Хотелось бы обозначить такой вопрос: как связана ИМ с особенностями темперамента человека? Разумеется, данный вопрос неуместен на высших этапах молитвы, в этом отдаю отчет. Но речь то идет именно о начальных. Темперамент - есть генетически обусловленный тип н.с Вот скажем, флегматик, спокойный и уравновешенный. У него замедленное протекание биоэлектрических процессов, легко дается сосредоточенность, трудно вовлечь в случайные эмоции. а как быть , например, флегматикам, к коим принадлежу и я? Все действия по замедлению будь то ума, или просто движений, ходьбы дается с неимоверным трудом. .После такого "принуждения" или начинаю задыхаться или ломит тело.. Куда девать эту избыточную энергию? И как научиться ее распределять?
Темперамент не определяет сути человека, имхо, а лишь скорость и эмоциональность его реакции на восприятие. Флегматик испугается "медленнее" и без внешних (или с минимумом внешних) проявлений. Но он все равно испугается. Скорость протекания процессов будет другая, интенсивность другая, суть будет таже. Посему думается ИМ требует (возможно) на начальных этапах учета факторов для выбора формы. Стоя, сидя, на ходу, лежа, с поклонами, без поклонов, и т.д. и т.п. Может потребовать больших или меньших усилий. Но со временем она приводит к успокоению ума, что изменяет не столько скорость, сколько качество реакций. И потому нет ей цены
. Сангвиник, флегматик - не важно. Важно пройти глубже. Создать условия при которых благодать сможет изменить ум в сотрудничестве с человеком. Поменять или разрушить его патеррны, связанные с убеждениями и опытом, памятью. Покаяние многое меняет в восприятии и видении мира. Меняет и поведение и реакции, не зависимо от их скорости и интенсивности. Я так думаю.