Исихазм

Автор Тема: Теоэстетика  (Прочитано 23980 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #120 : 09 Сентябрь 2024, 00:22:46 »
lily, речь ведь именно о проявлениях в конкретном обличье. Какими именно проявления предстанут, это во многом предопределено инициацией (в широком смысле слова, ведь инициация мб и нечеловеческой, прав Родион).
Пример: многорукие, с ожерельями из человеческих голов или костей, с определенными предметами культа/оружием в руках, верхом на буйволах или тиграх - такое вИдение обусловлено одной инициацией. А, допустим, видение божеств с головами шакала или ибиса, с определенными предметами культа в определенных позах, - другая инициация. А три мира, верхний, средний и нижний с их характерными обитателями - иная инициация, тот или иной вариант шаманизма. Также как и все эти видения раев и адов в аврамических религиях, их бы не было в таком виде без соответствующих инициации.

Вот о чем речь, что уже на этапе восприятия есть обусловленность, тем диапазоном образов, который дано человеку воспринимать, согласно той или иной инициации.

Конечно, это происходит в том случае если вИдение объектное, если воспринимаются формы - существа, ландшафты, строения и тп. Безобъектное вИдение - энергии, света, лучи, иное пространство-время человека происходит иначе.

Да, лучше не иметь фильтров в самом восприятии чистого вИдения. Но они есть, они предустановлены когда-то (или в этот самый момент) произошедшей инициацией. Допустим, мне, скорее всего, не увидеть сонма будд в каждой песчинке и всю их навороченную космологию, если у меня нет прежней связи с этой традицией через посвящение. Европейцы через века традиции, которая пронизывала общество, с молоком матери впитали  :-) "структуру небес с обитателями", они в нее так посвящены.

Колхозник, в высшие миры вводят очищенные двери восприятия (то же, что "чистое сердце"). Но фильтры остаются и при чистом сердце. Так, святые в той или иной традиции крайне редко выходят за границы допустимого диапазона вИдения собственной традиции...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #121 : 10 Сентябрь 2024, 20:15:22 »
Сказали, сегодня международный день красоты.

Интересное нашел священик:
Цитата: прот. Игорь Рябко
с самых первых строк Библии мы встречаемся с красотой. Каждый творческий акт автор книги Бытия заключает словом о том, что Бог увидел, что это «ХОРОШО» (от греч. «καλός» (калос), что буквально означает «красиво»). В сирийском переводе Пешито это передаётся через слово «шапит», которое также означает красоту."
***
и еще, в пандан:

Лепотаа...что, впрочем,  тоже др.слав.слово "красота" :-)

«Господь воцарися, в лепоту облечеся». по мысли толкователя, Господь облекся в благолепие, Божью славу и власть.

Благо-лепие, благая красота Бога...

Иссоп

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #122 : 10 Сентябрь 2024, 22:05:46 »
Небо сего дня в виде сердца

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #123 : 19 Октябрь 2024, 11:12:00 »
У Ганс Бальтазара нашёл такое сравнение. Отталкиваясь от шекспировского: весь мир театр, а каждый человек актер, Бальтазар развил мысль дальше: Драматург это Бог, который пишется ценарий Слова, мне показалась эта мысль интересной, так как триада: драматург, режиссёр, актер является проекцией сакрального: Бог, Дух, Сын. где Бог начертывает сценарий Книги Жизни в целокупности, Дух его осществляет во времени, через воплощенное на сцене жизни Слово.

Мы зрители. Горизонталь зрительного зала предполагает его пересечение с вертикалью сценой и выход зрителя на сцену, с его участием в постановке под названием Жизнь.

Живое участие зрителя, сценой которого становится его сердце. И он перестаёт быть просто зрителем, если Слово откликается в его сердце.

Ещё раз, задача режиссёра Духа, вывести зрителя на сцену, через воплощенное на сцене Слово, чтобы зритель стал единым с этим Словом. Зритель как фитиль, горящий не своим огнём, светящийся не своим светом.

