Исихазм

Автор Тема: Практика глубинного изменения себя как единого антропологического целого  (Прочитано 20713 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Интуиция о себе, как о чем-то большем чем мировоззрение, сознание, телесность, силы души и другие составы предполагает поиск способов умных практик себя как целого. Практик, способствующим реальным онтологическим покаянным переменам внутри. Когда согласие на них даёт некая глубинная целостность. Т.е. открываются двери для маневров Духа внутри по принципу "из глубины воззвах к Тебе Господи". Это может происходить  и вне внешнего ментального сознания. 
Реальные покаянные изменения происходят именно на уровне всей целостности. Внешне-ментальное представление о чём-либо только мелкая рябь на поверхности общей целостности.

Насколько понимаю здесь работает помещение себя в определенные условия. Прежде всего это поток собранной молитвы.  В нем онтологическая целостность как-бы приоткрывается. Возможно движение в большие глубины. Еще раз подчеркну, это за пределами ментальных схем-представлений. Целостность проживается иначе. Можно уподобить единству самурая и его меча в практиках Кендо.

Уловление некоего предчувствия того, что обыкновенный бытовой ум - это только повехностный слой-чердак личного бытия как-бы направляет поиск способов изменения.

Такое движение требует некоего памятования-состояния, образующего проход к такой практике. Ум легко выскакивает в ментал с его разрозненным зауженным видением.

Наверное другими словами это можно показать как покаянное изменение антропологической целостности в её внутренней глубине.

По моей теме про практику можно проследить как с течением времени раскрываются и начинают прорабатываться отдельные грани-аспекты-измерения составов. Каждый раз кажется, что найден "абсолютный ключик" ко всему в жизни. потом это отходит. Наступает либо стагнация либо новая тема для освоения. Прикосновение к проживанию цельности (которое, думаю, по другому можно назвать софийным опытом) оказывается чем-то иным, чем движение по отдельным аспектам или даже держание нескольких во внимании. Опыт цельности как-бы распахивает иные объёмы и пространства. Думаю, что проработка в целостности тоже может быть характерна для зова нового времени.

p.s.На всякий случай некоторые работы, посвященные целостности в святоотеческой традиции. В.Ф. Давыденко «Святоотеческое учение о душе человека», И.В. Попов «Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского», Б.П. Вышеславцев «Этика преображенного эроса»); епископ Гурий «Богозданный человек. Опыт православной теодицеи жизни», С.В. Зеньковский «Принципы православной антропологии», архимандрит Керн «Антропология св. Григория Паламы», А. Позов «Основы древнецерковной антропологии».

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Тема интересная, но пока она не раскрыта.
Хотя в уме бурлят и конкурируют за внимание-волю ума мощные и многочисленные мысленные потоки и цепочки ассоциаций, ум психически здорового человека несомненно работает, как нечто вполне целостное.
Так что уму вполне по силам не безвольно плыть по волнам бурлящих мыслей в силу пляски ассоциаций в уме, выдающих ответы на вопросы и решения задач и проблем, а целенаправленно управлять всеми этими бурлящими потоками, то есть уму менять самого себя.
И метод изменений известен, это непрестанная молитва, утишающая пляски мыслей, и богомыслие, то есть стремление к познанию Бога настоящим образом, то есть обретения в себе Бога изнутри самого себя.
Но такого рода процесс "глубинного изменения себя, как единого антропологического целого" в  человеческом уме вербально не описать, на это есть чёткое указание:

26 И сказал: Царствование Бога подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.


Главное тут сделано Богом, брошено семя (любовь) в наши сердца, и нам надо и с верой, и с надеждой, и с любовью взращивать это семя в себе, пока не станешь Богом по благодати, то есть также любящим, как Он.
Так что суть практики "глубинного изменения себя" понятна и так: любить надо учиться настоящей любовью изо всех сил ...
Это то научение и эта практика любви и изменяет нас целостно и в самой глубине.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Добавлю про "практику глубинного изменения себя, как единого антропологического целого".
Тут уж, раз речь о "глубинном", надо и идти "в глубину" осмысления процесса и механизма изменений, а не просто оставаться на уровне констатации изменений "себя", как "чёрного ящика", что, разумеется вполне присутствует у наиболее мудрых и глубоких св. отцов в их рассуждениях об антропологии.
Я же попытаюсь всё описывать в терминах современности, вполне доступных и понятных нам, лишь иногда перекидывая мостики и микшируя понятия из современности и из святоотеческого языка.

