Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - stille

Страницы: [1] 2 3 ... 66
1
Написание ערום "аром" (нагой) и ערום "арум" (хитрый) совпадает, да.
 То, что первые люди были "арумим", а змей был "арум" среди всех полевых животных - это типичная игра слов, встречающаяся во всей Библии от этой фразы и дальше.
 Обычно там, где есть такая игра слов, в сказанном подразумевается пророчество. Поэтому таких мест особо много в писаниях пророков, а "арумим" и "аром" первое встречающееся ещё в Бытие.
 
Так. Давайте разберемся. Вы это про что написали?
  Прошу прощения, вы недопоняли. Я сказал о "игре слов" - всмысле что используются слова с похожим или одинаковым написанием и звучанием, но различным смыслом (специально включённые в пророческую поэзию). И случай "арумим" - "арум" как пример, впервые встречающийся в ТаНаХе (возможно, есть пример и до него, но вряд ли, книгу Бытия я переписывал от руки на иврите).
 Насчёт подобных мест с "игрой слов", если будет настроение в дальнейшем, займусь ими подробнее и поделюсь наблюдениями.

 Если вас интересует древнееврейский, рекомендую пройти учебник Ламбдина, будет база для самостоятельных занятий с Писаниями; учиться и общаться с носителями языка тоже крайне важно. Язык/речь это передача и традиция.
 p.s.  Словарь Штайнберга - дело хорошее, вроде бы первая (или одна из) попытка создать такой словарь, и как и всё первое слегка комом вышло

2
Цитировать
וַיִּהְיוּ שְׁנֵיהֶם עֲרוּמִּים הָאָדָם וְאִשְׁתּוֹ וְלֹא יִתְבּשָׁשׁוּ
וְהַנָּחָשׁ הָיָה עָרוּם מִכֹּל חַיַּת הַשָּׂדֶה אֲשֶׁר עָשָׂה יְדֹוָד אֱלֹקִים

И были оба они нагие ("арумим"), Адам и жена его, и не стыдились
А/но змей был хитрее ("арум") всех полевых животных, которых сделал Господь Бог
Насчёт пары арумим-арум, это опять таки типичная пара, поэтому понимать слова надо только в различном смысле при их схожем написании и звучании.
 И не "стыдились" - с этим корнем и в возвратной форме глагола.
 "Полевых животных" - жизнь и животное однокоренные слова и в русском и в иврите, поэтому предпочтительней переводить "животных" а не "зверей", также именно "полевых" перевести точнее (чем "животных земли" и т.п.), т.к. собственно слово евр. "садэ" это рус."поле".
 "Сделал" - можно и создал...Предпочитаю точность в этом: "Бара" - создал/сотворил, т.е. нечто принципиально новое вывел из небытия в бытие; "Йацар" - слепил/сформировал из некоего уже существующего материала (напр. человека из праха земли); "Аса" - сделал, просто некое любое действие (именно это слово в стихе)

3
 Написание ערום "аром" (нагой) и ערום "арум" (хитрый) совпадает, да.
 То, что первые люди были "арумим", а змей был "арум" среди всех полевых животных - это типичная игра слов, встречающаяся во всей Библии от этой фразы и дальше.
 Обычно там, где есть такая игра слов, в сказанном подразумевается пророчество. Поэтому таких мест особо много в писаниях пророков, а "арумим" и "аром" первое встречающееся ещё в Бытие.
 Естественно, буквальный смысл - были они "нагие". Поэтому они התבושש "hитбошэш" (стыдиться, в словарной форме глагола) и Господь их впоследствии הלביש hилбиш (одевать, в
сл. форме).
 Корни в еврейском языке состоят из 3ех согласных букв (реже из 2ух или 4ех). Корень слова "hитбошэш" (стыдиться) состоит из: בוש "бош", само слово в тексте приведено в глагольной форме "hитполэл", что подразумевает возвратное действие (в рус. язе обозначается частицей "ся", т.е. стыдить-ся)
Цитировать
יִתְבֹּשָֽׁשׁוּ ОГРАНИЧИВАТЬ\ОГРАНИЧЕНЫ (то есть были вольны\свободны в выборе)
это вольная трактовка, ни корень, ни форма глагола с ней не совпадают