Теоэстетика игы божественного света, источником, которой становится человек.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #124 : 19 Октябрь 2024, 11:36:42 »
Важно быть живым участником этой игры света, именно она включает тебя в событийность этому миру здесь и сейчас, тогда и за тем. Угасание Духа приводит к выпадут из божественной игры, какторая являет красоту. Не нам принадлежит эта красота, но через нас дано её являть  в этот мир.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #125 : 19 Октябрь 2024, 16:38:40 »
lily, речь ведь именно о проявлениях в конкретном обличье. Какими именно проявления предстанут, это во многом предопределено инициацией (в широком смысле слова, ведь инициация мб и нечеловеческой, прав Родион).
Пример: многорукие, с ожерельями из человеческих голов или костей, с определенными предметами культа/оружием в руках, верхом на буйволах или тиграх - такое вИдение обусловлено одной инициацией.

Реальный водораздел проходит между теми, кто имеет хоть какое-то отношение к иному миру и теми, кто только фантазирует. Давно известно, что мистики разных традиций неплохо находят общий язык и часто используют более одной традиции для выражения опыта. Гребенщиков вообще всё подряд мешает и нормально. Короче нет никакой волшебной палочки определенной марки, чтобы бац и привиделись Будды или ангелы в зависимости от бренда палочки. Моё скромное мнение.
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #126 : 19 Октябрь 2024, 23:27:33 »
lily, инициация дает возможность подключения к иному миру, но в определенном диапазоне вИдения, обусловленном этой инициацией. Посвященный в тантрическую практику не увидит ангелов в своих визуализациях, если не был как-то связан прежде с аврамическими религиями. Христианину не явятся жуткие мирные и гневные божества бардо, ведь в него уже зашит паттерн, что ему возможно увидеть  - ангелов да чертей, родственников усопших и тп. И боги ДрЕгипта ему не явятся, если не было прежней связи с Египтом. Должна быть конкретная предистория, чтобы вИдение развернулось в том или ином мифологическом диапазоне. Мне так это представляется.

БГ мешает все подряд, но во-первых, он много лет уже мешает один и тот же "фирменный" замес, вариации давно очерченной им темы. А потом, как мне кажется еще с 80-х, он значительную часть "всего подряд" намешал по книжкам, разве что христианство и буддизм у него явно в опыте (этого немало, конечно). Это несложно, еще Кастанеда показал, как это делается: берешь отчеты антропологов, диссертации, трип-репорты и вуаля, ты уже так намешал какой-нибудь шаманизм Амазонки или вуду, не вставая с дивана, что мама не горюй )

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #127 : 20 Октябрь 2024, 01:07:59 »
прозелит, как выяснилось опытным путем, у меня не христианский, а суфийский импринт. Там процесс примерно такой: человек погружается внутрь себя до определенной точки, с которой начинается опыт, и потом фиксирует все, что происходит. Хоть цвета, хоть драконов, хоть ангелов, что получится. Мне действительно не близка идея инициации в том виде, в каком Вы это описываете. Юнг например делал нечто подобное - писал что приходило до кристаллизации потока сознания в структуры, и потом уже изучал эти структуры, а не наоборот. Пришлось снести православную надстройку с ее запретом на воображение.

Фирменный замес БГ - довольно классическая европейская алхимия, о чем он говорит прямым текстом в разных интервью, это довольно гибкая система, позволяющая использовать любой язык.
Конкретная образная система - скорее язык, если Вы выросли в русскоязычной среде, то мысль или опыт выразите по-русски, а не по-немецки. Но если выучите немецкий, то сможете и на нем ее выразить, причем выяснится, что для некоторых мыслей он даже лучше подходит. Как-то так видится.

