Интересные мысли о любви, спорные, схематично упрощённые, но всё же интересные.
Я размышляю уже давно в том же русле о любви, о её сути и развитии, и тут вот сходные, хотя и не идентичные, мысли.
- Этого почти никто уже не понимает из современных верующих. Дело в том, что по учению отцов для того, чтобы полюбить ближних, прежде, нужно от Бога получить сам дар любви и чистоты совести через духовное сердце, а это и есть соединение ума и сердца.
Не получив дара Божественной любви в сердце, ни один человек не имеет никакой возможности полюбить ближнего, поскольку человеческой энергии и силы для этого недостаточно. Более того, если человек будет пробовать сразу любить ближнего только силой своей малой, ограниченной и пристрастной любви, не имея благодати, он может повредиться умом и сердцем. Вот в чём дело.
- Разве об этом есть где-то упоминания в Евангелие?
- Об этом прямо говорят отцы и преподобный Макарий:
«Ведь первое должно поставляться на первое место и о нем следует иметь попечение как о первом; второе же, следующее за ним, должно и осуществляться в соответствующей последовательности.
Если бы кто-нибудь захотел пренебречь великой и первой заповедью — заповедью любви к Богу, которой присуще образовываться из внутреннего благого расположения и совести в сочетании со здравыми мыслями о Боге и, разумеется, с помощью благодати Божией, и вместо нее устремился бы ко второй заповеди, только внешне радея о служении ближним, то для него будет невозможно осуществить неповрежденно и чисто и эту вторую заповедь».
- Значит, представление о христианской любви – это иллюзия? – с недоумением спросил монах.
- Это не иллюзия, а скорее игра в любовь и имитация подлинной любви, которой ни у кого из верующих нет. Подлинной является только любовь безусловная и духовная, которая обретается ценой всей жизни. Любовь к ближним, о которой говорил Христос, имеет большую важность вовсе не для Бога, а для самих людей и для мира.
Любовь к ближним просто делает человека более человечным и мир людей более гуманным, но к совершенству духовному человеческая любовь почти на имеет отношения, как ни странно, поскольку это любовь ограниченная, условная и пристрастная, а любовь Бога – это любовь безграничная, безусловная и безстрастная.
- Как ты думаешь, почему среди четырёх высших божественных добродетелей нет добродетели любви, а среди восьми человеческих добродетелей любовь есть? – с улыбкой переспросил старец.
- Не знаю, отче, - честно признался монах.
- А я тебе отвечу. Среди человеческих добродетелей любовь есть потому, что это для нравственного разума ещё непонятна идея безусловной и безстрастной любви, и любовь должна быть отдельно подчёркнута и выделена, а для божественных добродетелей любовь отдельно не нужна потому, что сами четыре добродетели сливаются в одну безусловную любовь, которой не нужно себя выделять и подчёркивать.
Постарайся понять, что любовь – это то качество, которое в гораздо большей степени нужно от человека не Богу, а самому человеку, другим людям и самому миру, чтобы жить на земле по человечески и быть людьми. Богу же от человека нужен только его совершенный духовный ум, как самая высокая и самая чистая энергия творения, которая и есть безусловная любовь.
- Мне это трудно понять, отче, и я не могу принять идеи о том, что ум выше любви. Мне все священники говорили, что нет ничего превыше любви и великоумие - это скорее порок, а не достоинство, - отреагировал монах.
- Это так и есть и всё правильно тебе говорили священники, но это правильно только для человеческого уровня, понимаешь?
- Нет, не понимаю.
- Тогда внимай! Любовь выше ума до тех пор, пока человек двигается к человеческому совершенству человеческих добродетелей, высшим из которых является любовь, но как только человек начинает двигаться к духовному совершенству, ум берёт верх над любовью.
Это в принципе верные мысли.
В высшем Божественном смысле нет "отдельного понятия любви", ибо все движения Божьего и богоподобного ума-духа есть и движения любви, ибо любовь есть способ существования божественного духа-ума и ничего, кроме любви, божественный дух-ум не творит и творить не может по определению, то есть божественный ум-дух и есть сама любовь в действии. Поэтому суть совершенства ума-духа и есть достижение умом-духом вечного и неизменного состояния любви. Верно и обратное через любовь ум-дух и достигает совершенства себя, как ума-духа.
Совершенный ум-дух просто не может не пребывать в любви любыми своими движениями.
Так что любовь это просто слово, указывающее на совершенное состояние ума-духа самого по себе, а ни нечто иное и особое в уме-духе.
Развившийся до совершенства ум-дух просто не может не любить и совершенствование ума-духа, подлинное совершенствование ума-духа, неизбежно вводит ум-дух в состояние любви, то есть в состояние Богоподобия.