4
Сплошные недоумения, и пока больше вопросов, чем ответов. Волосы порой дыбом...
Вот одно из того, о чём как-то не задумывалась и не обращала раньше внимания - почему таинство крещения платно (и сумма немаленькая)? Правда не понимаю. Таким ли оно должно быть? ...
И вообще нужна ли такая церковь с её отоплениями-освещениями-зарплатами? Может, как-то оно всё иначе должно выглядеть?
Если холодно, то думаешь о том как согреться, если не видишь что вокруг, о том чтобы включить свет, если голодно, о том чтобы добыть еду. Духовное делание начинается, когда в своём нынешнем состоянии довольствуешься тем, что есть. Да-да, это и есть практическая реалия - что выключена ненасытность и установка на прогресс/комфорт с одной стороны, и в то же время что тебе достаточно комфортно (тепло, светло и не голодно) с другой.
 О том, что в церквах "отопление-освещение" - в том какая собственно проблема? Или в том, что священники - работники с заработной платой, и что церковь - организация, которой нужны деньги чтобы функционировать - какая проблема? Церковь вынесена в отдельный "загончик", отделённый от личной жизни христианина. И не то, что в церковь проникают улучшающие уровень и комфорт жизни предметы, а то, что сама церковь вне жизни - в этом проблема. И по другому не будет: Христианство воспитывает монаха или странствующего философа (особенно восточное, православное христианство; в лучшем своём виде). Соборность будто бы не особо естественна христианскому миру, поэтому, чтобы собрать Собор необходимо организовать (Организацию).
 Вопрос: "почему в церквах крестят за деньги" можно расширить: "почему вообще именно в церквах, и именно священником". И из самих Евангелий видно, что ситуации крещения к тому не обязывают - совершить таинство может любой христианин в любом месте.
 Вопрос задаю: "почему именно в церквах собираются молиться", расширить: "почему не складывается в "обычной" жизни практика собираться и вместе молиться Богу"... Вот незнакомый брат, вот ещё один - и нас уже "двое или трое"...Но нет же, пока не зайдёшь в церковь даже и не поймешь, среди христиан ли ты. Ведь вне Церкви - так сразу в келье, и исключительно в самой глубине сердца своего.
 Ещё много подобных "вопросов"....поэтому "странствующими философами" собираемся в стенах церкви/на форумах и расходимся, а на уровне бытовом, в плоти православной жизни "народные акафисты", "организации таинств" и т.п.. И не видно перспективы естественного соединения духовного с плотью жизни (социальной, соборной), потому что, опять же, духовное в православии воспитывает Странника, и Преданию "не интересен сотворённый мир".

5
Читайте Откровение, там всё, у нас здесь только комментарии. Мы не пишем новое Откровение, мы говорим об уже написанном :)
Говорим обычно в жанре фэнтези. Со своей стороны предпочёл вернуться к классическому фэнтези (Толкиен, медиафраншизы типа "Игра престолов" Дж.Мартина), хотя какое-то время увлекался церковным тоже.

6
 Думаю, если ты уже нашёл свою женщину, которая тебя вдохновляет и дополняет... идеальная пара для тебя создана только в одном экземпляре и, наверняка, где-нибудь в противоположной точке планеты...но ты выбрал, и в чём-то основал выбор, и раскрываешь в ней вторую половинку, то исполняй заповедь:)
 Если этого нет, как у меня, например. Тогда вопрос продолжения рода (пока) остаётся бессмысленным. Пожалуй, что искать пассию в порыве озабоченности о продолжении рода не лучший вариант.

7
В православном мистическом предании затрагиваются вопросы не сколько молитвы и жизни монахов,
сколько вопросы обожения, априори считается возможным, для обоженого подвижника, самостоятельно понять все тайны мироздания и антропологии.
  Да, безусловно. Если речь о мистическом письменном предании, ярко выраженном в "Добротолюбии", обожение (приобщение Богу, нетварным энергиям) - основная цель и смысл делания; молитва и, много уже, монашеский устав - суть средства, инструменты.
 Ты говоришь: "априори считается возможным понять", только вовсе и не обязательно понимать, на примере "простых умом" но обоженных святых. Тут вопрос не в потенциале, для мудрости необходима голова и её работа, а не только потенциал просвещённого сердца (без которого мудрость не может быть чистой и глубокой).

 Пример "установки" (на то чтоб не мудрствовать) от св. отца Феофана, переведшего и составившего Добротолюбие, в самом предисловии к книге (5 том) от его руки:
Цитировать
Пятый и последний том Добротолюбия, совмещает в себе остальные статьи греческого Добротолюбия за исключением: ..."в коих очень много трудного для понимания и выражения", ..."слишком утонченных и преимущественно умозрительных силлогических, что выражено в самом их заглавии" (sic!)
Думаю, такая установка, такая позиция (повторю, я её со своей стороны отмечаю в Предании в принципе, не только у Феофана) вредна и приводит к комплексам, мешает живому течению и живому существованию Предания в настоящем времени.

 Есть, конечно, и выпадающие из такой тенденции...Максим Исповедник прежде всего, но его эстафета толком не подхвачена.
 Ну да это имхо. В конце концов каждый ищет близкое себе и иногда находит.

