Исихазм

Автор Тема: исихазм и психология Юнга  (Прочитано 106373 раз)

Lilya

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« : 11 Август 2005, 21:12:52 »
Скажите, пожалуйста, а как исихасты относятся к психологии? В частности, к аналитической психологии Карла Юнга?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #1 : 12 Август 2005, 01:50:22 »
Тема интересная. Для затравки - опыт осмысления православной духовной жизни с точки зрения современной психологии дан в статьях Мироновой: http://psylib.org.ua/books/miron01/index.htm , в частности
http://psylib.org.ua/books/miron01/txt03.htm

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #2 : 12 Август 2005, 07:41:56 »
Да, учение Юнга об архетипах, о бессознательном, подсознательном и сверхсознательном человека несомненно представляет интерес. Но вряд ли Юнг и вся аналитическая школа могут обогатить идущего по пути "умного делания". Скорее даже запутать.
Да, Юнг представляет интерес для "внешнего" человека, который последовательно шествуя по этому пути вязнет в психоделике. Христианская антропология, вырванная на потребу внешнего человека, живущего этим миром, теряет свою силу.

Gior

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #3 : 12 Август 2005, 15:42:49 »
Цитировать
Для затравки - опыт осмысления православной духовной жизни с точки зрения современной психологии дан в статьях Мироновой...


IMHO
Jal chto eti rassujdenia opiraiutsa na predposilku, chto dvijet iskatelem immeno "popitka obmanut Boga". Esli tak, to i umnoe delanie mojet bit gibelno!
A svalivat v odnu kuchu Boeme, Svedenborga, Steinera, Junga i holotropnuiu terapiu opiraias na slova Groffa... Neskolko predvziato, po moemu...
Izvinite za translit.

Lilya

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #4 : 13 Август 2005, 12:10:21 »
Цитировать
опыт осмысления православной духовной жизни с точки зрения современной психологии дан в статьях Мироновой: http://psylib.org.ua/books/miron01/index.htm , в частности
http://psylib.org.ua/books/miron01/txt03.htm

Труд Мироновой для меня еще одно доказательство тупика, в который можно зайти, заигравшись с понятиями. Ни одно понятие, выведенное их другого, никогда не прибавит ничего к тому, что уже изучено и освоено. Новое приобретается сегодня двумя способами: научными изысканиями (опытами, наблюдениями, обобщением фактов) и интуитивным прозрением. Ничего научного в критике Юнга и Грофа я не увидела. Ничего из ее собственных, Мироновой, прозрений – тоже.
Зато бросается в глаза явная односторонность: желание превознести христианство над всеми остальными способами обретения духовности. При этом автор даже не сознает причины своей одностороннести. Забавно, что она при этом психолог.

Lilya

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #5 : 14 Август 2005, 20:56:14 »
Уважаемая Наталiя!
Если форма вашей религии с успехом решает ВСЕ ваши душевные проблемы, то Юнг вам действительно ни к чему.

Lilya

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #6 : 14 Август 2005, 20:56:43 »
Уважаемая Наталiя!
Если форма вашей религии с успехом решает ВСЕ ваши душевные проблемы, то Юнг вам действительно ни к чему.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #7 : 14 Август 2005, 22:37:40 »
Lilya! Скажите, для Вас психология, в частности, труды Юнга являются поиском Истины? Почему Вы решили задать свой вопрос на православном форуме? Сам я много лет интересовался современной психологией, но считаю, что без знания святоотеческой антропологии и психологии она (атеистическая научная психология) довольно беспомощна, хотя, полностью отрицать ее достижения было бы неразумно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #8 : 15 Август 2005, 05:12:19 »
Несколько соображений:

- Современная психология достаточно обьективно раскрывает психику "падшего" состояния человека. Положения Фрейда о том что фундаментальные страсти и комплексы, таящиеся в сфере подсознательного Иг, управляют человеком, а состояние его Эго и супер-Эго являются результатом социально адаптированной сублимации подсознательных страстей, в общем вполне соответствует святоотеческому взгляду. Для успешной борьбы со страстями дополнительное к святоотеческому понимание собственной "падшей" психологии и её внутренних механизмов, которое даёт современная психология, может быть полезно с практической точки зрения.

- В статье Мухиной справедливо отмечено, что христианская психология и  классический психоанализ расходятся в понимании Бога. Для Фрейда и Юнга Бог - это лишь один из феноменов коллективного сверх-сознательного, сублимированный поиск утраченного отца или что-то в этом роде.

