Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Дионисий К

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 42
16
Иже во святых, отец наш и благой наставник, святой Исаак Сирин поучал:

«Кто сосредотачивает зрение ума своего внутрь себя, тот видит в себе зарю Духа;
Возгнушавшийся всяким парением видит Владыку своего внутри своего сердца»

«Небо находится  внутри тебя, если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет
Их, а с ними и в них и Владыку их. Сокровище смиренномудрого внутри негою Оно – Господь!»

«Страшен бесам, возлюблен Богу и Ангелам Его, тот кто с горячею ревностью днем и ночью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги посеваемые врагом»

«Отечество чистого душою внутри его. Солнце сияющее там – Свет Святыя Троицы, Воздух, которым дышат жители – Утешетиль Всесвятый Дух. Совозлежащие – святые бесплотные существа. Жизнь, Радость и Веселие их – Христос, Свет от Света Отца.
Таковой и видением души своея увеселяется и удивляется красоте своей, которая во сто
Крат светлее светлости солнечной. Это Иерусалим и Царство Божие, сокровенное внутри нас, по слову Господа, это страна облак Славы Божией,  в которую войдут одни чистые сердцем, чтоб увидеть лицо своего Владыки и озариться лучем света Его в духе своем.»

Итак, как видим мы из слов подвижника Божия,  истинный молитвенный подвиг, ведет внутрь нас самих и там совершается, и  брань наша внутренняя, и, как мне кажется, вся суть нашего молитвенного делания заключается в том, чтобы звать и искать Господа внутри себя и хранить наше внутреннее пространство, в ожидании прихода нашего Владыки, свободным от прилогов бесовских и их чад, страстей, от шума житейских попечений и сладострастных парений и мечтаний.

Без хранения помыслов и чувств,без внутреннего очищения, молитва Иисусова может легко, как мне кажется, сроднится с некоей магической формулой или беспрестанно, но бездумно и внеше произносимой мантрой, а «сладость» появляющаяся при этом, вполне может иметь в своей основе, разжигаемую в оставленном без внимания внутреннем пространстве горе-подвижника, гордость или тщеславие.

Лично для себя, я уяснил(конечно же не окончательно, а лишь в меру и исходя из своего более чем минимального уровня понимания), что молитва наша заключается и имеет своею сутью именно этот Зов, внутреннее хранение чувств и помыслов в тишине и ожидании пришествия Господня, и как следствие, хождении в заповедях Его, а не в словах той или иной молитвенной формулы, внешне понятом месте сосредоточения внимания, кровохаркании, сладости телесной в точке внимания, которую нам так часто, из гордости, хочется принять за что то преестественное и т.д. и т.п.

Таковое хранение, по моему мнению, и есть то, что называют «умным деланием», насколько я сейчас понимаю…

Что же такое прилоги, парения, и как собственно на практике совершать хранение помыслов?

Вопрос этот и прост и крайне сложен одновременно.
В том смысле, что сложить общее представление об этом достаточно легко, а вот соотнести это все со своей внутренней реальностью и постичь на опыте, это, как мне кажется и есть, искусство из искусств.


Далее я, исключительно в качестве «затравки» дальнейшей беседы и исключительно в ожидании ваших, братия и сестры, изложений своего опыта и советов в этом делании, хочу описать этот процесс так, как в настоящем понимаю его я.

Вот я произношу слова молитвы, Иисусовой ли, мытаря или какой либо иной, имхо, не суть важно. Эти слова молитвы как бы якорь для моего ума, та точка внимания, к которой
Я возвращаюсь всякий раз, когда обнаруживаю себя прилепившимся к тому или иному сердечному движению чувств, телесному(плотскому) чувству или мечтанию(парению), заключающемуся в мечтах о будущем или же воздыханиях о прошлом.

Итак, я во первых привожу себя самого в точку «здесь и сейчас», во вторых я перевожу свое внимание с внешних ощущений в свое внутреннее пространство, в третьих я пытаюсь понять, где же сейчас находится мое внутреннее внимание, и найдя эту точку перевожу его к словам молитвы и безмолвному Зову-Предстоянию.

Обычно, человек только начавший этот путь, и пробующий заниматься этим деланием, находится уже в состоянии постоянной вовлеченности и бездумного следования за всеми своими внутренними страстями и побуждениями, имея мечущийся из стороны в сторону ум ни на секунду не прибывающий в покое.

Какова же должна быть последовательность действий для такого человека, чтобы прийти хоть к наималейшей степени тишины?

Я бы предложил для начала такую условную схему: во первых это успокоений мыслей, пусть мысли текут сами по себе, так как им хочется, а я, мое основное внимание, не будет ими увлекаться, а будет, всякий раз обнаруживая свою отвлеченность, сосредотачиваться на словах молитвы, четко осознавая их смысл, но не впадая в излишни чувственно-мысленные интерпретации этого смысла.