8
А хочется прочитать Евангелие "как в первый раз".
Что бы прочитать Евангелие как в первый раз, надо прочитывать каждое слово Евангелия именно как в первый раз, как будто Вы начинаете читать только с этого конкретного слова, а до этого ничего не было.
  Это не моя цитата. :-)
 Возможно, кто-то и так читал Евангелие впервые (или "читает как в первый раз" впоследствии).
 Если скопировать 2 одинаковых слова, написанных форумчанами/ отцами/ переводчиками синодального Евангелия, то ты не найдёшь в совпадающих значках разницы. Дух текста формируется в связи слов, и в том что между ними (хотя и у каждого слова есть смысл).
Цитировать
Тот же принцип как и в молитве иисусовой, вообще то.
  И.м. начинается с имен Бога, и при таком рассмотрении - каждого слова "сначала и отдельно" - каждое несёт имяславский смысл (если этот принцип признаётся). Вся молитва в целом, конечно, тоже имеет свой смысл: убери последнее слово "грешнаго" и тональность молитвы поменяется.

 Такое рассмотрение Писаний (текстов) немного вне заявленной темы.

9
Проблема трактовок в том, что они незаметно подменяют собой Слово. Кажется, что читаешь Евангелие, а на самом деле ум услужливо подбрасывает трактовки, принятые в церковной среде. В принципе омертвевшее религиозное восприятие и состоит из цепи трактовок, которая может извиваться, но всегда останется цепью, сковывающей ум.
А хочется прочитать Евангелие "как в первый раз".
Может и хочется. :-) Вот только с течением времени есть возможность, и вероятность, что скорее всего будешь его лучше понимать...не только в трактовках дело .Многие св.о. трактовки (по-правде и честно себе признаваясь) почитаю притянутыми за уши, и своей аллегорией оторванными от их онтологического смысла; святоотеческие трактовки утрируют детали с целью "перейти сразу к делу" - к учению о молитве, добродетелях и любви, - рассматривают детали через такую призму (в заглавном посте затронул тему "Добротолюбия", и что там как раз "только об этом", и во многом вследствии такого ракурса получается, что "сотворённый Богом мир не слишком интересен").
 Но это было действительно здорово, наверно...и как впервые с желанием читать слова Божиих пророчеств - здорово. От намерения и чистоты побуждения будет зависеть восприятие. Оно при открытости и жажде будет свежим о острым, и в каком-то роде эгоистичным - в рассмотрении относительно себя и типа "своего" (стоит ли говорить, что сформированного во многом трактовками светского мира(?) восприятия.
 Но возвращаться ("к предыдущим разам и восприятиям") некуда, пути назад у нас уже нет, с тех пор как в раю вкусили. Думаю, когда мы понимает Адамово сознание как сознание ребёнка (или младенца), - то искажённо понимаем его суть.
 

10
 Название темы несколько коряво, но оформились некоторые мысли...
 Хочу говорить не столько о критике, сколько о неудовлетворённости в поисках (прошёл некоторый срок), об отсутствии многих указателей, на которые рассчитывал и которые желал видеть. Да - можно говорить: "неудовлетворённость от жажды ветхого разума", "желания души от страстей" - но когда всплывает какой-то вопрос...неправильно называть внутреннее подвешенное состояние, или какой-то позыв к раскрытию тайны - плоским словом "вопрос"...но когда и если они возникают на пути к Богу, то они верны (для своего времени). Да, пройдёт время, и многие сами растворятся в тишине.
 Насколько проработано Православное (или просто Христианское) Предание как путеводитель, как детоводитель, как источник мудрости ради истины?.. Можно сразу натолкнуться на стену, поскольку есть такая установка "не мудрствовать", с ней легко столкнуться... Трудно выразимая и деструктивная установка на самоустранение. Само по себе Предание - копилка мудрости, но тебе будто бы не стоит в этом участвовать, не стоит искать (только отстраняться от уже имеющегося и "ложного" жизненного опыта), не стоит писать своих строк. В итоге ты не выходишь на эту живую дорогу, ты продолжаешь идти своими путями (хотя, можно сказать и просто своим путём, в любом случае он твой), и где-то витает всё таки сформированная греза о "красивой и чистой Небесной Церкви".
 Вообщем, существовало историческое общинное Христианство в Израиле времён апостолов, в Риме и Греции, Средиземноморье первых веков. Сейчас его можно отыскать лишь в мире "не сем" (так Господь и говорил о своём Царстве); когда мы читаем Писания или одухотворённую церковную лит-ру, через умовое пространство слов можно ощутить окно туда.
 У меня есть 5 томов "Добротолюбия" - полностью их, наверно, никогда не прочту. В этой книге кратко изложен исихастский посыл - аскетика ума и молитвенное делание. Такой краткий и важный посыл о внутреннем делании, на 5 томов, и если открыть 1ый том на любой странице или 5ый - об этом. Также есть монашеские правила и устав (в 4ом томе). И в этом вся суть лучшей святоотеческой лит-ры, вообще соль Предания, от монашествующих к избравшим такой образ жизни. Огромное кол-во тем остаются не проработанными и не затронутыми вовсе. Даже не столько тема "как жить" (не монаху), а такие вопросы, как духовная анатомия, устройство Богом мироздания и его смыслы, предназначение человека относительно мира (а не только личного спасения). Можно находить лишь краткие разбросанные замечания, но в целом сотворённый Богом мир православному Преданию не слишком интересен.
 Получается, видимо, это судьба многих христиан - жить в мире и не отказываться от него, и где-то глубоко из-под спуда, иногда явственней, а иногда совсем теряя, ощущать Небесную Церковь (Церковь Царствия Небесного).