- Поскольку современная психология игнорирует существование Бога как реальности, соответственно она никак не может адекватно описать психологические механизмы взаимодействия человеческой души и Божественногй благодати, процесса спасения и обожения души.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #9 : 15 Август 2005, 12:06:17 »
Один медицинский психолог в Институте психологии РАН объяснял мне, что нужно получать удовольствие от созерцания самого себя, развить в себе нарциссизм, тогда не будут мучать разные, там, проблемы взаимоотношений. :)

Lilya

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #10 : 15 Август 2005, 19:43:01 »
Да, к Юнгу я пришла в поисках Истины. И нашла ее с его помощью.
На сайте я потому, что думала - раз в основе исихазма мистические практики, то, возможно, есть их описания и современные толкования. К сожалению, такой информации я не нашла.
Современная психология - это огромное множество различных школ. Причесывать их всех под одну гребенку как сугубо атеистические, не стоит. Юнгианская - особая, поскольку подводит человека к познанию Бога. Более того - дает для этого конкретную методологию.
Тем, кому это интересно, рекомендую читать первоисточники, а не диссертации, и уже тем более не рефераты.
Считаю, что нарциссизм в деле поиска Истины кроме вреда ничего не принесет. В конце концов сайт сам предлагает вести диалог с другими конфессиями, учеными, обществом. Нарциссизм и диалог - вещи несовместные...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #11 : 15 Август 2005, 22:45:03 »
Lilya,  Вас интересуют описания "мистических практик" исихазма? - Они, преимущественно, носят осязательно-конкретный характер и становятся понятны тем, кто непосредственно следует этим путем.
 Какие могут быть к ним "современные толкования"? - Вы хотите разглядеть в них "нуминозные" состояния?
Юнгианские "нуминозные" состояния - это демонская прелесть, выражаясь святоотеческим языком.
Испытывать глубины сердца - вещь опасная, если человеческий дух не освещен Божественным светом.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #12 : 16 Август 2005, 00:02:29 »
Здравствуйте, Lilya! Будучи по профессии врачом-психотерапевтом, довольно давно интересуюсь юнгианской психологией, читал труды доктора Юнга, а также критические статьи "от православных" на эту тему. Контрапунктом считаю взаимоотношения между православной антропологией и юнгианским взглядом на психику. Скажу,что критика Юнговских работ чаще всего строится на вырванных из контекста фразах доктора, который в своих воззрениях был противоречив, где-то "провокационен" (для верующих) и, кстати, никогда свою точку зрения не утверждал, считал её неокончательной. Бессмысленно, например, говорить о спасительности или неспасительности его "учения", аналитическая психология находится в другой плоскости, нежели аскетика. Юнг очень разный, его творчество весьма многогранно, у него самого были очень сложные синкретические религиозные воззрения, крайне индивидуальные. Вообще его гениальность любят мифологизировать и демонизировать.
Согласен, что обсуждать на православном форуме юнгианскую психологию не совсем верно. Почему? Рискну предположить, что большинству не свойственно психологическое или медицинское/психиатрическое мышление,- или аскетика, или психология :) Прошу вас, если вам интересна тема юнгианства, напишите на моё мыло kelia77@mail.ru ПРИВЕТ!
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #13 : 16 Август 2005, 00:23:54 »
Цитата: viktor
Согласен, что обсуждать на православном форуме юнгианскую психологию не совсем верно. Почему? Рискну предположить, что большинству не свойственно психологическое или медицинское/психиатрическое мышление,- или аскетика, или психология :) Прошу вас, если вам интересна тема юнгианства, напишите на моё мыло kelia77@mail.ru ПРИВЕТ!


Почему же? Нам тоже интересно  :D , особенно услышать мнение профессионалов

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #14 : 16 Август 2005, 11:58:49 »
Цитата: viktor

Согласен, что обсуждать на православном форуме юнгианскую психологию не совсем верно. Почему? Рискну предположить, что большинству не свойственно психологическое или медицинское/психиатрическое мышление,- или аскетика, или психология :)


К сожалению, мой вопрос неверно поняли. Когда я спросил "почему Вы задали свой вопрос на православном форуме?", то у меня не было ни ехидства, ни удивления, ни какого бы то ни было отрицательного смысла. Просто я хотел глубже понять суть темы. Лично мне эта тема весьма интересна! Год назад я с увлечением прочитал автобиографию Юнга. У него были такие глубокие духовные искания! Мне кажется, что его трагедией было то, что в юности ему были доступны труды только современных протестантских богословов. Если бы он мог ознакомиться с трудами святых отцов, то результаты его религиозных исканий и рузультаты его трудов по психологии могли бы быть иными.