Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - mehj

Страницы: 1 2 [3] 4
31
Аскетическая практика / Re: У порога
« : 15 Июль 2009, 11:36:27 »
Я также согласен с тем, что проблему утишения ума надо решать "в комплексе", решая многие проблемы, казалось бы, далеко отстоящие от молитвы.
Но ответ на этот вопрос, как мне кажется, не может прийти от кого-то. Это, видимо, надо постигать самому, если есть что постигать.
Для преодоления порога может оказаться важным и то, что происходит в обычной жизни, вне молитвы. Пока там "не подтянется" - может время не пришло. Не мы сроки устанавливаем.
Именно так. Часто проблема в том, что мы хотим летать, толком не научившись ходить.

32
Аскетическая практика / Re: У порога
« : 14 Июль 2009, 21:19:18 »
Индульгирование понимаю как неадекватную реакцию на повышенную энергию. Например, Рамакришна, падающий в самадхи, вместо того, чтобы остаться в сознании - "индульгентщик".
Прелесть же - ложная интерпретация высокой энергии, связанная в основном с неотработками в человеческой самости и с присваиванием себе "заслуг", забывая, что Господь эту энергию подаёт.
Хорошо сформулировано.

По поводу повышенной энергии хочу добавить, что очень важно научиться эту энергию канализировать, передавать ее нуждающимся в ней. Но это возможно, нмв, только при правильно организованном "внешнем делании" - тогда и вместить ее можно больше. Думается в этом - один из секретов "преодоления порога".
Это интересная проблема, еще Элиот заметил, что "people can not bear too much reality".
Канализирование избыточной позитивной энергии - вещь тонкая и не укладывается в рамки обыденных представлений о благотворительности. Здесь скорее подходит такое изречение: "хочешь делать добро - стучись во все двери, для Любящего  же все двери открыты."

33
Alexander, нмв,  вы все очень точно здесь сформулировали.

Но, вот это сомнение - не беспочвенно:

....Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати
 

У меня есть ощущение, что помимо внутренней работы очень важны внешние факторы. Например, правильное окружение, тесный контакт с кругом единомышленников. Может быть чье-то, пока не видимое нам заступничество...

Как вы считаете, Alexander?

34
насколько могу судить, и суфизм, и каббала - тотально закрытые традиции вне своей культурно-языковой среды. Да, есть переведенная литература - цитаты их святых, жития, трактаты, но этого недостаточно.
Думаю, что сказанное справедливо и по отношению к традиции исихазма.
Да, литературы - недостаточно, но и без нее нельзя. И вот тут возникает ряд вопросов: а на каких языках в современном мире адекватно отражены эти традиции? Обязательно ли знать греческий/арабский/персидский/иврит или достаточно переводов? Кем сделаны переводы: просто подвизающимися, учеными-богословами или продвинутыми адептами/святыми, которые намеренно спроецировали учение для понимания современниками?

Мне кажется, что поиск ответов на эти вопросы намного полезнее фантазирования на тему сходства и различий разных традиций.

35
и в суфизме и в каббале есть такие молчаливые праведники.

Раз говорите, то, наверное Вы их знаете? Почему бы не обратиться прямо к ним и не тратить время на форуме?

36
Есть отличие. Если вы погуглите, то легко найдете в Интренете множество учителей, именующих себя суфиями и каббалистами. А вот объявлений от наставников-исихастов пока не встречалось.  :-D

37
Я могу ошибаться, но разве это не мусульманский орнамент? Подобную вязь можно увидеть на Ферганской мечети.

Да, подобные геометрические орнаменты (гирих), широко используются при оформлении мусульманских храмов.

38
Уважаемый Gior, выкладываю полностью рисунок орнамента, детали из которого применены для оформления храма (обозначены красным).

Этот орнамент - "фирменный стиль" определенных центрально-азиатских мастеров периода постройки храма у села Даба.

Можно предположить, что эти мастера нашли в Грузии убежище от монгольских завоевателей и приняли участие в постройке храма.

39
Ох, какой любопытный орнамент!
А не подскажете ли, уважаемый Gior, что за храм на приведенной фотографии и где он находится?
Нет ли еще фоток покрупнее, чтоб получше разглядеть фигуры, вписанные в круг (над входным проемом)?

40
Диалог / Re: Притчи разных традиций
« : 26 Май 2009, 23:34:04 »
История про ромашку умилительна, но не оригинальна - это классический Андерсоновский сюжет о гадком утенке. А вот, на эту же тему хасидская притча.
Рассказывают, что равви Зуся на смертном одре сказал собравшимся ученикам:
"Когда я попаду в мир грядущий, меня не спросят `Почему ты не был Моисеем? ',
меня спросят, `Почему ты не был Зусей? '

41
Диалог / Re: Притчи разных традиций
« : 25 Май 2009, 17:34:14 »
Из 50 просмотревших эту тему, никто не ответил. Интересный результат.

42
В современном мегаполисе достичь гармонии очень сложно, но, тем не менее, возможно. Многие подыскивают места поспокойнее, но это тоже своего рода уход в затвор.
А вот редкий пример достижения гармонии в большом городе Екатеринбурге:
http://rutube.ru/tracks/1892658.html?v=d53950401118252dbae08ea38a19c873

Искать общества подобных людей - вот, нмв,  наилучший "прием аскетического стояния", как здесь любят выражаться.

43
Диалог / Re: Я видел Змея!!!
« : 25 Май 2009, 16:46:49 »
Цитировать
Вот именно это лично я и имею в виду под бесами. Нет ничего для человека реальнее, чем собственные привязанности. Не нужно искать реальных бесов, когда внутренний мир гораздо реальнее внешнего. Внешний мир мы не можем никак постигать, кроме как через мир внутренний. А внутри - страсти. Вот и внешние бесы мерещатся, поскольку смотрим вовне через бесов внутренних.

Наличие тонких сущностей, заметных лишь с определенного уровня развития сознания, не отрицаю. Но уверен, что говоря о бесах, 99,99% местной аудитории видит проекции внутренних бесов на внешний мир. Поэтому о тонком мире пока можно забыть, если не сбалансирован мир грубый, и не проинтегрированы субличности.

Очень точное замечание, нмв. С одной стороны. Но можно и иначе попробовать помыслить бесов - как неких сущностей, которые питаются нашими страстями. Как только им питания начинает недоставать - начинают проявлять активность.

44
Люди очень часто путуют причины и следствия и подражают внешнему. Именно с этим, мне кажется, связаны недоразумения в понимании роли аскетизма. Ведь каков ход мысли? Раз замечено, что все просветленные ведут аскетический образ жизни, значит этому следует подражать.
Хорошее определение дал Леонид:
"Аскеза (ИМХО) это, прежде всего, принятие твердого и окончательного решения Найти."
Такова, и на мой взгляд, отправная точка. Далее же следеут искать не аскетических "подвигов", а Гармонии с внешними обстоятельствами.

45
Диалог / Притчи разных традиций
« : 23 Май 2009, 09:03:44 »
Притчи, как известно, широко используются в разных религиозных традициях как обучающие инструменты.  Иезуитский монах Де Мелло, например, использовал для этих целей истории, почерпнутые из самых разных источников - буддистских, суфийских, хасидских и проч.

В этой связи у меня к форумчанам два вопроса.

1. Есть ли примеры в новейшей истории православной традиции (20 век), когда для обучения применялись притчи не Евангельского и не Ветхозаветного происхождения?

2. Используете ли вы лично притчи из иных, неправославных традиций в своей внутренней работе?

Страницы: 1 2 [3] 4