Человек меняется, лишь когда он начинает иначе мыслить, чем прежде, - это и есть критерий изменения единого антропологического целого в каждом из нас.
Мыслить же иначе означает, чтобы начать порождать в себе иные мысли, ранее недоступные для возникновения в уме, и ещё умение управлять потоками своих мыслей и умение самому направлять их, а не только плыть в их потоке, то есть полная синергия иррационального и рационального в уме.
Тут, если коротко, надо сразу описать суть процесса "глубинного изменения", чтобы уловить главное в нём, и одновременно описать метод "глубинного изменения". Так будет проще.
Но кратко это выразить - сложно.
Метод "глубинного изменения" связан, разумеется, с молитвой, причём с непрестанной молитвой, которая творится в уме человека Духом Святым с согласия и по воле человека.
Как работает этот процесс перемены ума и на чём он основан?
Суть в самой молитве.
Молитва, истинная молитва, основана всегда на искренних вере, надежде, любви, как высших духовных чувствах ума, выраженных в сути слов молитвы, и молитва таким образом восходит к самому первичному ядру личности человека, из которого ядра выстраивается всё мировосприятие ума, основания и укоренённость работы ума. Тогда, так искренне укоренившись в истине веры, надежды и любви, ум, воспроизводя их в искренней молитве, может начать выстраивать всё остальное в уме непрестанной молитвой, как мечом (отсекая лишнее, неистинное) и мастерком (выстраивая из ядра истины всё дерево истины).
Искренняя непрестанная молитва всегда звучит в уме человека, когда он дал на это искреннее согласие Духу Святому. Такая молитва, как меч в ножнах, если внимание и воля человека не сосредоточены на ней, и такая молитва становится разящим мечом и мастерком строителя одновременно, когда внимание и воля человека сосредотачивается на ней. Как это работает с мыслями-помыслами? Молитва либо развеивает ложные и часто хаотичные-спонтанные мысли-помыслы, очищая и тем самым МЕНЯЯ ум, либо, напротив, воспринимая и фиксируя конкретные мысль-помысел, как истину, опять же тем самым меняя ум в самой его глубине. Так из ядра истины искренней веры, надежды и любви в уме человека, в самой его глубине и начинает выстраиваться дерево истин, которое и есть сам ум, сам человек, ибо ум и есть набор истин, принятых на веру умом, которые и принимают и познают реальность, меняясь по мере процесса познания, главное же в познании есть познание Бога, познание любви, причём опытно и извне и из собственной глубины в пребывании-растворении в ней. 
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Сергий, спасибо!
Я бы хотел ещё поработать над тем, что можно назвать "преображение эроса".

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Эрос - некое сквозное состояние, выражающее полноту жизни (или прообразуя ее). Как уже не раз говорилось на форуме - разгул земного эроса затопляет все и вся. Удавливание - обесточивает.

Вопрос о самой практике преображения эроса как целого. Это джин очень под большим давлением сидящий в бутылке. Очень комплексный джин. И яростный, и созидающе-творящий и заполняющий собой пространства. И работать с ним, видимо, надо именно в целостности.

Земной эрос в человеке раскрывается в мощном токе сексуальности, в грациозных движениях, в особой эстетике. Удавленный эрос в блеклых глазах, в скованных движениях, в скучном унылом состоянии.

Земной явно намекает на путь к эросу небесному. Намеки на эту работу находил еще в студенчестве читая "Пир" Платона.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Игорь можно раскрыть что значит для вас полнота жизни? Какое smart измерение к этому можно приложить?)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Полнота жизни - термин, выражающий для меня определенное состояние. Такое проживается в потоке молитвы.  Ещё по другому - это наполренность смысло-энергиями.

По поводу раскрытия смарт-измерения - например, молитвенное делание совмещённое с тонким улавливанием смыслов, наполнение ими.

