мы ведь уже рассматривали этот вопрос. и пришли к выводу, что при определении термина "враг", используемого Иисусом, вариантов может быть три:
1. люди, испытывающие к нам неприязнь
2. люди, совершающие по отношению к нам "неприятные" действия
3. люди, по отношению к которым мы сами испытываем неприязнь
По отношению к первым двум категориям заповедь о возлюблении не всегда имеет смысл, потому что совсем не факт, что мы этих людей не любим. О первых мы например можем и не догадываться, что они нас не любят или например, мы их жалеем и вообще. Дети, например - они бывает испытывают к нам детскую неприязнь по какому-то глупому поводу, однако же это не повод их не любить.
По отношению ко вторым например мы можем быть убеждены, что они делают нам неприятное нам же во благо. И так далее.
Поэтому, по-видимому, под словом "враг" Иисусом имелись в виду люди, к которым мы испытываем неприязнь или тем более ненависть (это, кстати, могут быть и нищие например). То есть враг - это чисто субъективное понятие.
Поэтому, "возлюбить врага своего" означает как минимум перестать испытывать к нему неприязнь. Очистить себя от этого неприятия, проследить его причину, почему оно во мне возникает, попытаться увидеть эту ситуацию изнутри самого "врага" и так далее. Короче, подняться на позицию духа, а не души. А у духа нет пристрастия и нелицеприятия. В общем, задача становится предельно ясна.
и ещё один момент есть в связи с этим - о главном враге, всем врагам враге - о сатане. Победить сатану, ненавидя его, не возможно, потому что ненависть - это его стихия. Победить грех, ненавидя его, не возможно, потому что человек ещё больлше прилепляется к тому, что ненавидит. Да, Отцы говорили о ненависти ко греху. Не знаю, что они имели в виду, но имхо, скорее - это решимость ему противостоять, а не ненависть в обычном понимании. Да, надо противостоять, надо бороться и сражаться, но не ненавидеть. Когда человек ненавидит грех и сатану, он думает о грехе и сатане больше, чем о Боге. Наш уважаемый Евгений уже писал об этом.