Исихазм

Автор Тема: Опыт безмолвия  (Прочитано 22364 раз)

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« : 14 Август 2004, 00:47:36 »
" Но,поистине, познание (Бога) является из безмолвной жизни и принятие Духа естественно должно быть следствием безмолвия.

 ... безмолвие является началом очищения души, а тем самым оказывается и обоживающим...".

Каллист Ангеликуд. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии.

Каллист Ангеликуд сравнивает безмолвие с путем, вводящим в лоно Божье. Безмолвие позволяет увидеть " ...западни и хитрости ... врага душ наших...". Безмолвие возводит к божественным просвещениям.
 
  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #1 : 14 Август 2004, 02:23:51 »
Тема безмолвия одна из основополагающих в исихазме, и обсуждение ее на форуме сейчас будет затруднительным.

Мне кажется, для нас практически важным из того, что говорит Каллист, будет понимание безмолвия как начала очищения ума и чувств. Такое безмолвие не есть некая отвлеченная абстракция, а вполне конкретное переживание - опыт, получение которого кардинально меняет отношение человека, прежде всего, к самому себе.

Попытка утихомирить свои мысли (как и чувства) встречает сильное сопротивление со стороны последних, и здесь приходится столкнуться, опять-таки очень конкретно и весомо, со своей нечистотой, которая, оказывается, фонтанирует, не переставая. Простое "затыкание" этого грязного фонтана (напр., заставить себя внутренне молчать) не помогает никак: волевую пробку просто вышибает. Кроме того, почти автоматически срабатывает привычка не замечать мысленной грязи, находясь и купаясь в ней, как в родной стихии. Это можно заметить при чтении молитвы по четкам, когда уже на втором десятке (если не на второй бусине) "вдруг" ловишь себя на том, что ум блуждает где попало.

Несобранность, неумение концентрироваться и сосредотачиваться, ленность и инертность, рациональная замусоренность, идущая вкупе с неразвитостью, безволие и расслабленная инфантильность, прыгливость и изворотливое самооправдание  - вот характерные качества нечистого ума. И лучшим опытом безмолвия вначале будет потрясение от своей недееспособности. Такое потрясение способно открыть путь к покаянию - перемене ума (метанойе).

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #2 : 14 Август 2004, 03:20:10 »
Продолжая Вашу мысль, Саша. Такое внутреннее видение своей нечистоты и немощи приводи к смирению, ненависти к себе и желанию отвергнуться себя. И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости. Преп. Исаак Сирин очень точно написал о непрестанной внутренней молитве: "Молитва есть НЕПРЕРЫВНОЕ САМООТВЕРЖЕНИЕ ДУШИ". А безмолвие уже дается Богом по мере стяжания смирения, человек сам не может совладать с потоком грязи из сердца, да и Бог не останавливает совсем потока до времени, чтобы сохранялся у нас повод для смирения, хотя и понемногу усмиряет его.

Anonymous

  • Гость
Опыт безмолвия
« Ответ #3 : 14 Август 2004, 14:57:12 »
Цитата: Evgeny
И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости.


В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозразности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #4 : 14 Август 2004, 15:24:29 »
В этой теме гость - это я. :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #5 : 15 Август 2004, 00:08:14 »
Цитировать
Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.


Это вы верно заметили, Саша. Вообще если что-либо кроме Бога становится самоцелью, будь то внешние делание, покаяние, плач, или непрестанная молитва, это в конце концов ведет к прелести.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Перемена ума. Богословский экскурс
« Ответ #6 : 16 Август 2004, 16:22:17 »
Очень точно сказано, что покаяние (метанойя) -- это перемена ума. Это уже состояние безмолвия, но еще не такого, при котором вообще не беспокоят помыслы, а такого, при котором ум в состоянии с ними бороться.
Греки недаром назвали это переменой ума, это понятие лежит в основе богословия исихазма, такого, как оно сформулировано у св. Максима Исповедника. Кратко говоря (т. к. эта тема многим знакома), Бог вложил в первозданного человека природное стремление ума к Нему, которое человек променял на чувственное наслаждение, употребив его (стремление) вопреки собственной природе.

