Мир Вам, Tigon! Дара различения у меня нет, но выскажу своё ИМХО - в этих словах прп. Серафима содержится ответ на Ваш вопрос:
"Незадолго до кончины о.Серафима, видя его истинно подвижническую жизнь, один брат в назидание самому себе спросил его: “Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?”. “Потому, - отвечал старец, - что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь тот же и вовеки”."
Собственно, речь идёт о решимости самоотвержения. Если человек не отвергнется внутренне полностью от себя и не предаст себя целиком Богу, тогда то от чего он не отвергся и не отрёкся внутренне (его интересы, пристрастия, мечты, самолюбие и проч.) станет стеной между ним и Богом. Решимость самоотвержения же зависит, по моему мнению, в основном от воли человека, не думаю что судьба или обстоятельства здесь имеют главную роль. Поэтому Христос и сказал так категорично "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк.8.34) "Если тот, кто приходит ко Мне, не любит Меня больше, чем своего отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, и даже свою собственную жизнь, он не может быть Моим учеником. Тот, кто не несет свой крест и не идет за Мной, не может быть Моим учеником. ... Итак, тот из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником." (Лк.14.26)
В реальной жизни, конечно, такой отказ от себя происходит постепенно, сразу это сделать очень трудно и черевато опасностью психологического срыва. Поэтому в этом крестном пути отказа от себя важна решимость скорее не страстная и порывистая, а постояная, настойчивая и терпеливая.
В любом случае, может и не каждый имеет такую сильную волю, как подвижники прошлого, и не каждый может достигнуть таких степеней святости, но каждый имеет достаточно средств для спасения, просто не все ими хотят пользоваться. Я верю что Бог ни одного человека не ставит в такие условия, что ему даже при его желании невозможно было бы в конце концов спастись, не в этой жизни, так в будущей. Да, если Господь не призовёт, не привлечёт Духом Святым, не может человек сам прийти к Богу, но благодать привлекающая зовёт всех, просто не все прислушиваются к тихому и смиренному голосу Духа Божиего в душе.