Наверно, можно сказать, что достоверен такой критерий:
Если подвижник уверен, что его опыт истинен, то он на ложном пути, а если уверен, что его путь не истинен, то он на верном пути поиска истины. Первому не требуется помощь Господа, а второго Господь поведет за руку.
Не согласен со второй частью...и...с первой то же...игры разума могут проявляться как в уверенности так и в неуверенности...это тонкий лёд...на него нельзя опираться...
Стараюсь смотреть по плодам...ну хоть какой то ориентир...
Да, и уверенность и неуверненость не дают ответа. Когда возникает новый непонятный мистический опыт, то умом не понять его истинность, потому что он новый, ранее не известный. Но есть еще такое понятие, как
достоверность извещения о неизвестном. Такая достоверность приходит во время молитвы, как новое ведение, о котором даже не возникает вопрос о его истинности, а просто оно появляется и есть, как будто оно было всегда и останется вечно без именений. Такие ведения даются Господом во время молитвы иногда незаметно, а иногда как озарение молнии. И по мере их накопления то, что раньше было непонятно становится ясно и очевидно духовными очами. А прежние рассуждения представляются со временм неполезными попытками понять духовное недуховными средствами.
В словесном обороте об истинности, я хотел обратить внимание на то, что уверенность в своей правильности останавливает поиск истины. Как говорят отцы, что чем более истинен опыт подвижника и чем более он получает благодатных плодов, тем более он видит свою греховность. И получается, что чем более истинен опыт подвижника, тем более он видит свое отклонение от истины. Поэтому вопрос "Как проверить свой опыт на истинность?" становится с этой точки зрения абсурдным для рассудка, но совершенно необходимым для духа.