Далее, достигнув определенного успеха в этом деле, человек обычно замечает, что мысли, сами по себе не самодостаточны и, каким бы не был человек рассудочным, не являются главными движущими силами, наших поступков и действий. Это приводит человека к эмоциям, к чувствам, к этому бурлящему океану страстей и чувств внутри нас, проявления которых обычно удобнее замечаемы в области груди.

Здесь человек научается находить ту точку внутреннего внимания, которая принимая то или иное чувство, за проявление собственного естества человека и отождествляясь с ним, начинает, как запрограммированный робот, выполнять некие действия для удовлетворения этого чувства(желания, сердечного движения, страсти, раздражения, гнева,страха, уныния, маяты или неудовлетворенности) предварительно оформив в голове соответствующие мысли в виде мечтаний, образов, планов и т.д. и т.п.

И если попытаться соотнести это со святоотеческим учением, в частности в той форме, в которой это учение дошло до нас в наставлениях  преподобного Нила Сорского о внутреннем хранении http://stnil.narod.ru/grekh1.htm , то это уровень «страсти», если это уже стало стало превычкой или уровень «пленения» если это еще не срослось с нами полностью, но план удовлетворения(реализации) уже составлен, а само побуждающее внутреннее чувство, принимается нами за естественное и исходящее от нашего существа, т.е. от нас самих(не в подобном ли отождествлении себя со страстями и телесными потребностями, есть причина нашего духовного летаргического сна?)

Далее, если мы начинаем осознавать, что это чувство не есть мы сами, а лишь наш господин, которому мы неустанно служим и тем отдаляем себя от Бога, имея своим господином кого то, кроме Него, но все же, находим для себя эту страсть привычной и желанной, то это уже уровень «сложения».

Если же мы, в своем устремлении к Богу и Его чистоте, и отвращении к своей внутренней мерзости, отделяющей нас от нее, уже не находим эту страсть столь желанной, но все еще собеседуем с ней, не имея окончательной решимости с ней распроститься, то это уровень «сочетания».

Если же мы, сосредоточены на Богоискании, а внутренние чувства лишь подползают к нам,или окатывают нас волнами, но видя, что мы не намерены вступать с ними в контакт, в конце концов убираются восвоясья, то это уже уровень «прилогов», самый первичный уровень в этой цепи.

Соответственно постоянная спокойное и ненапряженное пребывание внимательным к своему внутреннему миру, хранение его от прилогов и Богоискательный Зов и есть собственно говоря, «умное делание» если я его правильно понимаю.

Хотелось бы так же, для дальнейшего обсуждения, упомянуть о так называемых благих и неблагих помыслах и их соотношении с внутренним хранением во время молитвы.

Святые отцы, и в частности, если мне не изменяет память преподобный Иоанн Лествечник, в своей знаменитой «Лествице» http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm , которая является, поистине прекрасным учебником внутренней жизни на все времена, неоднократно упомянают о том, что бесы во время молитвенного взыскания Бога, видя решимость не отвлекаться от этого молитвенного делания, начинают заходить с другой стороны, предлагая нашему сердцу увлечься некими благими, по виду, но губительными по своим последствиям, чувствами и мыслями, или же богохульствами, или же мечтаними о горнем или же представляя нас уже чего то достигшими или же иным каким способом пытаясь отвлечь нас от молитвы. Посему мы должны отклоняться от любого такого чувства и чем интенсивнее они нам предлагают себя, тем сильнее прелепляясь к взысканию Божию и молитвенному якорю в виде слов молитвы(к примеру «Боже, буди милостив ми грешному» или Иисусовой).


Вот такие вот размышления, братия и сестры, не претендующие на полноту и безошибочность, очень бы хотелось услышать ваши мысли, исправления и дополнения по этому поводу.

С уважением и любовью, Дионисий К

17
Объявления, отзывы / О Фатимском Явлении
« : 29 Сентябрь 2008, 04:33:30 »
Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Хочу предложить вашему вниманию статью о Фатимском Явлении Пресвятой Богородицы.
Почему хочу и почему именно эту?

Ответ прост:
во первых статья написана православным человеком
при этом(и во вторых) не ругательно, без духа критиканства, и, по моему мнению, очень здраво и вполне соответственно духу Православия, что, казалось бы, совместить почти невозможно.

ФАТИМСКИЕ ЯВЛЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — УТЕШЕНИЕ РОССИИ

Хотел запостить, но статья большая и превышает лимит в 2000 знаков, но очень настоятельно прошу всех, кто захочет обсуждать здесь эту тему, ознакомиться с этой статьей внимательно и полностью... Она того стоит...

