Исихазм

Автор Тема: Роль мировоззрения в процессе спасения  (Прочитано 17455 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Хотелось бы обсудить роль правильного знания и мировоззрения в деле спасения и исцеления души. В теме «Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?» Виктор верно заметил что «Страсть - искаженная мотивация, которая фиксируется и поддерживается когнитивной (мыслительной) ошибкой, заблуждением в отношении этого самого Бытия (бытие-с-Богом).» Действительно, противоестественное состояние сил души "фиксируется и поддерживается когнитивной (мыслительной) ошибкой, заблуждением", поэтому так важно правильное знание - состояние ума свободное от когнитивных ошибок, здравый и истинный взгляд на вещи, чтобы разорвать круг функционирования страсти на уровне воли-сознания. И поэтому так практически важно правильное знание и богословие свободное от ересей и заблуждений в деле исцеления души, поэтому так важно начинать лечение с покаяния - "исправления (перемены) ума". Уместно привести слова митр. Ерофея из книги «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»:

"Все предание Православной Церкви состоит в лечении и оживлении мертвой от греха души. Все таинства и вся аскетическая жизнь Церкви служат этому лечению. Тот, кто не осознает этого, не может почувствовать атмосферу православного предания. "

 "Каким же образом достигается исцеление души? Прежде всего надо подчеркнуть факт существования правой веры. Мы, православные, именно потому придаем большое значение сохранению веры, что знаем: при изменении веры неизбежно меняется и лечение. Выше мы подчеркнули, что богословие следует объяснять главным образом как медицинскую науку. Ведь медицина, имея перед собою образ здорового человека, пытается с помощью различных приемов лечения привести к этому образу больного. То же самое можно сказать и о богословии. Богословие - это учение Церкви о духовном здравии, а также о пути, по которому мы, недугующие, должны следовать, чтобы исцелиться. И мы придаем величайшее значение сохранению догматов от искажений не только потому, что боимся повредить учение, но потому, что можем потерять возможность лечения и, следовательно, спасения."

По сути проблема ересей и заблуждений в области практики и богословия духовной жизни состоит прежде всего в том что они, представляя искажённый взгляд на процесс, метод и сущность спасения, препятствуют этому процессу, так что ум и воля действуют вопреки действиям благодати. Поэтому и говорят что в ересях благодать присутствует но не спасает - ошибочные действия со стороны человека препятствуют спасающему действию благодати. С этой точки зрения ереси и мировоззренческие заблуждения следует оценивать не столько с точки зрения догматической истинности самой по себе, сколько с точки зрения практического вреда для спасения. Меня часто удивляет такая сверх-чувствительность некоторых православных к сравнительно безобидным догматическим или каноническим ошибкам (как например католическое филиокве, календарный вопрос, "сергианство" и проч.) при полном игнорировании заблуждений наиболее существенных областях православия - умного делания, правильной духовной жизни по Евангелию и отцам. Например распространённое в наше время заблуждение что в миру нельзя заниматься умным деланием - просто ересь ересей, если сравнить например с календарём, сергианством и проч., потому что она напрямую и реально препятствует спасению, в то время как календарь лишь вносит разлад в литургический ритм. Такой "мистический" страх перед каноническими или догматическими ошибками у многих православных проистекает из простого непонимания почему и как неверное мировоззрение влияет на процесс спасения. Вообще повышенный интерес среди православных к вопросам каноническим, обрядовым или догматическим, «борьба за чистоту православия» в ущерб духовной жизни во Христе есть серьёзное искажение христианства как образа жизни и мировоззрения. Никто не спорит, надо сохранять чистое учение неискажённым, особенно если мы его духовно не понимаем, но чтобы правильно сохранять, а тем более «улучшать», надо сначало понять, а для этого сперва самим излечиться.

Простой пример -  почему отцы придавали такое значение христологическим ересям, и в то же время были сравнительно терпимы в области канонов, различия в обрядах и проч.? Почему например прп. Максим пошёл на мученичество ради столь абстрактного вопроса - сколько воль было у Христа? Не потому ли что этот вопрос был напрямую связано с решающей ролью человеческой воли в деле спасения (если принять что в состояние обожения чел. воля устраняется, то тем самым полностью нивелируется роль человеческой природной воли в деле спасения).