Например итальянская культура в большей степени выражает себя образами, чем словами, причем эти образы складываются в язык и предполагают понимание и чтение их подготовленным зрителем, тут реальная культурная пропасть с православием с его иконами. Образы не несут той нагрузки, которую несут в православии, зато несут другую. Италия - единственная страна в мире, где все школьники изучают историю искусства как обязательный предмет, т.к. иначе у них нет доступа к собственной культуре. А в России в этом ключе изучать практически нечего, все ценное в литературе
And death shall have no dominion

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #128 : 20 Октябрь 2024, 01:34:58 »
Лиля, не ёрничаю, не куражусь. Просто интересно. Всех спрашиваю, и Прозелита и Свода, всех вообще.
Это не тип: "срезал".
Мда.
Реально интересно.
Сформулируй, ЗАЧЕМ тебе: "суфийский импринт", "классическая европейская алхимия", Юнг?
Вообще, ЗАЧЕМ тебе всё это?
Вся эта тематика тебе зачем?
Какое целеполагание?
Есть ли целеполагание?
Ну, вообще, несколько слов по тематике мотивации.
Если можешь, хочешь и т.д. отвечать, конечно. К ответу и не думаю принуждать. Но уходящие от ответов на мои вопросы такого рода братья и сёстры тоже приносят мне пользу, они дают мне информацию в виде важной статистики, важной для меня, только лишь меня, разумеется.
Конечно, всё это только на уровне твоей личной оценки-самооценки говоришь. Теории мне давно не интересны.
Эта ТЕМАТИКА тебе лично ЗАЧЕМ?
Это у тебя  что тут? - Личный интерес, хобби, профессиональный интерес, максимизация дохода от творческой продукции, духовные искания, просто прикольно, для повышения самооценки, для повышения статуса в тусовке, "сама не знаю зачем мне это" и т.д. и т.п.?
Надеюсь на понимание.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #129 : 20 Октябрь 2024, 02:10:57 »
Сергий, уважение к своему имени, фамилии, семье, истории семьи, предкам и месту рождения. Я недостаточно русская по крови и практически третье поколение, родившееся за пределами России. В начальной школе изучала Библию, восточную поэзию и сказки, НЕ в России, насчет импринта не шутка. Не смогла понять и принять историческую родину, т.к. она не приняла меня. Все перечисленное Вами плюс психическое здоровье от того, что перестала натягивать чужие маски. Реально разочаровалась в православии, хоть и крещеная, не вижу зачем пропускать свой личный опыт и свое восприятие через эту мясорубку. Всеми силами пыталась, но если от людей непрерывно негатив, то зачем оно мне? Что я там забыла? Делаю то, что мне естественно. Я наполовину татарка, родилась в Ташкенте, сердце и родина конечно там, под тем небом и на той земле, а традиция там суфийская. Т.е. ислама во мне изначально больше, чем христианства. И если христиане непрерывно отвергают и говорят, что дура недоделанная, что никак не дружит с реальностью и социальным статусом, то ну их / вас.
And death shall have no dominion

