Извиняюсь, что встреваю в разговор, но:
А как насчет недосыпать и недоедать?
Так ведь святые не за постом "гнались" и не за недосыпанием,
а искали приближения к Богу через молитву и особенно послушание. И пост с недосыпанием имел место только на последующих этапах их жизни, а новоначальным полезно иное, тем более в наше время..
Помнится, великого старца прп. Нектария Оптинского старцы, в начале его жизни в Оптиной пустыни, подкармливали сладостями, а монахини даже варенья для него варили... Казалось бы "ну какой подвижник? Ест да пьет...." А что потом? А потом вырос великий делатель Иисусовой молитвы.
Как читаю в книжках - пост и бдение !!!
Ну что же, я вот в других читаю нечто более возвышенное:
"
...
Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать
о вреде ее.
Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной....
Затем, сев в безмолвной келье и наедине в <каком-либо> одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе.
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь " о чудо! " непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов.
"
Однако известно, что такой образ молитвы приличен уж точно не новоначальным. Отсюда вывод - и посту и бдению (а не недосыпанию!) свое время, но только если предыдущие стадии пройдены, человек научился ЖИТЬ соответствующим образом.
Однако от недоедания - засыпаю, а от недосыпания - зверею
Нормальная реакция организма, Бог смиряет нас нашими ЕСТЕСТВЕННЫМИ немощами, потому как не Его силой и не по Его воле мы начинаем до одурения поститься и до сумасшествия бодрствовать. И не по времени.