"Бог, создавая природу людей, не соединил с ее ощущением ни наслаждение, ни страдание, но даровал уму некоторую способность неизреченно наслаждаться Богом. Эту силу, иначе говоря, природное стремление ума к Богу, первый человек с самого начала своего существования приложил к ощущению и, согласно этому первому движению к чувственному, действуя чувствами против природы, познал наслаждение" (Thal. 61, PG 90,628AB)

Стремление ума к Богу являлось определенным (благодатным, в тоже время природным, онтологическим) состоянием ума, которое у падшего человека сменилось на иное состояние, характеризующееся патологической устремленностью ума в тварное. Да падения ум имел возможность пребывать в ином божественном (говоря кратко) измерении, после падения ум это измерение утерял. Крещение человека восстанавливает первозданное состояние ума, давая ему онтологическую возможность пребывать в божественном измерении, которую человек может использовать или которой может вновь пренебречь. Покаяние восстанавливает в человеке эту возможность. Это перемена ума, благодатное состояние, возвращаемое человеку в ответ на его усилия быть с Богом.
Отсюда аскетика исихазма. Человек проявляет усилия быть с Богом, Которого он еще не знает или Которого забыл. Он отказывается (на молитве, мысленно, и, по-возможности, телесно) от тварного, отвергая умом все приходящие помыслы и демонстрируя желание к перемене ума. Но своими усилиями он достичь этого не может, и хотя это и есть уже безмолвие, но безмолвие бесплодное, поддерживаемое усилиями, этап очищения, деятельное покаяние. Далее следует этап просвещения, перемена ума, при котором подвижник получает возможность быть как бы вне помыслов, быть в безмолвии от них. Это возобновление крещения, возвращение Адамова состояния (но только с точки зрения состояния ума), которое подвижник должен с усилием поддерживать и которое может так же, как Адам, утерять. Далее следует этап усовершения и т. д. вплоть до обожения, при котором подвижник не в состоянии даже пасть, так как находится всецело в Боге и Бог в нем.
Отсюда самые общие практические рекомендации аскетики исихазма. Стояние умом в сердце как месте, в котором ум удобнее всего может защитить себя от помыслов, чувств и представлений, любых, какими бы они благими или возвышенными ни казались. И призывание Бога, Единого способного даровать уму благодатную помощь, которая заключается не в чувствах и представлениях, а в перемене ума. Перемене, которая не выводит, как все помыслы, ум извне сердца, а наоборот сердце расширяет до иных измерений, делая ум безмолвным созерцателем находящихся там неизъяснимых божественных красот.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #7 : 19 Август 2004, 11:18:51 »
Цитата: Alexander


В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозрачности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти.


А для того, чтобы очистить ум, следует приучать его к богомыслию?
 А путь любви и радости- это следующий шаг в очищении чувств?

Anonymous

  • Гость
Опыт безмолвия
« Ответ #8 : 07 Декабрь 2004, 19:29:07 »
Цитата: Irina
"  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.


Не надо, обсуждать...

Разве можно описать словами безмолвие...

Давайте посмотрим в самую глубину безмолвия...

В самую глубину и бесконечность...

И тихо, голосом схожим на дуновение ветерка...

Попросим - "Отче, покажи нам наши ошибки..."

И Он услышав покажет во внешней жизни то, о чем мы просили, дабы быстрее искоренить эти пороки и слиться с Ним...

Что пожелать вам...

Того, к чему стремится внутренность ваша...


С Любовью...

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Опыт безмолвия
« Ответ #9 : 08 Декабрь 2004, 00:30:44 »
Цитата: Anonymous
Цитата: Irina
"  Давайте обсудим слова Каллиста Ангеликуда.


