Исихазм

Автор Тема: Трезвенное созерцание. Неизвестный афонский исихаст.  (Прочитано 650 раз)

Pustyrnik

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

    Предлагаю вашему вниманию книгу о которой здесь вроде еще не писали. По моему мнению это одна из лучших книг на эту тему. Прочитал взахлёб на одном дыхании от корки до корки.

  Для быстрого ознакомления вот вводная статья от издательства.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Издание осуществлено с разрешения святой афонской обители преподобного Ксенофонта. Исключительные права на издание книги в России предоставлены Московскому Подворью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

От издательства
Особое место в жизни человека, в жизни христианина занимает молитва. Человек сам по себе – немощное, ограниченное существо. Но молитва соединяет его со всесильным и беспредельным Богом, в ней он беседует с Тем, на Кого не дерзают взирать Ангелы, Кто обитает в прекрасном и неприступном свете1. Беседует и – бывает услышан. Невозможное человекам возможно Богу2, и все возможно Ему3. И потому нет ничего невозможного для человека, искренно и с усердием молящегося, возлагающего на Бога все свое упование, от всего сердца верующего в безграничную любовь и милость Господа к нам – Его столь нуждающемуся в этой милости творению. В молитве человек примиряется с Богом, испрашивает прощение грехов, обретает помощь в трудах своего жития, вразумление и разрешение недоумений, ходатайствует о нуждах ближних. Молитвой человек побеждает восстающие на него страсти, греховные навыки, повергает долу непрестанно ищущего его погибели врага. А потому нет ничего сильнее и ничего важнее молитвы.

Но, к сожалению, две наиболее гибельные ошибки, как два страшных препятствия, оказываются на пути стремящегося к Богу человека, ошибки, замедляющие, а порой и вовсе пресекающие для него какое бы то ни было духовное преуспеяние.

Одна из них – следствие малодушия и маловерия, а в не меньшей степени, пожалуй, и обычного людям нерадения. Молитвенный труд для не привыкшего к нему человека нелегок. Потрудившись, порой и продолжительное время, и не видя от того никакого зримого плода, люди часто приходят к совершенно ложному, но вместе с тем очень распространенному выводу: «Не те сейчас времена, чтобы молиться. Молись не молись – все одно. Молитва – удел ушедших уже в прошлое великих подвижников и святых, а никак уж не наш». И большее, на что может еще понудить себя после этого человек, – это повседневная «вычитка» правила, «вычитка», к которой так часто вовсе не прикладывается сердечное участие, когда сердце занято чем-то «своим», ум блуждает невесть где, а человек остается с убеждением, что выполнил некий долг перед Богом и может быть спокоен.

Другая ошибка, совершенно иного свойства, быть может, еще опаснее. Потому что если в первом случае имеет место ложно понимаемое смирение, то во втором – гордость. Человек, еще не очистившийся от страстей, преисполненный, как правило, самомнения и тщеславия, устремляется к исканию высоких молитвенных состояний, божественных созерцаний и таинственных откровений. Здесь известное усердие с разгорячением действительно могут привести молитвенника к определенным «плодам», которые он будет в себе ощущать и которыми будет гордиться. Но молитва без дел, без жизни, соответствующих ей, становится, по слову преподобного Макария Египетского, лишь «личиной молитвы»4. И здесь человек либо впадает в самообольщение, в прелесть, духовно повреждается, либо, в конце концов, понимая в глубине души суетность и безрезультатность своего «подвига», приходит в то же состояние уныния, происходящее от маловерия и малодушия. Приходит к тому же выводу: «Молись не молись – молиться не научишься».

Однако спасительный, царский путь – это всегда путь средний, проходящий между различными уклонениями влево и вправо, между недостатком и излишеством. Молитва – это действительно самое важное, самое главное дело в жизни человека. Именно дело. Она совершенствуется по мере исправления человеком своего внутреннего устроения посредством жительства по евангельским заповедям. И вместе с тем, без нее исполнение этих заповедей невозможно. Молитва есть проявление внутренней жизни человека, его веры. Нет молитвы – нет и жизни, и вера тогда – сухая, безжизненная, формальная. Каждый день, каждый час, каждое мгновение своего земного бытия человек сталкивается со множеством трудностей, тягостных недоумений, ни преодолеть, ни разрешить которые своими силами, без божественного вмешательства, не может. И если он не просит об этом вмешательстве, то где же тогда вера?