Другая сторона проблемы: мы все знаем что "знание надмевает", "буква убивает, а дух животворит", что лучше быть чем знать, что проблема не столько в неведении, сколько в повреждении сердца, что истинное знание невозможно без истинного бытия, без просвещения Духом Святым. Но получается замкнутый круг - чтобы быть, надо знать, а чтобы знать, надо быть. Разрывается этот круг с головы, со знания, , пусть поначалу не глубоко понимаемого. Поэтому Христос такое значение придавал вере: "Блаженны не видевшие и уверовавшие", "Кто будет веровать, будет спасён". Да, быть выше чем знать, но если сперва не знать правильный путь и метод к достижению состояния истинного бытия, можно к этому состоянию никогда и не прийти. Если не знать диагноз и рецепт лечения, можно никогда и не вылечиться.

Собственно, вопрос состоит в том чтобы найти "царский путь" в понимании места знания и догматики в деле спасения, не уклоняясь ни вправо - догматическую всеядность (все пути ведут к Богу), ни влево    - догматичекую мифологию (типа: мельчайшее уклонение от православного предания, канонов или догматики неизбежно и автоматически ведёт к вечной гибели). Понимаю что затронул болезненную проблему  :think , призываю к взвешанным и обдуманным мнениям.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #1 : 15 Сентябрь 2005, 07:05:17 »
Знаете, дорогой Evgeny, у большинства из нас нет своего мiровозрения. Мы следуем за тем, что нам кто-то дал: семья, история Родины и планеты, школа, улица и двор, Церковь, секта, организованная религия, воровская малина, масс-медиа, лживые политиканы, вожди, карате и дзю-до, армия и война, высоколобые философы, etc., etc.
Мы состоим из набора идей, иногда чудовищной мешанины.
Где она эта Истина в последней инстанции, которая сделает нас свободными, наконец? Мы верим и знаем, что она у Господа Христа, но чтобы знать чего хотеть, не нужно ли сперва отбросить всю ту шелуху, что этой Истиной не является?

Вот мы стали говорить о Спасении...
Нижайше прошу Вас как нашего уважаемого Модератора, поделитесь с нами Вашими мыслями о Спасении, с чем его едят? О чем все это?
Своими словами, без цитат, как Вы это чувствуете.
Это и будет необходимое нам для построения мiровозрения (для Спасения).
--------------------------------------
Мой духовник часто говорил: Мы все погибли, человеку невозможно спастись... Потом, помолчав, продолжал: Но невозможное человеку - возможно Богу! И это было его мiровозрение в ультимативной форме. (Царство ему Небесное!)
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #2 : 15 Сентябрь 2005, 18:21:08 »
Цитата: Леонид
Вот мы стали говорить о Спасении...
Нижайше прошу Вас как нашего уважаемого Модератора, поделитесь с нами Вашими мыслями о Спасении, с чем его едят? О чем все это?
Своими словами, без цитат, как Вы это чувствуете.
Это и будет необходимое нам для построения мiровозрения (для Спасения).


Леонид, о спасении - это совсем другая тема. Здесь мне хотелось поразмышлять о роли мировоззрения в процессе спасения. Этот вопрос очень "неудобный", т.к. напрямую связан с вопросом о возможности спасения за пределами канонических границ Церкви. Распространённый взгляд на это - спасение вне границ Церкви невозможно. "Схема" примерно такова: Церковь - Тело Христово, вне Церкви нет Христа, вне Христа нет спасения. Но понятие Церкви и её канонических границ однозначно связано с мировоззрением: "Господь назвал Церковью правое исповедание веры в него" (прп. Максим Исповедник), и выходит что неправое исповедание веры (ересь) автоматически исключает человека из Церкви, отделяет от Христа и делает спасение невозможным.