Три секрета Фатимы Рен-Тв-шный сюжет 185 Мб

------
ну и в качестве бонус треков, в знак моей любви и уважения ко всем участникам этого форума, даже к тем, с кем я время от времени веду "непримиримую войну" позвольте предложить два варианта исполнения Иисусовой молитвы, добытых вашим покорным слугой на просторах видеобменников  :mrgreen:

вариант первый, особенно для сестер
вариант второй, братский

-----

P.S. поскольку я в данный момент, по определенным причинам, за форумом не слежу, мое участие в этой теме гарантировать не могу....

С уважением и любовью, Д.

18
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 15 Сентябрь 2008, 22:14:24 »
Цитировать
Может, вам не стоит быть здесь слишком откровенной. Откровенность - она ведь, как бисер..

...а здесь слишком много свиней? 8-)...

Ох, Сергей, и как Вам посреди такого сброда не противно?...

А насчет всей этой истории, если смотреть на нее несколько отстраненно от главных действующих лиц, хотелось бы сказать вот что:
история эта очень показательна тем, как мало значат всевозможные маски, которые носят люди, без Умного Делания(в широком смысле) и внутреннего изменения...

Мы надеваем на себя всевозможные маски: маску благодатного священника, маску воцерковленной прихожанки, маску сострадательного форумчанина, маску исихаста, маску борца с бесами и маску человека все понимающего и обладающего широтой взглядов.

Но вот что там, под маской, лучше не смотреть...та же не возрожденная ветхая природа, то же рабство страстям и желаниям, то же желание нравиться и чувствовать свою правоту, все то же как и везде, только обрамление другое...

Поистине в мире есть только две категории людей: причастные Духу, возрожденные и непричастные, а все остальные звания, маски, формации, лишь красочная мишура...

Желаю всем нам достичь возрождения, а тех, кто достиг, прошу молиться о нас...

19
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 14 Сентябрь 2008, 22:32:45 »
Цитировать
Дионисий,ау, где Вы, жду Вашего ответа.

Дорогая сестра, понимаете, те соображения которые у меня были и из за которых я задавал эти вопросы, в данном случае, поскольку на первый вопрос был ответ "возможно", а на второй "нет, не было" не имеют достаточного основания, а поскольку соображения довольно специфические, то и оглашать их в таком случае, думаю не стоит....вот если бы у Вас эти явления наблюдались, тогда пожалуй я бы поделился этими досужими домыслами, а так....

В любом случае, я думаю Вам во имя семьи и верности, стоит попытаться полностью порвать все связи и с этим человеком и с этим монастырем и избавиться от внутреннего морока в сердце...

Ведь в конце концов, как я понял, не Вы не готовы разводиться ни он не готов честно объявить о своих чувствах и уйти из монастыря...

Простите, ежели чего не так, но больше мне сказать по этому поводу нечего...

Если вдруг после решительного разрыва начнутся те явления о которых я спрашивал, а в сердце засядет клин от которого захочется лезть на стену или там еще чего, то пишите в личку, если буду жив и "на связи" поделюсь кое какими соображениями, ну а если ничего такого не будет, то и слава Богу!

Желаю и Вам и этому человеку без греха и падения преодолеть это сильнейшее искушение...

С Богом!

20
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 14 Сентябрь 2008, 10:23:06 »
Меня интересовало все же именно то, что бывает во сне....позвольте все же уточнить: он Вам снился с подобными явлениями или нет?

21
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 14 Сентябрь 2008, 08:53:57 »
Цитировать
А какое это имеет отношение к проблеме?

Возможно прямое...
Видите ли, дорогая Молчащая, я что называется не "специалист", а так, мимо проходил, но раз Вы уж захотели услышать мнение обитателей этого форума, то есть у меня кое какие соображения...

Видите ли, эти вещи, о которых я спрашиваю, на мой скромный взгляд, могут быть
(а могут и не быть) показателями некоторых внутренних процессов, а поскольку описанная Вами проблема имеет по сути своей внутреннюю природу, а внешние факты есть только антураж, то отношение это имеет непосредственное...

Позвольте, прежде чем я "озвучу" свои домыслы спросить Вас еще кое о чем:
Бывает ли так, что Вы почти забыли, почти смирились, почти решили, что между вами ничего и никогда не может быть и вдруг Вам снится этот человек, Вы с ним говорите или гуляете, т.е. я нисколько не имею ввиду сны эротического содержания, и при этом ощущаете такую близость, такое единение и счастье, такое родство, что просто и описать нельзя(обычно это чувство локализуется в центре грудной клетки или чуть ниже, но не обязательно...да и не все анализирую и примечают...) и после этого сна все вспыхивает с новой силой? Бывает такое или нет?

Заранее благодарю за ответ...

