Хотелось бы получше разобраться в том как устроены и функционируют самые глубокие пласты нашей души, что такое личность, воля, Нус, дух, сердце, как они взаимодействуют. Зачем это нужно? Это не вопрос праздного любопытства или научного интереса, но насущный практический вопрос познания себя и возможности практики правильной и духовно здоровой умно-сердечной молитвы. Чтобы, по совету отцов, «заключать ум в слова молитвы», «установить ум в сердце», надо сперва разобраться и увидеть в себе что есть ум и сердце и где они.
Длительный опыт внутренней молитвы даёт возможность привести в покой страстные движеня сердца, «отключить» рассудок и воображение и начать внимательно и обьективно, со стороны чистого «Я», наблюдать устроение собственной души и прослеживать процессы возникновения и развития помыслов. Полезно было бы поделится таким опытом друг с другом и совместно разобраться в устройстве и функционировании души. Интересно также разобраться в учениях об устройстве души которые предлагают православная антропология и слвременная психология, и попытаться установить корреляции между ними и нашим личным духовным опытом. (Интересная попытка корреляции между святоотеческой антропологией и совр. Психологией – см.
http://www.livejournal.com/users/hgr/997616.html )
Заранее понятно что мы говорим лишь о грубых схемах, в области психики трудно провести чёткие границы и построить определённые модели. Позвольте мне попытаться изложить свою картину видения внутреннего мира, для затравки разговора, а вы вносите свои поправки и дополнения. Зараниее прошу прощения за возможные ляпы, я в научной психологии дилетант, то что изложено является скорее постановками вопросов для дальнейшего обсуждения. Я понимаю что тема обширная и возможно понадобиться разбить её на подтемы чтобы не мешать всё в одну кучу.
Итак, начнём «снизу», с сердца. Духовное сердце по видимому есть сосредоточение страстных сил души (эмоций, желаний, страстей). Серце напоминает айсберг – бОльшая его часть находится в области подсознательного, и в область сознательного всплывают уже готовые позывы и желания требующие удовлетворения. По видимому также "вожделевательная", "гневательная" части души, в соответствии со святоотеческой классификоацией, сосредоточены в сердце, в то время как "словесная (разумная)" часть соответствует разуму (рассуждению, воображению, памяти и проч.). Сердце, как результат наследуемого тления и следования страстям в течение жизни, больно и испорчено и мало способно к чистым и духовным чувствам, и всякие попытки «выжать» такие чувства из него бывают как правило безрезультатны. Очищение (излечение) сердца от страстей есть одна из целей христианского подвига. В начальных этапах умно-сердечной молитвы человек становится «в оппозицию» к сердцу, перестаёт отождествлять его желания и позывы (сердечные помыслы) как свои, трезво наблюдает за ними и отсекает их в самый начальный момен появления, не позволяя проникнуть в область сознательного и увлечть ум и волю. При этом человек познаёт всю глубину поражения сердца противоестественными страстями. Св. отцы утверждают что пространственно духовное сердце находится в области телесного сердца, это подтверждает и молитвенный опыт. В психологии Фрейда бессознаьельной области сердца соответствует термин «Ид».
В области сознательного мы можем различить такие силы души как рассудок (способность дискурсивно мыслить), воображение, память, речь, а также более тонкие части – интуицию, творческие способности (творить образы – зрительные, музыкальные, словесные, абстрактно математические и проч.), впрочем эти составы души частично уходят корнями также в область бессознательного. В английской терминологии описанная часть души обычно обзначаетя словом “mind”. Эта сознательная часть души обычно поддаётся относительному контролю со стороны «Я» и воли. Обозначим её условно «Майнд». (В психологии Фрейда бессознаьельной области сердца соответствует термин «Эго»). Пространственно Майнд кореллирует с областью мозга.
Теперь, кратко очертив область сердца и Майнд, мы переходим к самой таинственной и сокровенной части души. Эта область в «обычном» состоянии почти не осознаётся и находится за пределами сознательного, но в молитвенном созерцании завеса постепенно приоткрывается. Не удивительно что в научной психологии о ней известно мало. Я подозреваю что именно эта часть души в святоотеческой антропологии называется «дух», а также греческим словом «Нус» (nous).
Прежде всего – что такое «Нус»? В русском языке оно не вполне точно переводится как ум, что вносит путаницу – его путают с Майнд. В английской православной литературе всегда подчёркивется разница между nous и mind. Именно Нус, а не Майнд, должен соединиться с сердцем в сердечной молитве (в англ. умная молитва так и называется – noetic prayer). См. прмеч. (1). Некоторые отцы говорили что нус пространственно кореллирует с верхней частью сердца. (Об этом есть кое что у Влахоса).
Попытаемся очертить основные составы Нуса.
Прежде всего центром Нуса, как и центром всей психо-физической структуры человека, является "Я". "Я" трудно определимо словами, это онотологическая данность которую мы можем только испытать на опыте. "Я" - это ядро человеческой ипостаси, чистая само-идентичность, которае лишь включает, "воипостасирует" все остальное включаемое в ипостась. "Я" пребывает вне времени, оно не меняется во времени и изменения в нашей психике или физическом составе\облике ничего не меняют, не добавляют и не убавляют от "Я".