Смыслы, для меня, вспышки-объёмы озарений. Содержат особую силу.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Любовь особое движение духа, эрос же это просто иное имя этого особого движение, иное имя любви, выражающее бурную, яркую и сильную духовную страстность движения ума, направленного при этом на конкретную личность преимущественно. Спокойные формы-проявления любви или любовь к Родине, например, или детям, или родителям, или товарищам и многое другое имением "эроса" ведь никак не окрасишь и не назовёшь. При этом, как ни странно, сексуальность тут совсем совсем вторична, просто вектор направленности эроса, как формы проявления любви, и вектор направленности сексуальности часто совпадают, что привело к ущербному рассмотрению эроса, как формы любви, только в контексте сексуальности ... Обычное человеческое упрощенчество сложных вещей, примитивизация и приземленность вещей реально высоких ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Удавленный эрос в блеклых глазах, в скованных движениях, в скучном унылом состоянии.
Больше похоже как раз на описание заядлого онаниста или злоупотребляющего своим "тестостероном" направо и налево ))
Люди, благоразумно распоряжающиеся собственным выданным оджасом, выглядят как раз как "помидорки", энергетически наполненными и порой с какой-то невидимой подсветкой что ли, которая у первых достаточно быстро улетучивается, если и была.

Вопрос о самой практике преображения эроса как целого.
Действительно сексуальность неотделима от целого и естественно, когда Дух мнёт и "трансформирует", то и она никуда не исчезает и претерпевает изменения в общем компоте. Поэтому человек-духовный выглядит странным и не понятным для "нормальных" людей, в том числе и в эротических вопросах.
То что казалось "сексуальным" на одной стадии развития, на другой уже таковым не ощущается и эротичным воспринимается нечто другое, и так бесконечно. И люди в пары организуются с учётом что они там оба одинаково считают сексуальным. В зависимости от внутр. преображений меняются и вкусовые предпочтения.
Это как любые другие страсти. Например, тщеславие. Пока Дух не коснулся, ты и не видишь некрасоту, в которой пребываешь. А как панорама открылась, то ужасаешься как щиплет нос и от окружающего и от собственных проявлений.

Одна моя знакомая, выражая максимальную оценку, восторг, касающийся чего угодно, говорит: "Это секс!" Блаженства - наша природа. Есть даже т.наз. "заповеди блаженств". Сексуальность, возможно, это красота, не только эстетическая, красота деяний, намерений.

Эротичность разлита повсюду и "неподавление" может выглядеть, как воссоединение, соприкосновение с ней. Медитативно смотреть в окно электрички, сексуальны дождь с грозой, море, задушевные беседы, утром кофе из красивой чашки.

Эротичны глубины своей собственной души. Иногда "хочу всё знать" неприлично, тайна она на то и тайна, чтобы быть тайной. Надо её уважать и благоговеть.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Можно привести великое множество свидетельств отношений между животными, которое человеком может характеризоваться проявлением чувств, сродным с нашим пониманием любви. Например,  история кошки , которая, имея свободный выгул, ежегодно котилась от одного и тог же кота, которого ждала каждую весну, не смотря на излишнее внимание других котов, которых она попросту гоняла со своего участка.  Дожидалась она своего кота  и где то на две недели кот был постоянным гостем на участке, ходили они миловались и ели из одной миски, затем кот резко исчезал, а кошка через пару месяцев приносила котят, которых добросовестно выкармливала, затем хозяйка, а проживала она в доме круглогодично, котят отдавала кому то кто их пристраивал.

Так случилось, что этот участок с домом и с кошкой (бывшей хозяйке было некуда ее брать) приобрел я, и, по ряду совокупных причин, а так же благодаря моей профессии  ветврача, кошка была простерилизована. Когда наступила весна кот, по сложившемуся обычаю приходил несколько раз на свидания со своей любовью, но ту как отрезало, никаких больше рандеву и прогулок вместе, кот периодически, по привычке заглядывал еще несколько раз и на следующий год, но потом поняв, что его чувства не разделяют, оставил эти попытки и проявив мужскую гордость удалился, и более не возвращался.

Такая вот сентиментальная история, но это какими глазами смотреть. Кошки, кота, хозяина дачи, ветеринара, а если еще учесть, что хозяин дачи и ветеринар это одно лицо...

Да, из наблюдений биологов.Что делает в первую очередь лев, изгнавший вожака стаи и ставший ее главой?  Он убивает всех львят в стае, которые еще на подсосном периоде (сосут молоко львиц), так как самки не придут в течку до тех пор пока они выкармливают львят, а следовательно не обратят внимание на нового вожака как на самца.

