По дороге смутных пробуждений,
Там, где ветер яростен и свеж.
Долог путь моих перерождений
В тайный край несбывшихся надежд.
На ветру, с судьбою своей в ладу,
В тайный час назначенных свиданий
Снова очарованный пройду
По дороге разочарований.
-= группа Воскресение
Решил открыть новую тему. В вводном посте попробую очертить примерный и далеко не полный круг вопросов к рассмотрению, какими они видятся с моей субъективной тз.
Коренной вопрос при рассмотрении идей о перевоплощении/перерождении - а что именно в нас перевоплощается/перерождается? То есть, это вопрос познания человеком самого себя, каков он есть. Если человек познает в себе ту евангельскую жемчужину, зерно горчичное, закваску, истинное "Я", которое Софроний Сахаров в своем богословии зовёт еще Персоной, то человек несомненно будет ведать, что эта Персона - нерушима, бессмертна, вечна и нерождена. Тогда возникает вопрос - где же Персона пребывает прежде рождения данного физического тела? Поскольку Персона не только прежде Авраама, но и прежде неба и земли, ради нее появившихся (Фм,12), в ней нет трех времен мира сего, но только вечность Божья, "четвертое время" Бога. Но при том, происходило ли явлении Персоны в пространстве-времени мира сего, ПРЕЖДЕ явления нашего теперешнего тела? И если нет, то почему? И что из себя представляет моя т.н. "личность" в этой жизни?
Получается, что личность - лишь повествование, набор историй о "себе", об идентификации "меня" (возраст, пол, предки, дети, био, профессия и прочие роли), и в эти истории включены подретушированные умом «картинки» или «видео» прошлого, «мои» впечатления-воспоминания. Разве такая личность может перевоплотиться? Она завязана с тварными энергиями тела, и когда те распадутся, кто сказал, что сохранится в вечность это повествование, тем более, в кого-то там перевоплотится?
Но также для меня явно, что в Персону входит наша уникальная индивидуальность [от латинского individuum — неделимое], и это - отнюдь не роли и не маски и не набор историй обо "мне самом", которые ум придумал и сам же в них поверил. Полагаю, что индивидуальность - это,прежде всего, набор векторов предпочтений, "притяжения" и "отталкивания", уникальная совокупность наклонностей каждого, обуславливающая уникальный (индивидуальный) отклик на те или иные явления/события.
Именно эта вечная нерушимая Персона вместе с индивидуальностью может в кого-то перевоплощаться. А личность как набор личин/ролевых масок, как повествование о "самом себе" будет уничтожаться после смерти тела, в конце каждого воплощения.
Далее, вполне логичными видятся восточные разработки теории перевоплощения.
- Понятие "греха" всё больше и полнее сближается с "кармой"
->это механистический причинно-следственный закон, встроенный в механику мира сего";
->это из жизни в жизнь длящийся процесс накопления/исчерпания греха, и как следствие, неблагоприятного/благоприятного воплощения в последующих жизнях, в т.ч. накопление греха как причина уродств, тяжелых болезней и преждевременных смертей не столько в родителях и в роду, сколько в деяниях предыдущих воплощений самого человека;
->это важность вторичных причины для "активации" последствий греха - воздаяния и многое другое
- Мытарства это процесс отмирания слоев личности вместе с остатками тварных энергий души; так Персона встречается в посмертии с Нетварным Светом, Который и есть Суд, выжигающий из человека всё, что не от Света; сопровождается этот процесс галлюцинаторными видЕниями "рая", "ада", "ангелов", "родственников" и пр.
- Очищенная Светом от останков личности, Персона перевоплощается. При том, опыт прежних жизней где-то остается вписанным в Персону, в неком "резервуаре-хранилище". И самое важное, вписанным остается опыт тяготения/ устремления к Богу или прочь от Бога. Именно он определяет избранность или пред-избранность человека в текущем воплощении.
Перерождение / перевоплощение отлично объясняет евангельскую избранность-предизбранность. В синоптических евангелиях сказано: «вам дано знать тайны Царства, другим же не дано»; и о разделении, при котором "пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух, и двое против трех". Но особо подчеркнута предизбранность, круг «своих» у Иоанна. Лишь те, кому дано от Отца, приходят к Сыну; "Мои"; "овцы Моего стада" "и знаю Моих, и знают Меня Мои", это настойчивый рефрен у Ин. Откуда же берется такое новозаветное разделение, такая предизбранность? Мне кажется, ее иначе как опытом жизни с Богом и в Боге в предыдущих жизнях, или его отсутствием, крайне сложно объяснить.
Что касается того, в кого может перевоплотиться человек, а в кого - нет, это зависит от опытного понимания того, что есть Персона, отсюда вывод, присуща ли она другим живым существам. И здесь христиан сильно обуславливает ветхозаветный миф: наследуйте, владейте, только в человеке "образ" и "дыхание жизни". Но если, зная Персону, не обуславливаться этим мифом, а внимательно вглядеться в иных живых существ во взаимном общении, возможно придти к совершенно иным выводам.