Реальность однако не укладывается в такую красивую схему, есть примеры реального достижения святости и спасения за каноническими границами Церкви. Один из них - прп. Исаак Сирин. Его принадлежность несторианской церкви обычно замалчивается как "неудобный вопрос", однако обьективный текстологический анализ сирийского оригинала первого тома его трудов однозначно показывает что он принадлежал несторианской традиции, по крайней мере в период написания первого тома (который в православной Церкви считается образцом 100%-ного православного аскетического богословия). На это указывают многочисленные цитаты из авторитетов несторианской церкви - Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского, Евагрия Понтийского, которые были осуждены на вселеснских соборах как еретики задолго до прп. Исаака. В греческом переводе текст цитат был оставлен но приписам самому Исааку (ссылки на имена удалены). Вот что например писал известный русский патролог архиепископ Василий (Кривошеин):

"Насколько можно судить по дошедшим до нас историческим данным, святой Исаак был в течение недолгого времени епископом города Ниневии, входившей в юрисдикцию несторианской Церкви в Персидской империи, как и вообще вся его жизнь и деятельность прошла как будто бы в пределах этой Церкви. Тем не менее Православная Церковь издревле почитает его как святого и высоко чтит его духовные творения, в которых, конечно, нет никакого «несторианства». И я, конечно, не дерзну отнимать от него звание «святого», хотя самый факт принадлежности его (хотя бы формальной) к несторианской Церкви ставит перед православным богословским сознанием серьезные проблемы о природе Церкви и о возможности благодатной жизни и святости вне видимых ее пределов."

Думается что мысль митр. Ерофея раскрывает истинный механизм роли мировоззрения в процессе спасения (см. выше цитаты из митр. Ерофея). Православие есть духовная психотерапия, а православное мировоззрение есть не что иное как знание о диагнозе и практическом методе лечения. Искажение метода лечения чревато потерей возможности излечения. Вывод (это конечно моё частное мнение, предвижу критику) - вне Церкви (вне правого мировоззрения) спасение в принципе возможно, но затруднено тем что неправильный метод лечения делает саму возможность выздоровления затруднительной и менее вероятной, поскольку действия человека в соответствии с его неверными взглядами происходят вопреки действиям благодати и воля человека действует вопреки Божественной воле. Спасение вне Церкви если и происходт, то вопреки искажениям мировоззрения, при условии если человек прислушивается к голосу и урокам благодати и действует в согласии с ней и вопреки искажённым воззрениям. Между прочим, таким же образом происходит спасение в пределах Церкви. Как вы верно отметили, Леонид, "Мы состоим из набора идей, иногда чудовищной мешанины", которые дезориентируют нас на пути следования за Христом, и наша задача - прислушиваться к Его голосу и критически и с сомнением относиться к собственным воззрениям когда они не соответствуют тому вИдению которое нам дарует благодать. Разница лишь в том что в православной традиции и догматике в принципе присутствует истинное и неискажённое знание о Боге и пути к нему, но нам это знание мало пользует до тех пор пока мы сами реально и практически на применим его в нашей духовной жизни и не убедимся на опыте в его глубокой истинности. Формальная же принадлежность православной Церкви, участие в таинствах и исповедание символа веры автоматически никого не спасает, так же как принадлежность неправославному вероисповеданию автоматически не делает спасение невозможным. В спасении нет ничего автоматического или "магического", это процесс "органический", хотя и сверх-естественный, это процесс обожения - соединения тварного человеческого естества с нетварными энергиями Божества в процессе осознанных и целенаправленных усилий человека соединённых со спасительным действием благодати. В таинствах Церкви нам даётся особая спасительная благодать, которую нам ещё однако необходимо внутренне "усвоить" нашими действиями и жизнью, внутренней духовной и внешней, в согласии с ней и по её заповедям, а не попрать свим противодействием. Благодать же вообще всех призывает и всем даруется независимо от вероисповедания - "Господь хочет всем спаститсь и в сознание истины прийти", и только наши действия вопреки Божией воле, вызванные ли искажёнными воззрениями или греховными страстями сердца, препятствуют спасительному но ненасильственному действию благодати.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #3 : 15 Сентябрь 2005, 22:21:33 »
Евгений, выражаю солидарность с Вашими взглядами. Мне многое непонятно в фразе "вне церкви спасения нет" Что значит вне церкви, т.е. где её реальные границы? О какой церкви идет речь - о совокупности клира и прихожан или о мистическом Теле Христа (опять же где границы сего Тела)? Что есть спасение? И есть ли не-спасенные?
 Мировоззрение исходит из личного опыта + заимствованные идеи и их интерпретация, мировоззрение - это базовые установки личности, её смыслы и ценности. Обсуждается качество веры спасающегося...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #4 : 16 Сентябрь 2005, 00:18:38 »
Evgeny:

