Под умопостигаемым миром св. МИ имеет ввиду, кратко говоря, мир логосов, энергий-волений Божиих о всем творении, образующих пирамиду, восходящую к Логосу. Человеческий ум, созерцая творения Божии и почивающие в них логосы, обладает природной способностью восходить в естественном созерцании от логсов к Началу всякого творения, Логосу. Но созерцание надо отличать от соединения с Богом. Они отличаются так же, как отличается знание о Боге от пребывания в Нем. Подвижник может созерцать Бога (в том числе и в других религиях), но не спастись. В будущем веке все, и грешники и праведники, будут созерцать Бога, но для праведников это будет вечным блаженством пребывания в Нем, а для грешников -- вечным мучением.
Умопостигаемый мир можно еще определить как мир предвечных замыслов Божиих о творении. В него входят также (хотя тварный мир и отделен от нетварного) и ангельские силы, которые созерцают предвечный замысел Божий и пребывают в нем, достигая обожения. Ниже пребывает вещественный мир, который пересекается с умопостигаемым миром своими логосами и отпечатлениями умопостигаемого мира в вещественном.
Все это может, в какой-то мере (а также в искаженном виде), видеть подвижник в естественном созерцании, но он никогда не увидит в таком созерцании Бога как Троицу, так как такое созерцание доступно только через соединение с Ним. А также не увидит Фаворского Света, Который есть сокровенная внутренняя жизнь Св. Троицы, которая включает в себя подвижника, когда он соединяется с Ним.
Волновые свойства вещество проявляет, по моему мнению, на самом нижнем уровне, там, где вещественный мир соприкасается с умопостигаемым через пребывающие в нем логосы.