22
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 14 Сентябрь 2008, 00:58:17 »
Молчащая, можно конкретный вопрос на котрый хотелось бы получить конкретный ответ...
Вы клин в груди чувствуете?
Изводящий "любовной тоской" "клин" в районе груди или нет?...

23
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 13 Сентябрь 2008, 23:29:00 »
Я по себе знаю, что бывают ситуации когда уже не ты управляешь собой, но некая непреодолимая сила в которой сошлись и страсть и безумная тоска и т.д. ведет тебя, как барана, на закланее...

Так бывает...

Но все же решимость и упование на Бога способны это преодолеть...

А клин "любовной тоски" в груди, эту изводящую бесовскую занозу(если подобноное имеет место), способна изгнать молитва и внутреннее хранение, вдруг Вам это попущенно именно для этого?

Вполне возможно, что на 15 году воцерковления настало время заняться внутренней духовной жизнью глубже...

24
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 13 Сентябрь 2008, 23:23:26 »
Если инициатива исходит со стороны благодатного батюшки, то тем более я бы на Вашем месте ушел бы не оглядываясь...

Возможно, что это искушение попущенно по гордости или тщеславию, не все выносят венец благодатного пастыря, но для Вас же лучше, имхо, если инструментом этого попущенного падения будете не Вы...

25
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 13 Сентябрь 2008, 23:11:59 »
Цитировать
Я не пойму,  у него есть дар молитвы (я точно не знаю, но видимо есть), его считают благодатным батюшкой, но вот это сильно сбивает меня с толку.

Даже если и так, то чем больше даров тем больше искушений и чем выше залез, тем как известно, ниже упадешь...

И потом, при нашей нонешней россейской экзальтированности благодатных батюшек лепят на право и на лево и это не показатель...

26
Келейные беседы / Re: Что делать...?
« : 13 Сентябрь 2008, 23:02:53 »
Дорогая Молчащая! Смею предположить, что у Вас уже есть в глубине определенное решение, определенный исход на которой Вы решились и, может быть, создание этой темы это способ в этом решении утвердиться...

В ином случае я не могу понять, что Вам дадут ответы на вопрос "Что делать...?" от участников форума...

Возможно в меня сейчас полетят шапки от любителей выпуклых и недвойственных решений, предвижу много разговор о том, что не все так однозначно, споры и т.д., но для меня в подобной ситуации(а я был когда то в женском скиту трудником и примерно могу примерить ситуацию на себя) нет никакой неопределенности: лично я на Вашем месте прервал бы подобную "связь" раз и навсегда и не оборачивался бы назад ни при каких обстоятельствах, боясь повторить судьбу жены Лота...по моему мнению, возможно ошибочному, личико бесовское в этой истории хорошо просматривается...

С другой стороны и падения иной раз Бог претворяет на благо, но то что это будет падение(или уже есть) и игра на стороне противника(диавола), это надо понимать хорошо...

С уважением, Д.

27
"А непрестанно поучая других легко возомнить себя гуру..."
Е.С. Махамудох Сигх 1-ый

28
Я еще вот на чем хотел бы акцентировать внимание(в чем то близко к тому, что сказал Леонид):
Вот мы(это бывает не только у vostok'a) говорим:"у меня напряжение и раздражительность от молитвы". Но ведь молитва это не талдыченье умом одной и той же фразы! Надо помнить, что то что мы пытаемся делать не есть еще настоящая молитва, а есть попытка ее стяжать. Если ум весь день с огромным усилием пытается концентрироваться на словах, а в сердце заместо тишины, взыскания Встречи и молитвенной устремленности царит обычный кавардак, то можем ли мы назвать это молитвой в строгом смысле слова? И будет ли это напряжением от молитвы или правильнее говорить, что это напряжение от еще неумелых наших попыток молиться?

Все таки фраза "раздражительность и напряжение от молитвы" как то режет слух...

29
небольшое имхо:

Молитва это безусловно труд и труд тяжелый. Первые шаги внутрь и вглубь себя приходиться делать на ощупь, по началу даже не ощущая в своей слепорожденности
то внутреннее пространство в котором тебе предстоит движение и удивляясь потом тому открытию, что оказывается там есть то, о чем ты и не подозревал и что уже на первых успешных шагах дает тебе возможность видеть мир и себя самого в абсолютно иной перспективе, чем прежде.

Но при всем при этом если относиться к молитве как к трудовой поруке и кабале, без творческого вдохновения и т.д., наращивая внутреннюю напряженность и раздражительность, то не приведет ли это в конце концов к отторжению молитвы вообще?

Лично мне такая опастность кажется абсолютно реальной....

30
Диалог / Re: Ничего не напоминает?
« : 10 Сентябрь 2008, 21:07:24 »
Спасибо, дорогой Леонид!

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 42