Мини рецензия будет мозаичной.
Эта книга - попытка эзотерики "оттоптаться" на ниве христианства, на ниве православия, в их системе понятий.
И получился уникальный продукт, где пользы более, чем вреда, хотя трезвение для фильтрации тупых чисто эзотерических мотивов надо тут включать по полной.
Автора местами заносит в чистую эзотерику, но, к счастью, это видно сразу и это легко фильтруется. Ещё удручает бездумное жонглирование автором понятиями типа "духовное", "сердце", энергия", которые он так и не сумел раскрыть и лишь опытные смогут понять суть его слов, если, конечно, за его словами есть чёткая суть, а не лишь набор смутных ощущений ...
Но книга, хоть это и жанр эзотерики, полезна для молитвенника и "умно делателя" заходом в их сферу человека пытливого, хотя ЯВНО и не имеющего опыта и основы УД и молитвы за плечами.
Вот, например, пример полезности этой книги в такой цитате.
– Отче, при всём моём восхищении величием образа духовной пирамиды, я не почувствовал в нём христианской любви, к которой стремятся все верующие?
– И не почувствуешь, ведь все игры в душевность и чувственную любовь оставляются в средней части душевного отрезка пути, который и контролирует массовая религия. На духовном отрезке страстная душевная любовь, которой ищут все верующие, сменяется любовью духовной, как безусловной и совершенно безстрастной, которая кажется более холодной и менее чувственной.
На самом деле это заблуждение и незнание большинства простых верующих, которые ещё движимы страстями и любовью чувственной, которой и ищут у других и по которой определяют для себя православность другого человека.
Духовные люди кажутся всем душевным более сухими, прохладными, безразличными, бесчувственными и даже бессердечными только потому, что их безстрастие уже вышло из поля эмоциональных и социальных игр, а потому не фонтанирует и не разбрасывается эмоциональной энергией, поскольку умеет её беречь и грамотно использовать.
– Отче, а какими принципами руководствуется духовный воин, эти принципы соответствуют православному вероучению?
– Конечно. В основании пути духовного воина лежит четыре краеугольных принципа древней аскетики – взятие на себя всей полноты ответственности за собственную жизнь, отречение от мира лжи и невежества, принятие смерти в качестве друга и советчика и непрестанное покаяние перед Богом и собственной совестью. Это общая стратегия.
Данная стратегия базируется на знании основополагающих принципов движения нетварной божественной энергии в теле, душе и уме человека в разных состояниях – телесном, душевном и духовном. Взращивание древа совершенного духовного ума – это высшее искусство из всего, что доступно человеку.
– А что является тактикой?
– Тактикой является уже известная тебе Лествица духовная преподобного Иоанна, как чёткая последовательность ступеней восхождения к духовному совершенству. В дополнение к общей стратегии и тактике требуется ещё оперативная стратегия и тактика, выверяемая для конкретной ситуации и жизненных обстоятельств.
Например, для нашего безумного времени такой тактикой является тактика юродства или осознанной глупости, как лучший способ скрывания от мира своих подлинных целей, планов и ценностей, тактика отсутствия любых излишеств или стремление к скромности и простоте во всём, а также тактика постоянного поиска достойного соперника.
– Отче, а где же здесь церковные таинства, литургическая, церковная и общинная жизнь?
– Мы же говорим с тобой не о воцерковлении, а об иночестве и уединённом подвижничестве, когда ступень коллективности остаётся позади и инок выходит из любых форм церковности и киновии, а продолжает своё иночество уже в миру, неся всю полноту личной ответственности перед Богом и собственной совестью.
Церковь Христова, пастырь, братья и сёстры во Христе для него никуда не исчезают, просто инок перестаёт быть пасомым и водимым церковным пастырем, а становится на более сложный, более ответственный и более рискованный путь прямого духовного водительства своим собственным духовным сердцем и Христом в собственном сердце.
Да, при этом возрастает риск оступиться, меньше социальных гарантий и защит, больше неизвестности, но при этом есть свобода духовного роста и есть свободное место для того, чтобы делать шаг вперёд или точнее вверх по духовной Лествице. Всё, что требуется от инока на этом пути, – это дисциплина, самопонуждение, бесстрашие, отсутствие малодушия и трезвость ума.
– А как же церковные таинства?
– Никто не запрещает иноку ходить в церковь, но теперь он сам решает насколько ему необходимы церковные таинства. Иночество – это этап уединения для освоения молитвенной практики, которая решает проблему таинств. Я тебе уже говорил, что подлинный смысл церковных таинств – это активизация работы совести и переключение внимания верующего и сил его души с мира на сердце и нравственный закон.
Иноку, который пробудил совесть, разогрел своё духовное сердце и уже научился настраиваться на него во внимательной и умно-внимательной молитве, сама молитва может заменять все церковные таинства, как это было во времена отцов – пустынников.
Человек пропагандирует Лествицу, как практический путь перемены ума. Вполне достойный путь для всех, в том числе "иноков"- "инаковых"- "юродствующих" - "таящихся от мира".
Вообще дельных мыслей много у автора. Пустой эзотерики бы поменьше, да, и личного опыта, ну, его осмысления точно, у автора очень мало. Как-то всё лишь общими словами, но и это отчасти некая новая струя.
И ещё немного вполне здравого мнения.