Постоянно человек согрешает, совесть не может не обличать его в недостаточности, в неполноте исполнения открытой ему в Евангелии божественной воли, в своем сердце человек видит скверну, нечистоту, видит самого себя недостойным Бога. И если от этого видения не рождается молитвенный, покаянный плач, то опять-таки: где вера?

А сколько милостей, сколько неоценимых даров принимаем мы от Бога – как очевидным, так и сокровенным, неведомым для себя образом! Сколько поводов у нас для того, чтобы благодарить, хвалить, славословить Господа день и ночь! И что сказать, если и этого нет, если и здесь наше сердце вновь оказывается и глухо, и немо?

Вся наша жизнь, если мы только того захотим, может служить для нас училищем молитвы, занятия в котором не прекращаются ни на мгновение. Учителем же является Сам Господь, учителем, знающим, как научить, и могущим научить. И потому лишь от нашего усердия, от нашего произволения зависит преуспеяние в том делании, что роднит человека с горними Силами. От нас зависит найти для молитвы время, отняв его у каких-то иных, очень часто суетных, совершенно пустых дел (а если и не пустых, то куда менее важных), от нас зависит трудиться в ней с терпением, не изнемогая от сухости и кажущейся бесплодности, от нас же – раз за разом вновь заставлять свой непоседливый ум возвращаться к словам молитвы, вникать, углубляться в них. А от Бога зависит даровать нам в молитве благодать, дать ощутить Свое присутствие, пережить его реальность, помочь разгореться слабенькому, едва тлеющему в нашем сердце огоньку в неугасимое пламя божественной любви.

Святые отцы, действительно великие подвижники и великие молитвенники, по смотрению неусыпно пекущегося о нас Бога оставили нам, как богатое наследие, свой благодатный опыт, свою науку, свои исполненные удивительной мудрости наставления о молитве. Книги некоторых из них общеизвестны и общедоступны. Их читают и, благодаря им, обретают пользу многие поколения православных христиан. Однако есть и иные, утаенные до времени по непостижимому для нас божественному Промыслу от всеобщего взора, сокрывавшиеся под спудом и лишь впоследствии явленные всей полноте Церкви, как некий изумительный и многоценный дар. К числу подобных книг принадлежит и та, которую Вы держите сейчас в руках. Она написана неким подвижником, пожелавшим сокрыть свое имя, назвавшим себя просто – «Отчаявшимся», – святогорским монахом, постигшим величайшие таинства молитвы, обретшим в своем сердце драгоценный бисер – Христа. Многое из того, о чем он говорит в своем замечательном труде, может представляться нам удивительным, даже невероятным. Но это – слово неложного опыта. Многое может показаться по своей высоте для нас совершенно недостижимым, тем, о чем можно лишь слышать или читать, но что невозможно пережить, к чему нельзя даже прикоснуться. Но это лишь повод к большей ревности для тех, кто действительно стремится к Богу, кто всем сердцем ищет Его.

И автор этой книги, неизвестный афонский священноинок, был всего лишь человеком и, однако, достиг в меру столь чудного божественного просвещения. Как достиг он сего? Можно, наверное, сказать, что это тайна, что это сокрыто от нас. Но можно сказать и иначе. В молитве на самом деле есть некая глубочайшая, сокровеннейшая тайна. Это тайна любви. Даждь Ми, сыне, твое сердце5,– говорит Господь. И если человек действительно отдает Господу свое сердце, то Господь вселяется в него. Если человек отдает себя всецело, без остатка, Богу, то он сам обретает Бога

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Хороший маркетинг
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Pustyrnik

