Взаимодействие с миром надо суметь направить на собственное покаяние
Какой-то очень горький вывод...
Мне всё больше видится, что в мире надо учиться видеть красивое, лучшую его часть и сторону (ну не одни ведь только лужи и грязь тут), впитывать это благое, взаимодействовать с ним и отдавать, в свою очередь, тоже лучшее, на что способен.
Раиса, да совсем и не горький, а самый настоящий сладкий, как в словах Иоанна:
"возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9)" Сергий дело говорит! И пример с яблоком и калорийной гусеницей и прекрасной бабочкой и натуральностью яблока просто откровенно здоровский!
В простоте - сила, ум дает оценку красоты - нравится/не нравиться и на этом основывает красиво или нет.. но, если это ум, готовый не вешать ярлыки и видеть глобально, просто созерцая красоту различий в том числе, тогда человек на пути покаяния.
А это и больно и порой страшно, горько, встретиться с самим собой вначале, тогда и начинает что-то меняться, когда ум перестанет свою свистопляску разыгрывать и тогда мы начинаем процесс просыпания от иллюзий. Вот Сергий не вешал ярлык и пошел вглубь к гусенице, бабочке, народам, которые едят гусениц - освободился от ложного себя. Если бежать от лужи и грязи, то рано или поздно ими накроет, оттягивание момента просто, игры в обращение взора только на хорошее", хоршее" для нашего ума. А суть, как говорит Сергий: "
Взаимодействие с миром надо суметь направить на собственное покаяние"
Те не избегать для нашего ума некрасивого", а как говорит прп. Паисий Свтогорец:
"Всё врачевать благим помыслом" - смотреть глазами Бога на каждый момент жизни, на каждого червяка без призмы мятущегося ума, покорять свою самость Ему. Как апостол пишет: "В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе" - конечно это идеал и видимо в своей полноте это будет окончанием этого мира, но только отношение, свой ответ на события мы можем выбирать, не меняя мир, меняя свой ум, забывая себя, но не засыпая.