Цитировать
Реальность однако не укладывается в такую красивую схему, есть примеры реального достижения святости и спасения за каноническими границами Церкви. Один из них - прп. Исаак Сирин. Его принадлежность несторианской церкви обычно замалчивается как "неудобный вопрос", однако обьективный текстологический анализ сирийского оригинала первого тома его трудов однозначно показывает что он принадлежал несторианской традиции, по крайней мере в период написания первого тома (который в православной Церкви считается образцом 100%-ного православного аскетического богословия). На это указывают многочисленные цитаты из авторитетов несторианской церкви - Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского, Евагрия Понтийского, которые были осуждены на вселеснских соборах как еретики задолго до прп. Исаака.


Здесь  нужно начать разговор с «печальной памяти Нестория» (Карташев). Насколько был Несторий еретик? Если хорошенько копнуть, то св. Кирилл Александрийский, в каком-то  смысле, более «наеретичествовал», чем Несторий. Интересно, что Несторий пробыл в египетской «Сибири»  20 лет. Он узнал о созыве IV Вселенского собора (супротив его врагов –монофизитов), но не дожил буквально несколько недель до его открытия. В 1910 году появился в Европе труд Нестория в переводе с сирийского, который он написал за свое 20-ти летнее изгнание в Ливийской пустыне  Переводят его как «Трактат об Ираклиде Дамасском». (Ссылка на Карташева "Вселенские соборы", Париж, 1963)  Перевод был сделан на немецком, но издавался и на французском. (Хотелось бы мне до него добраться ). Так вот, позиция Нестория, судя по этому трактату, вписывается в православное учение. Как всегда весь сыр-бор начинался вокруг неправильно понятой терминологии.
Несторий не был бы осужден, если бы он не заявил о «Христородице» (тем более III Вселенский собор был в Ефесе!). Надо заметить, что предшественник и учитель Нестория – св. Иоанн Златоуст нигде не называет Пречистую Деву Марию «Богородицей». Но никогда Иоанн Златоуст не назвал ее и «Христородицей». Здесь есть мудрость святых, когда они предпочитают молчать, о том, что им не надо Свыше. Также и св. Григорий Богослов умалчивал о Духе Святом. А Несторий поплатился за свою опрометчивость 20-ю годами Ливийской пустыни (то бишь "Сибири").

А уж, что касается святых, пребывавших в еретичествующих церквах... Так тут нужно начать с «Великих Каппадокийцев»... И вспомнить и св. Андрея Критского. В его аккуратно зачищенном житии мы читаем:

Цитировать
В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.


Но кто был Юстиниан II  с выдранными ноздрями? Кроме того, что он был «зверь», он был монофелитом. И св. Андрей Критский многие годы служил епископом в монофелитской церкви! И ничего – он нам оставил чудный Великий канон.
...
И все «хорошо весьма».  :D

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #5 : 16 Сентябрь 2005, 00:30:26 »
Цитировать
Вообще повышенный интерес среди православных к вопросам каноническим, обрядовым или догматическим, 'борьба за чистоту православия' в ущерб духовной жизни во Христе есть серьёзное искажение христианства как образа жизни и мировоззрения.

Evgeny, Так это-ж обычный поиск "костылей". Внешней опоры. Все мы этим больны в некоторой степени. Каждый раз, после "свиданий" с особо ръянными "блюстителями" традиций убеждаюсь, что и сам "такой"! И если и ушел от них то недалеко!
Мировозрение - ИМХО это язык на котором человек мыслит. Сиситема понятий, которая фактически определяет - что человек (не)способен (не только понять но и) воспринять, ощутить. Неадкватный язык приводит к неадекватным деиствиям. Но! При определенных условиях даже несовершенного языка может хватить ("психология"  :think ). Совершенный язык, напротив, пригоден для всех ситуаций, но может оказатся слишком "громоздким" для "повседневного" использования.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #6 : 16 Сентябрь 2005, 00:59:21 »
Цитата: Gior
Мировозрение - ИМХО это язык на котором человек мыслит. Сиситема понятий, которая фактически определяет - что человек (не)способен (не только понять но и) воспринять, ощутить. Неадкватный язык приводит к неадекватным деиствиям. Но! При определенных условиях даже несовершенного языка может хватить ("психология"  :think ). Совершенный язык, напротив, пригоден для всех ситуаций, но может оказатся слишком "громоздким" для "повседневного" использования.