Не надо, обсуждать...

Разве можно описать словами безмолвие...

Давайте посмотрим в самую глубину безмолвия...

В самую глубину и бесконечность...

И тихо, голосом схожим на дуновение ветерка...

Попросим - "Отче, покажи нам наши ошибки..."

И Он услышав покажет во внешней жизни то, о чем мы просили, дабы быстрее искоренить эти пороки и слиться с Ним...

Что пожелать вам...

Того, к чему стремится внутренность ваша...


С Любовью...



Спасибо...

С Уважением...

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Опыт безмолвия
« Ответ #10 : 02 Ноябрь 2010, 00:45:29 »
Состояние безмолвия и в тоже время полноты жизни ...

margav

  • Гость
Re: Опыт безмолвия
« Ответ #11 : 02 Ноябрь 2010, 08:55:59 »
Мда...какой опыт безмолвия у ощущающего себя сосудом с кипящими нечистотами, которые так и норовят вырваться наружу и забрызгать все вокруг?  :|

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Опыт безмолвия
« Ответ #12 : 03 Ноябрь 2010, 17:45:59 »
Мда...какой опыт безмолвия у ощущающего себя сосудом с кипящими нечистотами, которые так и норовят вырваться наружу и забрызгать все вокруг?  :|

 :-) а там внутри опыт безмолвия...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Опыт безмолвия
« Ответ #13 : 09 Ноябрь 2010, 19:06:38 »
Цитата: Evgeny
И тогда внутренняя молитва становися непрерывным покаянием, отвержением себя, плачем о грехе своем и воплем к Богу о милости.

В видение своих грехов входит осознание отсутствия внутренней тишины, мирности и прозразности - тех качеств, без которых безмолвие невозможно. Здесь я хочу отметить, что плач о грехе и вопль к Богу о милости - это больше, чем страстный порыв души с долгими слезами и содроганием. Так очищаются душевные страсти, но они могут также и возбуждаться, когда человек уже находит непрерывное наслажение в потоке слез и мысленном биении в грудь, доводя себя до чувственного экстаза, не обязательно громкого. Такое состояние может стать прелестным, если будет самодостаточным. (Кто-то из оптинских старцев 19 века говорил на примере одного монаха, что непрерывный плач, полученный этим монахом, духовно его не продвинул). Посему плач о грехах должен быть еще и прорывом из страстного состояния в бесстрастность. Бесстрастность - вершина, не доступная вначале, но она не должна быть забыта.
Но глубокое чувство греха (редчайшее явление) углубляет безмолвное состояние ума. Отличие его от намеренного сокрушения, плача в том, что грех ясно ощущается тяжестью перед Богом на урове "по умолчанию" (другое, глобальное восприятие греха имеющим ум Христов) По слову Игнатия Брянчанинова, ощущающий свою гибель, в молчании взирает горе в ожидании милости. "Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею восрешает мертвых" - слова Варсонофия и Иоанна. Жертва Господа такова, что воскрешающий мертвых может не видеть своего падения в полной мере. Такое состояние достигаемо только в результате просвещения и его трудно назвать покаянием (обычным термином, что "всю жизь каяться надо" его не обозначить). У меня такового не имеется, но те моменты, которые были, основательно убеждают в словах преподобных. Начальное светолитие Духа вскрывает всю грязь весьма поверхностно, но все-равно потрясает просвещаемого. А уж в это заветное чувство, иначе как даром и совершением Духа, не достичь. Т.е. самому никак уже грех не почувствовать в полной мере, упали слишком низко - не то что встать, не способны даже увидеть падения. Реально мы "раби неключими есмы"

Гук

  • Гость
Re: Опыт безмолвия
« Ответ #14 : 09 Ноябрь 2010, 19:11:58 »
...не доверяю я "философии греха", ой не доверяю.  и это "мы", "нас"  тоже как-то....