А к тому, что родовое начало (тяготеющее к животному началу) можно со спокойной совестью ставить выше персонального и индивидуального человеческого сознания, приписывая ему высшие побудительные действия, когда как на самом деле эти направляющие берут начало в животной стихии, которую мы культурно облагораживаем прописной  нравственностью и обязательными этическими нормами.

Кроме этого.

Говоря о том, что Бог есть Любовь, мы наделяем Бога и апофатическими и катафатическими свойствами, а для любви у нас одна сплошная катафатика. Мы все о ней знаем. Кто из нас может сказать, что познал Бога? Зато каждый второй бьет себя в грудь, твердя, что сердце испытало любовь. Или, чего стоит такая фраза, я любил (а), а он (она)  меня нет. Скажите ка это Богу...

Я теперь задаюсь вопросом, а действительно зачем эти разделения любви на различные ее уровни, если даже в самом этом уровне уже подразумевается нет не отсутствие а некое несовершенство любви  в земном ее исполнении. Как пример:

Любовь родителей к детям равна ли любви детей к родителям, а если равна, то на каком этапе она уравнивается, и почему дети могут быть смыслом жизни для родителей, а родителей для детей назвать смыслом жизни как то язык не особо поворачивается. И это при том, что по умолчанию все согласны с тем, что сама любовь и есть высший смысл жизни.

Что касается темы:  Практика глубинного изменения себя как единого антропологического целого. Сие возможно при главном условии, что во главе своего  антропологического целого ты ставишь как абсолютную ценность антропологическую целостность другого, что невозможно без видения в другом Бога.  Этот процесс видения себя в другом с одновременным выведением из себя ложного самомнения о себе и есть  действующая в тебе любовь.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Глагол "познать" (познал) совершенного вида и действительно вряд ли применим к Любви-Богу.
Я думаю лучше употреблять тут отглагольное существительное "познание" и глагол несовершенного вида "познавать". Тогда правомерно говорить о любви "познавать" (но не "познать" до конца), как о всё разворачивающимся бесконечном процессе познания Любви-Бога, который по определению полностью и окончательно никем познан не будет никогда.

Что до любви животных, то любовь некоторых собак к своим хозяевам однозначно может носить имя  "эроса", так как она и личностна, и бурная, и сильная, и яркая во всех своих проявлениях.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

процесс видения себя в другом
Что стоит за высокими словами, когда говорят о "видении себя в другом"? Во-первых, кто знает до конца себя, чтобы видеть это же в другом? Во-вторых, такого как ты не бывает - всё штучно и эксклюзивно.
Видеть в другом ядро, основу, Бога, чистый архетип - да; пресловутую закопчёную доску - тоже да. А дальше в людях можно видеть только их самих. Иногда бывало специально выходила посмотреть на мир: какие все разные и интересные. Как дома-коттеджи, которые они же себе строят - насколько отличаются друг от друга... Удивляет, насколько уникально и по-разному каждый себе это видит.

Могу быть не права, но мне воспринимается, Свод, что у Вас какие-то сверхобострённое желание и мировая тоска по утраченному всеобщему единству, и это просто снедает Вас изнутри и не даёт нормально жить. Оно понятно, конечно же, и думаю, всем присуще в той или иной мере. Но почему бы не отнестись к этому философски: делать от себя что можно - и внутри и в ближайшем окружении, а в остальном положиться на Промысел и больше доверять Высшим срокам.
Я сейчас начала читать книжку М.Ньютона о предназначении души, и там сказано, что после смерти души попадают в среду родственной группы душ - где более менее одинаковый уровень развития и родства, и более того, нас там ждут-дожидаются. Вот там и возможно то, о чём Вам так тоскуется. А с остальным надо понимать, что люди, человечество - вовсе неоднородный компот, точнее однородный, но это будет ещё очень не скоро и всех сплотить прямо сейчас - вот прямо обнять на пионерском костре - не получится.