В отличие от нашего собственного багажа знаний христианское знание устроено по-другому. Православное богословие, как "совершенный язык", есть знание данное святым как откровение от Бога, выраженное человеческими словами и фразами, истинный смысл которых лежит за пределами тварного мира и нашего тварного опыта - в мире духовном, нетварном. Это сверх-знание содержит в себе как знание цели (Бога), так и практическое знание пути к Нему. Без просвящения Святым Духом человек в принципе не может понять этого смысла. Считать что мы плотским умом, пользуясь мирскими аналогиями и смыслами слов, можем понять что есть Суд и Любовь Божии, что есть Троица, что есть Искупление, - есть величайшее заблуждение и настоящая "прелесть".  Однако это знание устроено очень мудро, наподобие луковицы - оно "само-раскрывающееся", -если мы приложим практические усилия по следовании ему (прп. Максим называл это "деятельным любомудрием"). Если мы сперва принимаем лишь на веру формулы и рецепты аскетического и догматического богословия, не понимая пока их истинного духовного смысла, но применяя их в реальной духовной жизни, мы постепенно очищаем духовные очи сердца и просвещаемся от благодати, и нам шаг за шагом, слой за слоем, приоткрываются более глубокие духовные смыслы рецептов и формул богословия.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #7 : 16 Сентябрь 2005, 01:32:49 »
Цитата: Igor
А уж, что касается святых, пребывавших в еретичествующих церквах... Так тут нужно начать с «Великих Каппадокийцев»...


Ещё примеры:

"Не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маиумском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V века, не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов." (Еп. Илларион Алфеев)

А Евагрий Понтийский, который был признан еретиком на Халкидоне, но чьи писания позднее вошли в Добротолюбие? Похоже древние отцы были более "веротерпимы", чем наши современники.

Кстати, кто интересуется, вопрос о границах Церкви и о действии благодати вне её границ вполне аргументировано освещён в этой статье о. Андрея Кураева http://www.kuraev.ru/eku9.html (хотя и позиция о. Андрея не безупречна)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #8 : 16 Сентябрь 2005, 01:56:42 »
Evgeny,  мне нравится позиция вл. Илариона (Алфеева). И преемственность его (имею ввиду, вл. Антония Блюма) мне тоже симпатична. Есть и смелость (внутренняя свобода)  у него контактировать с представителями других юрисдикций. Славно!

А список (спецхрана :D ) можно продолжать и продолжать.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #9 : 16 Сентябрь 2005, 03:05:21 »
Вл. Иларион (Алфеев):

Цитировать
Не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции


Интересно сформулировано. Но за этим стоит, то что "догматически безупречная церковная юрисдикция" не является критерием... :D

И именно так оно и есть. Я бы истолковал его мысль совершенно однозначно: там, где ты призван быть, там и будь.

Примеров тому много из нашей жизни. Мне рассказывала бывшая келейница Иоанна (Максимовича), что она от него никогда не слышала какой-то "поливы" в адрес других РПЦ.
Также взять и брата Иосифа (Хосе) - он и ко всем благоволил, и был у всех со своей иконой, кто его приглашал.

Печально наблюдать всякие новообразования в РПЦ, которые размножаются, подобно одноклеточным, делением. Весь смысл их существования -  быть отличниками в том, чего у других, как им кажется, не получается.

Лена

  • Гость
Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #10 : 16 Сентябрь 2005, 08:53:15 »
Так вопрос возвращается на старое "о букве и духе закона"?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #11 : 16 Сентябрь 2005, 11:52:32 »
Evgeny,
Цитировать
Считать что мы плотским умом, пользуясь мирскими аналогиями и смыслами слов, можем понять что есть Суд и Любовь Божии, что есть Троица, что есть Искупление, - есть величайшее заблуждение и настоящая "прелесть".