– За счёт чего духовному воину удавалось выдержать все нагрузки и выживать, отче?
– За счёт несгибаемой силы духа, как пробужденной силы духовного намерения, которая была результатом чистого сердца, отсутствия страха перед смертью и глубокого покаяния.
Там, где у обычного человека иссякал дух и воля, у духовного воина вступало в действие его глубинное духовное намерение, которое было похоже на второе дыхание у спортсменов. Благодаря этому инок никогда не терял присутствия духа и в самый трудный момент у него был в запасе канал сердца и внутренней связи с Духом.
– Но ведь эта вера находится на самой границе жизни и смерти.
– Именно так. Смерть – это лучший друг и советчик духовного воина. Даже в случае смерти инок оставлял этот мир в ясном уме, присутствии духа и с чистым сердцем, сохраняя своё духовное и человеческое достоинство непоруганным, уподобляясь в этом Христу и это была лучшая смерть из всех возможных, поверь.
– А как сегодня верующему человеку можно стать на путь духовного воина?
– Я не могу ответить тебе сразу за всех. На путь веры совершенной человека, как правило, призывает сам Дух или прямым посещением достойного или указывая учителю на ученика, обладающего нужным складом сил души. Сегодня такой практики в церкви давно уже нет, поскольку и крещение и обращение к вере является массовым и поголовным без выяснения наличия расположенности и духовных задатков.
Пусть каждый верующий сам выбирает свою веру и способ её исповедования. Путь духовного воина не для большинства современных верующих – это я знаю абсолютно точно. Ты за это не переживай особо, путь духовного воина – это путь не от ума, а от сердца, которым управляет только Дух, а Дух сам найдёт способ и форму призвать на службу нужного ему воина.
– Отче, а путь духовного воина в наши дни сильно отличается от пути отцов – пустынников?
– Как небо и земля. Современный человек – это рационалист и прагматик до мозга костей с практически непробиваемой скорлупой горизонтального мышления и интеллекта, которая подобна армированному железобетону. Именно поэтому изменить такое мышление в наше время и переориентировать всю его структуру на духовное сердце путём воина не просто сложно, а архи сложно и едва ли возможно вообще. На путь воина сегодня могут становиться даже не столько воцерковлённые, сколько духовно образованные и очень трезвые люди.
– А в чём проблема воцерковления?
– Воцерковлённость в современном её профанно-схоластическом виде уже отчасти напоминает собой тоталитарность мышления. Проще говоря, современная воцерковлённость даёт человеку строгий моральный кодекс и шаблон религиозного поведения и мышления, но она не делает ум трезвым и здравым духовно. Более того, современнная воцерковлённость не способствует развитию духовного ума, а наоборот ограничивает ум уровнем морали, запрещая помышлять и думать о высоком.
Именно поэтому такая воцерковлённость делает человека только одержимым религией, церковью, священством и синодальным богословием, а это скрытая форма душевной зависимости от религии, а не духовная свобода. Поэтому я могу сказать тебе только одно – путь духовного воина возможен и в наше время, но для людей с очень гибким, утончённым и психологически здравым умом, ведь это путь совершенствования самого ума в первую очередь.
Как обычно критика и апофатика получается неплохо у автора, а вот конкретика практики УД и молитвы - этого практически и не найдёшь у него, кроме отсылки к Лествице Иоанна ...
И "вишенка на торте" и независимое подтверждение моего прочтения-понимания Откровения в теме о Седьмой трубе.
– Отче, из твоих слов и мыслей вытекает то, что внутри самой церкви путь духовного воина в наше время уже неприменим, я правильно тебя понял?
– Надо же, как точно ты почувствовал контекст сказанного мной. Да, я подводил тебя к мысли о том, что в современной церкви, как официальном институте поддержания социальной нормы, путь духовного воина уже невозможен, как выходщий за рамки социальности и общественной морали.
Путь духовного воина для нашего времени становится экзотикой, которую могут себе позволить только тех немноге иноки и аскеты, кто бросает вызов массовому обрядоверию и схоластическому богословию, чтобы восходить к Богу и совершенству духа в условиях анахоретства и уединения по примеру древних отцов – подвижников.
Это в наше время, вне сомнений, самый трудный, самый тесный, самый тернистый, но вместе с тем и самый прямой и благодатный путь веры совершенной, сравнимый со священномученичеством, только внутренним, не привлекающим к себе внимания зевак и страждущих. Этим путём идут современные воины.
– Ты в этом уверен?
– Абсолютно. Поверь, иного пути совлечения ветхого человека сегодня просто не существует, а ветхий человек, как и повреждённый эгоизмом ум, без боли, сопротивления, борьбы и схватки не на жизнь, а на смерть, не совлекается по учению отцов.
Как пишет Макарий Великий – «воздержание от худого не есть еще само совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змея, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна, итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую, бывшую в тебе, нечистоту?».
Путь духовного воина сегодня – это ежедневная схватка не на жизнь, а на смерть с самым изощрённым и самым коварным зверем, который и внутри и снаружи каждого человека – рационализмом и рационально-прагматичным мышлением высшего хищника и потребителя.
Абсолютное большинство современных верующих и священства прекрасно сосуществуют с этим зверем и хищником, даже не замечая его в своих помыслах и действиях, поскольку действует он изнутри самого ума и мышления и обнаружить его можно только войдя в духовное сердце, а это удел иноков.