Возможно,  у Вас какая-то сильная травма в раннем детстве от мамы или в перинатальном периоде, что Вам катастрофически не хватает  любви и Вы её жадно пытаетесь начерпать отовсюду, откуда только можно. Но если Вам дать гарем из сотни женщин Вы всё-равно скажете фразу: "Мне недостаточно" или стадион из глубоко-понимающих друзей-мужчин, всё-равно будете бить себя в грудь и говорить, что Вас никто не понимает.
Спуститесь в сердце. Там есть всё, что Вам нужно, это Вас умиротворит.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

процесс видения себя в другом
Что стоит за высокими словами, когда говорят о "видении себя в другом"?

Скрытый аутоэротизм (тоже своеобразная разверстка темы Эроса :-D). У ребенка - стадия нарциссизма, у взрослого может быть при нарциссическом расстройстве личности.
Слова эти не "высокие", "высокими" они были бы перестановке акцента на "другого в себе". Но и это - всего лишь потуги на "Иш и Иша"...
Вы пишете о познании себя. Собственно, огромная часть УД к этому и сводится. В процессе этого обнаруживается Дух.
Задумываясь о теме про "Отцов и аспекты срвременности", мне казалось, что те детали, которые нам известны теперь о человеке, как то: типы характеров (дофаминовый, серотониновый и тп) - что определяется биохимией мозга, могут раскрыть принципиально важные нюансы для делания. Отцы обозначили общие тенденции, дали некоторые конкретные примеры для потомков - это указатели... и предполагаю, что многие и многие на этом пути ломались, если не было индивидуального подхода. Возможно ли впихнуть адреналивый характер в классическую аскезу? Или именно ему она и нужна? "Что русскому хорошо, то немцу - смерть".))
Поэтому и нужно познавать себя, что требует элементарной внутренней честности. А это - редкость, однако. Увидеть проблемы с родителями, родовые баги - это дает возможность продвигаться. Если человек наблюдательный и, действительно, удшник, он рано или поздно упрется в эти вопросы. И без их разрешения эрос так и останется сексом, и будет рулить "обезличенное" животное начало везде, и не только в постели. Оно - поглощает, использует и жрет.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Да, согласна, конечно же, про индивидуальный подход и учёт современности. Так, насколько мне известно, и никто из всяких отцов-подвижников никогда с этим и не спорил. Они учили познавать Дух времени при любых эпохах и политико-церковных ситуациях и сообразовывать с ним Живое и Дышащее.
Да и индивидуальный подход изрядно выражен в житиях святых, например, коих аж 12 томов - чем не пища для психологических исследований при желании? И известные "типы святости" (праведные, святители, равноапостольные и т.д. и т.п.). Т.е. это всё указывает, что никогда и не было никакого общего подхода, никаких "классических аскез". Всё с учётом устроений.

Получается, никакого "конфликта" тут и нет.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля


Что стоит за высокими словами, когда говорят о "видении себя в другом"? Во-первых, кто знает до конца себя, чтобы видеть это же в другом?

Видение себя в другом - это не знание, а узнавание. Знание зачастую лжеимно,  у его основания чаще всего лежит не истина, а некая шаблонная аксиома, зачастую вбитая нам с сызмальства, и если мысль того кто обращается к нам не базируется на той или иной принимаемой  нами аксиоме, то мы отказываем обращающемуся не только  в принятии мысли, обратившегося к нам человека (переводя ее в разряд помысла), а зачастую отворачиваемся и от самого человека. 


Продублирую прошлый свой ответ: Полюбить другого, как самого себя, это ключ к тому, что бы наконец то увидеть себя самого и  в этом  какое то благодатное сумасшествие, удивление, восторг, потрясение. Зеркало это лишь бледная тень, в котором ты видишь не себя а копию, двойника, к которому ты относишься оценочно типо: "вот так я сейчас выгляжу". Полюбить другого, как себя - это иное, это откровение о себе в другом вплоть до идеального внешнего сходства, (хотя это внешнее сходство в обычном понимании может и полностью отсутствовать (Эсмеральда и Квазимодо), где материя тел и без их физического слияния становится одним телом, в котором в двух единая душа. Это как крик Адама увидевшего себя в Еве, после её изведения из его же ребра.  «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…»

Во-вторых, такого как ты не бывает - всё штучно и эксклюзивно.

О, да)

Рае Рай.

Небо Своду.
« Последнее редактирование: 12 Август 2021, 17:42:48 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.