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

  Родион. Вы о чем? Я ничем не торгую. И к издателю, и к продавцам книг не имею никакого отношения. Я прочитал эту книгу много лет назад. И я очень хочу, чтобы ее еще кто-то прочитал, чтобы предметно обсудить то, что написано, и то, что со мной случилось в связи с практикой УД и этой книгой. А если мой собеседник не читал этой книги, то я останусь непонятым. И вообще, я думаю, что на этом форуме только интеллигентные и воспитанные люди, и подобные предъявы очень странно слышать с вашей стороны.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

  Родион. Вы о чем?
Я думаю, Родион о процитированном Вами предисловии и не более того.
Квалифицирование текста, Вами приведённого, как "хороший маркетинг", всему и вся в этом тексте (вплоть до замысла и сути) вполне соответствует.
Пафосно как-то не в меру.

Я лично такого рода книг перечёл огромное число.
Итог?
Вывод?
Честно?
Мда.
Воздержусь.
Но всё нормально.
Если есть имеющие от чтения таких книг пользу для себя, то и нормально.
Читать вряд ли буду.
Меня учить ныне - только портить.
Шучу.
А серьёзно - ЗАЧЕМ читать то?
А серьёзно - собой надо заниматься, да молиться.
Читать то тут уже и некогда ...
А вот Писание (и Ветхий Завет и Новый Завет), и лучшее из писаний св. отцов - перечитывать и перечитывать крайне полезно.
Крайне полезно ...
Мда.
Перечитываешь - и открывается НОВОЕ ВИДЕНИЕ ...
Значит, что?
Значит жив ещё, значит барахтаешься ещё, значит ещё способен меняться ...
Мда ... МАААААРКЕР ... Мда.

Теорий поменьше.
Практики побольше.
Практики перемены ума настоящим образом.
Перемены ума в направлении ИСТИНЫ, разумеется.
Просто совет.
« Последнее редактирование: 09 Ноябрь 2024, 23:12:11 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
  Родион. Вы о чем?
Я думаю, Родион о процитированном Вами предисловии и не более того.
...
...

Теорий поменьше.
...
Просто совет.
============== продолжение  ================
П,С,
Брат, нашёл эту книгу, пролистал ей всю, рассматривая внимательно бросившиеся в глаза фрагменты некоторых глав.
Комментировать не буду, ну, пока уж точно не буду.
Может по содержанию книги у тебя есть конкретные вопросы?
Спрашивай.
Дай цитату из книги - и спрашивай.

Автор пишет про Иисусову молитву ... ммм ... в своей "системе координат", в своей системе понятий, в своей системе переживаний.
Но, в принципе, всё понятно.

Пафоса, правда, немерено, что, как бы помягче, весьма пограничное состояние с гордыней и тщеславием.

Я бы книгу эту отложил.
Я поискал бы книги об Иисусовой молитве поспокойнее ...
Трезвенное созерцание, как-то не слишком трезвенное вышло ...
Это единственный пока комментарий всё же проклюнулся ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Pustyrnik, избранные главы есть в библиотеке форума
https://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Брат, если у Вас интерес к описаниям переживаний молитвенников-делателей Иисусовой молитвы, то, вот, просто ссылка, на то, что более всего на эту тему глубоко впечатлило лично меня из всех прочитанных мною рассказов на эту тему.
А то подумаете ещё, что я вообще "сухарь", и я вообще далёк от этой темы.  :-)
Это не так.
Это сильно не так.
https://hesychasm.ru/library/praksis/vasilisk.htm
Это тоже из библиотеки форума.
Сравните и стиль и слог двух текстов, Вами приведённого текста и текста по моей ссылке.
Сравните уровень глубины изложения темы в них.
Обратите внимание на полное отсутствие даже привкуса экзальтированности в тексте по моей ссылке.
Оцените практически полное отсутствие всякого рода до фантазирования и додумывания во втором тексте, где только и даётся лишь простое и ясное изложение переживаний духовных, и обратите внимание, как это представлено скромно и сжато.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.