28 Август 2012, 15:01:01 »
Краевед
Да, душа окаменевшая. и это ..совершаешь умом потуги..слова говоришь молитвы..даже слез уже нет..но я снова говорю говорю говорю..пытаюсь найти самые правильные слова, но они все не те. Я в них снова не вижу истины и их не чувствую. и снова ищу.
Speak to me a word that I may live

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #27 : 28 Август 2012, 15:03:50 »
Просите. Просите желания ожить, потому что его, как правило, нет. Этим почти все мы больны.
И просите оживить. И милости просите. Чтобы был милостив и научил милости.
Не умной и сердечной, а Его милости. Она больше и ума, и сердца.

Родион, :) . "осознания, ощущения своей греховности"
Это ви́дение легко забывается... и очень часто... и видеть перестаёшь. Тогда надо помнить. От этого будет сокрушение.
(как святым говорили: -вы святой, вы не грешите, и почти всё время в богосозерцании...
Святой подумал, и ответил:
-Не смущайте меня, я знаю, что я грешный.)
Этим надо держаться, когда нет ви́дения. Пока Господь опять не пошлёт его.
Добавить смирение, отдание себя в волю Божию. Это наша брань невидимая, пока нет руки помощи.

« Последнее редактирование: 28 Август 2012, 15:33:30 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #28 : 28 Август 2012, 15:05:02 »
Gabriel

Искать, потому что не заслужил.. - Это я буду думать..
Speak to me a word that I may live

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #29 : 28 Август 2012, 16:24:29 »
О покаянии.

Позавчера рассказывал одной молодой особе о растоплении нашей души.
Она выслушала и спросила: - А если всю жизнь человек ходит в храм, молится, причащается?

Поскольку она как-то не готова была к продолжению, я промолчал.
А через минуту иеромонах, один из тех двух, говорил за столом (обедали после литургии), какая это беда - наш камень внутренний.

Господь-то смотрит на сердце...


___________

О радости.

Вот, приняты святые дары, и ещё не наступила та тихая светлота внутри, ещё не уменьшились в несколько раз страсти, как всегда, почему-то - то ли от нечувствия, то ли от нежности Божией и заботы действие освящения святыми дарами происходит медленно, но душа уже ощутила, что она не осуждена, что благодать Духа не ушла, как у виновной смертным грехом, что Господь милует обычным Своим человеколюбием, «якоже еси».
И она не выдерживает, радуется и… плачет. Плачет от радости, что её, грешную, не осудили и опять помиловали.
___________
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́