11
 Стимул в изучении языка?..Это весьма вправляет мозги во многих смыслах, позволяет лучше понимать даже свой родной язык, открывает доступ к межкультурному общению - это дорогого стоит...
 Допустим, хочешь что-то узнать и (в данное время относительно свободный) интернет под рукой...некоторые области информации абсолютно не переварены (не проработаны) русской языковой средой: к примеру, мне интересно узнать не агитированные взгляды изнутри религий и о религиозных традициях, о философии, и тут просто очень предпочтителен английский... И это понятно, в этой среде инфа прорабатывается самими носителями, да и просто большим числом заинтересованных умов, чем в любом другом языке.
 Английский также "диалект санскрита", как и русский, + в современных языках куча слов-паразитов из него - что упрощает его изучение.
 Простота грамматики (есть мнение, что чем проще грамматика, тем большие требования к работе памяти и объему лексикона), и какая-то шаблонность построений фраз английского (что напрягает при ассоциациях с русским) - усложняет (имхо).

p.s. хотя, на счёт философии, скорее немецкий и древнегреческий учить стоит :-)

12
 Солидарен с советами выше смотреть фильмы с субтитрами, если ещё проговаривать и записывать, то по полной программе проработка идёт.
 Что практикуешь, тем и овладеваешь - я, к примеру, практически свободно читаю и понимаю на слух английский, а вот без ошибок говорить и писать сложные тексты не смогу.

13
Келейные беседы / Re: Максим.
« : 03 Май 2014, 21:48:33 »
Каков ваш род работы? Расскажите, если не секрет.
Занимаюсь звукорежиссурой, играю на инструментах...ну, а подробности не к лицу и не интересно здесь обсуждать. :-)

14
Келейные беседы / Re: Тщеславие
« : 03 Май 2014, 15:25:56 »
Раvel, Вы не в теме. Говорю как профессионал.
В качестве примера Ив Кляйн зарабатывал на жизнь уроками дзюдо, плату за картины брал золотом, половину которого выбрасывал в Сену, а большую часть оставшегося тайно пожертвовал монастырю Св.Риты в Кашье (Италия). Ибо искусство бесценно. Тот, кто может наступить на гадину коммерции и становится подлинным художником, так было всегда.
Приходится быть "в теме", я музыкант, профессионал (всмысле работы, но удаётся сохранить интерес и как к хобби). Понимаю, пост #16 глуповат если прикладывать его к реальным историям и живому опыту. Потому что это и не мой живой опыт (скорее, наблюдения и беполезные сожаления), что ты и заметила.
 Есть такая связь, о ней уже говорили и её замечали на форуме: когда художник(артист) начинает молиться, то обретающая целостность душа теряет творческую энергию - ту, что лилась из душевных ран и подогревалась страстными движениями.
 Важная развилка: удастся ли выводить творчество в новую реальность внутреннего мира.

15
Келейные беседы / Re: Тщеславие.
« : 02 Май 2014, 23:40:12 »
Истинный художник никогда не считает свои работы чем то выдающимся или даже просто удачным и всегда недоволен ими...
А вот и нет...  :-)
Пушкин в Болдино после некоторых своих творческих опытов скакал по комнате и кричал: "Ай да Пушкин, ай да [собачий] сын!.."
Согласен, так то это обычное мнение о том, как считают "истинные художники" ...
 Хороший пример с Пушкиным.
 Кстати, разве не тех художников бурно воспринимают, которые "позитивненькие" и светятся красками этого мира? Какому издательству нужен "пушкин", который не любит денег и не желает их зарабатывать (имеет деловую жилку)? Без желания продвинуть свои работы (тщеславия), без того, чтобы выражаться внятным языком страстей и чтоб они кипели - а иначе вроде как и не интересно - кому нужен такой художник?
 Если этого нет, то скорее художника сначала похоронят, и лишь потом, через n-лет откопают, поставят памятники и возвеличат, "осознают ценность" что-ли...

Страницы: [1] 2 3 ... 66