Как я вижу, разделения в этом нет, также как и слияния не усматривается, но тем не менее из этого никак не следует, что тварное существо само по себе зреет нетварные энергии
Само по себе не может, а в синергии может (я писал о синергии, и не повторяюсь на этот счет, потому что это очевидно). Вместе с тем синергия подразумевает и усилия самого человека, и способность человека идти на эту синергию с Божеством. Этой способностью обладает созерцательная часть ума, которой (в синергии с Божеством) человек созерцает логосы. МИ называет это "естественным созерцанием логосов, подразумевая что совершается оно естеством, то есть природой. Это учение у него разбросано по многим произведениям. Чтобы суммировать эти отрывки, нужен определенный труд. Он уже проделан теми, кто изучал богословие МИ (я уже приводил кем, по ним можно найти и ссылки в интернете). Вот я поискал и нашел еще один из таких отрывков в Вопросоответе 27:
"...не единожды, но дважды и трижды; [он должен] принести в жертву тварь явленных [вещей] и умозрительно есть ее, поскольку целиком и чистосердечно следует за Богом. Ведь восставший из страстного расположения к явленным [вещам] принес в жертву движения их и, успешно доведя до конца деятельное [любомудрие], вкусил добродетель; восставший из ложного мнения о сущих принес в жертву внешние формы явленных [вещей] и, вкушая невидимые логосы, успешно довел до конца естественное созерцание в духе; восставший из лжи многобожия принес в жертву саму сущность сущих и вкусил по вере Причину этих сущих, насыщаемый богословской силой. Всякий созерцательный ум, имеющий меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6:17), убивает в себе движение явленной твари, успешно осуществляет добродетель и, отсекая от себя мечтание о формах чувственных [вещей], обретает истину в логосах сущих. Соответственно этой истине и образовывается естественное созерцание, и оказавшийся превыше сущности сущих обретает сияние божественной и неприступной Единицы, в которой и созидается таинство истинного богословия"