Evgeny, вполне согласен
... плохо если каждый останется при своих страстях. Это нам был экзамен - позанимались дыхательной молитвой, а теперь проверим результаты. А я главным грехом вижу нашу гордость, а падение разговора - уже следствие...
Alexander, простите :red: ! Мне просто кажется, что нам нужно не оставлять очень полезный навык - во всём укорять себя, чтобы не выпасть из реальности и чувствовать состояние другого человека. Впрочем, Бог обращает всё во благо в любом случае, и это очень утешает.
Один мой знакомый студент недавно сдавал экзамен и был пойман в том, что с людьми бывает не таким, как наедине с собой и с Богом. И ему задали вопрос - а точно ли так бескорыстен этот навык (смешливости, дерзновения и т.д.), точно ли это некоторое юродство ради охранения внутреннего или и некоторые страсти имеют в том свою часть, и что важнее человеку - лицо или личина? И мой товарищ задумался, поскольку, видимо, пришло его время возвращаться к самому себе во всей полноте и комиссия просто почувствовала это (ведь в прошлые года он также себя вёл и никто не дал ему такого совета). Ибо в образе дерзновения, кажется, не скрывается всей полноты христианской истины. А естественная кротость призывает благодать в душу и тогда Бог помогает человеку поправить другого так, чотбы не поранить его чувств. Ведь все мы больные и страстные люди. О каких там совершенствах нам говорить? Ну и что, что мы познали молитву, если мы не познали кротости? Что значит эти секунды экстатического общения, которые по благости Божией даруются порой нашей немощи, если это не переменяет наш нрав, если мы по сердцу своему не уподобляемся Богу в милости и смирении? Ведь не нас унижает признание своей страстности и нравственной слабости, а унижает и ослабляет это наше самомнение, железной хваткой держащее нас за горло. И как же мы должны быть благодарны тому, кто своим прямым обвинением и осуждением отсекает эту железную руку и мы начинаем дышать непосредственной жизнью, свободной от себя, от подсознательного страха, в котором нас держит этот враг. Вот с кем надо нам воевать и видеть, что каждый человек именно этого же истинно желает - свободы от неволи своего эго, своих страстей, своего самомнения. Я так думаю и прошу простить, если чем-то обидел.