Продолжение
Попробую объяснить причины смещения центра внимания с живота на грудь в молитвенной практике исихазма.
Молчание по этой, давно уже не технической, проблеме никакого отношения к исихии не имеет. Дань сложившейся традиции не замечать сложных и интересных поворотов в эволюции подвижнического делания и желание свести многообразие развитой практики молитвы к жесткому и ограниченному правилу ведут к вполне предсказуемым последствиям: происходит безвозвратная утрата последних крупиц ценного практического опыта и на гора выдаются невежественные советы и поучения, все более оторванные от богатого наследия святых отцов. Невежественное охранительство и запретительство убивает самый дух молитвы, оставляя пустую и бесполезную оболочку из нескольких каноничных слов. И все это творится на фоне прерванной преемственности в угасающем молитвенном делании.
Умаление умного делания - всплеск интереса к нему наблюдается, только начиная с 19-ого века - привело к известному феномену детализации, ограничения и закрепления норм молитвенной практики при профессиональном исполнении небольшого набора технических приемов. Положительным моментом в этом явлении было углубление знаний об определяющей роли сокровенного сердца во внутреннем поиске Божьего Царства.
Определение сердечного центра как места вмещения благодати, согласование духовного вместилища с телесным обустроением, разработка методов опускания ума в сердце - это ценное развитие учения православного подвижничества. Однако, и потери были весьма большими: отсеченным оказался верх и низ. Молитвенное делание превратилось как-то в практику простецов, не помышляющих об уме Христове, не желающих и не умеющих богословствовать, но и не могущих - по сложившемуся запрету опускать внимание ниже груди - бороться с низовыми страстями, такими так блуд и страх. Если Григорий Палама говорит, что уже начальным рекомендуются сосредотачиваться на пуповине живота, чтобы победить силу мысленного зверя, то учителя последних времен запрещают даже опытным сходить умом во чрево, чтобы не потерпели они поражения в борьбе с блудной страстью.
В настоящее время запреты стали распространяться и на сердечную молитву - из-за опасности молитвенного пути, возможности впасть из дебелости в прелесть, домыслов о том, что нельзя ощущать благодать... Стали побеждать антиотеческие настроения и наставления - в духе варлаамитов и под благодушным соусом резанных цитат.
Движущаяся сила исторического монашества - его цель заключается именно в работе над собой ради Бога, а не активная внешняя деятельность - дала сбой, и уже давно. И печально, что нас пытаются убедить, что быть по другому и не может, и не дано, и не нужно.
И может, и дано, и нужно!
Далее несколько слов о сердце...