Следующий компонент Нуса - воля. Здесь также не всё ясно, существует путаница в том что понимается под волей, а вернее, как минимум два различных состава души которые ассоциируются с волей. Первое – это воля как хотение, желание, импульс, а точнее, как совокупность всех стремлений, желаний и хотений индивидуума. Этому соответствует святоотеческий термин «гноме». Есть однако другая составляющая воли которуе можно охарактеризовать как выбор, решение, решимость. В процесее развития и действия определённого хотения две воли – желающая и решающая – настолько тесно связаны что их трудно друг от друга отделить. В падшем «нетрезвенном» состоянии обычно доминирующее в данный момент желание определяет, жёстко склоняет выбор воли на свою сторону, так что сам момент и акт выбора воли и его фундаментальная, но не осуществляемая свобода, не осознаётся. В состоянии трезвенной молитвы человек отделяет желания от выбора действовать согласно желаниям, и осознаёт и ясно ощущает фундаментальную свободу решающей воли и её независимось от воли желающей. Воля решающая, принадлежащая Нусу, свободна и способна решаться на то что воля желающая не желает. Как правило воля решающая, даже когда она обрела относительную свободу от воли желающей, делает выбор на основе целесообразности, хотя и это не ограничивает её свободы. В принципе выбирающая воля способна делать выборы не обусловленные не только желанием, но даже и целесообразностью, хотя реально мы такие нецелесообразные и нежелательные выборы почти никогда не делаем, тем не менее осознание такой фундаментальной свободы и способности решающей воли само по себе черезвычайно важно. Я бы сказал что раскрытие в себе неограниченного потенциала свободы рещающей воли есть один из важнейших этапов на пути человека к Богу. В определённый момент он осознаёт что «ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни начала ... не могут» отклонить решимость нашей воли от следования любви и воле Божией, несмотря на то что желания сердца и рассуждения разума могу совершенно не подчиняться решению воли Нуса и ему противодействовать.
Другой компонент Нуса - совесть, которая в христианской антропологии обычно асооциируют с голосом Божиим, или с Логосом Божиим о человеке – тем намерением, планом Божиим для человека которы он призван осуществить. Надо сказать что не всякий «голос совести» обязательно является голосом Логоса, часто человек принимает за голос совести подсознательные помыслы сублимирующиеся под «голос совести». В процессе преображения и восстановления Нуса человек научается созерцать в себе Божественный Логос и отличать его действие от помыслов сердца маскирующихся под голос совести. Психология Фрейда относит совесть к области Супер-Эго, вдаваться в подробности этого здесь не будем.
Таким образом истинная внутренняя жизнь в Боге начинается тогда когда человек, отделившись внутренне от своего падшего сердца и Майнд и перестав следовать им, «выдя из среды их», возвращается в область Нуса, и различая голос Логоса и осознавая свободу решающей воли, непрестанно направляет решающую волю в синергию с Логосом, находится в непрестанном состоянии пребывания воли в обращённости к Богу в соответствии с Логосом. При этом не имеет значения что гноме - сердце и Майнд - не подчиняются этому действию воли и не следуют ему на первых порах. От человека требуются не «чувства» к Богу которых по началу просто нет, а решение, выбор и внутреннее действие воли. Лишь в последствии, в результате длительного и непрестанного пребывания Нуса в таком состоянии, «благодать овладевает пажитями сердца» (прп. Макарий) и распространяет своё действие на все составы души, включая глубины сердца.
Откровенно говоря, я не уверен допустимо ли включать "Я", волю и Логос в состав Нуса, не являются ли некоторые из этих составов самостоятельными частями души. В конце концов, это вопрос условности и определения. Уместно привести любопытную фразу арх. Ефрема Филофейского: "Вся твоя душа да прилепится с любовью к мыслям, которые заложены в молитве, чтобы ум (Нус), сокровенный логос и твоя воля, эти три составляющие души, стали едины и единое тремя." Здесь о.Ефрем по видимому отделяет Логос и волю от Нуса.
Теперь несколько слов о молитвенной практике. Возникает вопрос: что значит соединить Нус с сердцем? Если Нус расположен в области сердца, зачем его туда "сводить"? Слово "сводить" однако не следует понимать буквально и пространственно. По моему опыту и мнению здесь речь идёт вот о чём:
- Соединение по действию, энергии, когда Нус и сердце охвачены единым мысле-чувством и действием любви к Богу и людям
- Соединение по вниманию и фокусу. В состоянии "внешнего человека" Нус как субьект действия направлен вниманием, фокусом действия либо во внешний мир, либо в Майнд (мысли, образы, рассуждения, мечтания и проч.). Умная молитва есть поворот внимания-фокуса Нуса к себе, отключение фокуса-внимания от внешнего мира и Майнд, так что Нус становится одновременно субьектом и обьектом действия-внимания. Умно-сердечная молитва есть включение также области сердца в сферу внимания-фокуса Нуса.
Если это всё кому-то кроме меня интересно, любопыто было бы всю эту белиберду которую я написал сравнить с православной антропологией, современной психологией а также с духовным опытом других участников форума. Я понимаю что мы дерзаем входить в сокровенную область лишь прикровенно описанную св. отцами и мало изученную в психологии, поэтому здесь так ценно практическое знание полученное из молитвенного опыта.
__________________________
(1) Вот что пишет о Нус о. Симеон Роджер (мой духовник): "Путь к истинному выздоровлению таков: ваш нус – самая сокровенная часть человеческого ума и сознания – была повреждена при падении. Рациональный ум (майнд) - рассуждающая и воображающая часть, стоящая за нашими сознательными мыслями - главенствует и подчиняет нас власти случайных эмоций подверженных условиям обстоятельств. Это приводит к образованию ложной персональности, или "эго". Излечение начинается с переоткрытия Нуса и всех его внутренних психосоматических сил. Без этого люди остаются во власти иллюзии индивидуальности, живя как изолированные психо-биологические индивидуумы озабоченые выживанием. Преображение человека возвращает энергии Нуса в сердце, восстанавливает человека к здоровому функционированию на всех уровнях."