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #130 : 20 Октябрь 2024, 11:01:26 »
lily,
спасибо за ответ.
Ответ хороший, точный, ясный честный.
Но акцент ответа смещён и заужен.
Можно чуть дополнить ответ, чуть расширив его?
В Вашем ответе всё присутствует, что я хотел услышать, но акцент ответов смещён в область ответов скорее самой себе, а не мне: почему суфизм и ислам, а не православие и исихазм?
Это акцент верный, важный, глубокий, понятный.
Но меня интересует не только это.
Это принимается и одобряется, да, именно так.
Вопрос то был всё же шире, примерно в таком ключе: почему вообще у Вас, ну, ... ммм ... скажем так ... неравнодушие к исканиям пути к Богу?
Это наиболее мне интересно, тем более, что путь Вы выбрали ТРАДИЦИОННЫЙ, как пишите, что важно на самом деле.
Вот этот аспект у Вас в ответе не раскрыт, ну, не акцентирован и подробно не рассмотрен - это уж точно.
А суфизм, ислам - это просто прекрасно - и по ходу дела, так как Вы связали свою судьбу с Западной Европой, - это ещё и перспективно чисто на уровне эффективной и комфортной социализации в быстро меняющейся культуре и общественной жизни тамошних государств.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #131 : 20 Октябрь 2024, 12:11:54 »
У меня в семье были представители традиционного пути не в одном поколении (как раз суфийский ислам и поэзия). В этой связи всякий Нью Эйдж выглядит поверхностным отстоем. Да, в Европе суфизм вызывает большее уважение, чем православие и далеко не только в связи с миграцией последних десятилетий (она скорее мешает), они в курсе какая традиция глубже и серьёзнее, особенно если интересовались. А интересовались они как минимум начиная с крестовых походов. Юг Италии и Испания вообще были под арабами. Один из величайших суфиев - ибн Араби родился и жил в Испании.
Ваш исихазм по книжкам 19 века тоже во многом поверхностный отстой, учитывая любовь 19го века к национальным идентичностям и историческим реконструкциям. Копать нужно сильно глубже, чтобы что-то понять.
С православными реальная проблема, что относятся намного хуже, чем меня бы устроило, учитывая семью, образование и личные достижения. Особенно после примирения с семьёй.
Насчёт Пути ответила же: делаю то, что мне естественно.
« Последнее редактирование: 20 Октябрь 2024, 13:09:39 от lily »
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #132 : 20 Октябрь 2024, 14:02:01 »
Сергий, на твое последнее "зачем" мой ответ таков. Для меня это был субстрат. Питательная среда, которая годами поддерживала поиск. "Собственное я" искало во многих направлениях, годами, сопоставляя, пытаясь найти оптимальные маршруты, кружа и спотыкаясь. Говорю же, духовный поиск "собственного я" - трагикомичен. 
И когда после определенного этапа, практическая потребность в таком субстрате отпала, то прежняя наработка (отчасти опыт, отчасти - представления, выводы и тд) - все равно осталась, в латентной форме. До поры, конечно.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #133 : 20 Октябрь 2024, 14:49:09 »
lily, спасибо, понял такую точку зрения. Насчет образов итальянской культуры, складывающихся в язык...наверное, это похоже на то, как увлекаешься/вовлекаешься в мифологию ДрГреции, например, включая и тексты, и скульптуру, и архитектуру, и вазы, и вот, уже все эти образы и деяния богов и героев открывают для тебя мир архетипов, и они становятся языком, соотносящим мир архетипов с повседневностью. Примерно так?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #134 : 20 Октябрь 2024, 15:02:18 »
lily, спасибо, понял такую точку зрения. Насчет образов итальянской культуры, складывающихся в язык...наверное, это похоже на то, как увлекаешься/вовлекаешься в мифологию ДрГреции, например, включая и тексты, и скульптуру, и архитектуру, и вазы, и вот, уже все эти образы и деяния богов и героев открывают для тебя мир архетипов, и они становятся языком, соотносящим мир архетипов с повседневностью. Примерно так?
Да, точно так, у них с греками общая мифология. Этот подход к искусству пошел дальше сквозь века, смешивая библейские истории с античностью в свободных пропорциях. То, что так триггерит любителей икон. Но так было всегда, со времен катакомб, ничего нового.
Греческая культура во многом умерла, а итальянская более живая. И потом на Сицилии живут в большой степени этнические греки. Здесь свой плавильный котел из разных культур и так и не сложилось единой итальянской нации.
Православие по факту проиграло культурную битву на этом витке истории. Возможно христианство в целом. Сейчас поднимаются Индия и исламский мир, и им точно есть что предложить в плане культуры и духовности в отличие от запада (в широком смысле, культурно Россия это запад). Китай слишком специфичен, а Индия и ислам вполне понятны при определенных усилиях.
« Последнее редактирование: 20 Октябрь 2024, 15:21:50 от lily »
And death shall have no dominion