Прекрасно! Кстати, тут Вы вплотную приблизились к причине по которой (например) Гаутама не разяснял некоторых понятий - таких как "Бог", "сотворение", "нирванна" в конце концов. Ой как страшно наблюдать людей "авторитетно" рассуждающих о "Духе", и не знакомых даже с собственной душой! Мы рассуждаем о "Боге" не зная "Человека"!
Цитировать
А ведь уже ангельское существо заключает в себе все атрибуты, которыми человеческий разум способен наделить божество.


Лена,  Вы так думаете? ИМХО для "духоного человека" "буква" и "дух" Закона едины. А для "ветхого"... Не сочтите за провокацию, но Вы сами можете сказать - что есть Дух Закона?

Лена

  • Гость
Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #12 : 16 Сентябрь 2005, 13:50:52 »
В плане религии-нет, не могу. Но могу привести слова чужие (старой монахини)- когда я делаю по Духу, то Совесть меня не укоряет.
Мне с ней не ровняться, зеркало грязное.
А из служебной практики могу привести такой пример:
Поздний вечер. Хрущевская кухня. Посередине лежит труп женщины. На табурете сидит её муж в фартуке и со сковородой в руках. Убийца. Трое рыдающих детей.
По букве-совершение особо тяжкого преступления с отягчающими обстоятельствами. В тюрьму мерзавца. И вообще расстрелять.
По духу-эта самая мать, бросив двоих детей мужу, пустилась в загул. Со временем подкинула и третьего, неизвестно, от кого. Часто являлась в нетрезвом состоянии,  требовала от мужа, уже бывшего, денег, угрожая забрать детей. В этот вечер явилась требовать денег, когда муж отказал, схватила маленького и швырнула об стену. Тут её сковородой и накрыло. Совершение особо тяжкого преступления со смягчающими обстоятельствами (длящаяся психотравмирующая ситуация. состояние кумулятивного аффекта). Дайте бедолаге три рубля. Выпустили его. Всеми правдами и неправдами отмазали. Соседи двумя подьездами на суд явились-требовать оправдания...
Вот Вам ситуация. И буква и дух закона.
Что значит ИМХО? - это априори? Или как по другому?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #13 : 16 Сентябрь 2005, 17:11:41 »
Цитата: Лена
В плане религии-нет, не могу. Но могу привести слова чужие (старой монахини)- когда я делаю по Духу, то Совесть меня не укоряет.
Мне с ней не ровняться, зеркало грязное.
...
Что значит ИМХО? - это априори? Или как по другому?


ИМХО - (IMHO) In My Humble Opinion т.е. По Моему Скромному Мнению (простите компъютерщика  :wink: )
Так вот значит как.
Лена, а Вам не кажется, что... (Даже не знаю как выразится - ужасно не хочется нечаянно задеть Вас. Поверьте.) Да Совесть наша нечиста! Но жить так и так по ней, по совести. Так почему не говорить по ней? Сложно, ой как сложно пройти между Гордыней и Ложной Скромностью. А ведь можно "из скромности" не совершить того что   должно. Понимаю, ведь и самому хочется иногда прикрытся Цитатой. Боязно своим корявым выражатся! Да и мысли мои... Да некуда деватся. Ну посоветовал Авторитет, так решать все равно самому! Совет/приказ/цитата от ответственности ведь не освободят.
Так и мучаюсь  :think .
PS Простите если чем обидел... Не для того писал.

Лена

  • Гость
Роль мировоззрения в процессе спасения
« Ответ #14 : 16 Сентябрь 2005, 18:02:54 »
Добрый человек, так я и не обижаюсь. И со словами Вашими согласна.
Действительно, хочешь, не хочешь - живи по......... А скромность... Да нету её... Не по "скромности" я цитатами прикрываюсь, а по косноязычию... По службе язык подвешен, а тут... И пример, кусочек жизни, пояснит больше, чем смогу сказать... Да и лучше... Не обидит, не оскорбит, мы же гордые...нам больно...так что вместе мучаемся... Александр как-то меня в юродивые определил...Ну, что скажешь коли так чувствую....Женщина, сердцем живу....
Простите, как Вас зовут?