Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - Пафнутий

Страницы: [1] 2 3 ... 7
1
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 14 Октябрь 2024, 18:50:10 »
svod,
'"Жено!" (женщина) сначала говорит Христос Марие Магдалине, и она не узнает Его - в этом общем не конкретном обращении "Жено",  она воспринимает Его как садовника (понятие тоже обобщающее).'
'Мария!, обращается Христос к Марие Магдалине повторно, уже по имени <...>. И в этом обращении Мария и Любимая сливаются в одно целокупное Имя, так ее мог назвать только Он Иисус Христос. И отвечает Ему Мария чудным словом Раввуни, которое (ИМХО) как никакое другое откликается на произнесенное Воскресшим Христом "Мария!". <...>'

Согласен, если мы по-прежнему придерживаемся того, что непроизносимое понятие 'имя' 'не транслируется в набор букв и звуков' [являясь комплексом сокровенных переживаний] и раннехристианские авторы, преодолевая данное препятствие, всё-таки вынуждены использовать 'произносимые' имена, чтобы донести основные структуры [каркас, скелет] христианской идеи пути спасения до ищущих. 'Жено' - подразумевает 'безличное' обращение [могут воспринимать и окружающие], 'Мария' [+ Любимая] - сокровенное [непроизносимое (для передачи другим), неслышимое и нечитаемое для других]. Видимо, та же ситуация с 'Раввуни'.

'И это не значит, что для Марии Христос не открылся как Хлеб Жизни.'
Согласен.

'<...> возможно стоит поискать перекличку в Евангелии от Фомы.'
Да, и не только там:
'Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам.' (Фома, 118)
'<...> спутница (Сына - это Мария) Магдалина. <...> он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?' (Филипп, 55)
'<...> Ибо Мария - его сестра, и его мать, и его спутница.' (Филипп, 32)
'Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это".' (Мария, 10)
Именно Равноапостольная несёт весть 'одиннадцати'.

'На вопрос ниже я не знаю четкого  ответа, да и его не может быть. <...>'
Действительно, можно лишь предполагать. Вероятно, это вступление к теме 'брачного чертога'. Тогда 'прикосновение' может прервать [пожирание 'драконом'] восхождение к Отцу [чтобы 'восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его'], тем самым лишив невесту [пока ещё 'бескрылую'] её жениха.
'<...> (... Если ты) станешь человеком, (человек) возлюбит (тебя). Если ты станешь (духом), дух соединится с тобой. Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой. Если (ты) станешь светом, свет будет сочетаться с тобой. Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе. <...>' (Филипп, 113)
Прости, если куцо и рвано, язык традиции для меня ещё исследуемый, 'иностранный'.

2
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 09 Октябрь 2024, 18:33:57 »
svod,
'Старое имя может быть связано с другим камнем - краеугольным, который закладывается, как основание, по другому он фундамент структуры <…>'

Солидарен, 'старое имя', скорее всего, связано с 'другим' камнем [гипотетически, 'чёрным' (Смерть, вероятно, вторая), на умственном противопоставлении метафоре 'белого' (Жизнь)], который тоже, до какого-то времени, выполняет роль краеугольного камня в структуре[составах] прежнего ['старого'] человека, до смены на 'белый'.
Аналогия с тремя апостолами и тремя церквями – красивая, но тогда они скорее не 'краеугольные камни' их, но 'эмблемы'(имхо).
В особенности, при отсылке к Откровению, где они упоминаются в числе 'составов' ['столпов', числом двенадцать] в основании нового Иерусалима Побеждающего, который, в свою очередь, будет '<…> столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон <…>'.
В моём восприятии, эти метафоры уже связаны с 'новым именем', прежде неведомым, тем самым раскрывая закономерную структуру прежнего человека [с 'чёрным' камнем в 'основании' составов], удерживающем на себе базис 'своего' Вавилона (Зверя?).
Предположу, что порабощённых составов тоже двенадцать, но опирающихся на иного цвета 'краеугольный камень' с начертанным на нём 'старым' именем. Та же закономерность устроения.
Воспринимаю необходимым явное акцентирование на 'прежнем' имени, потому что сомневаюсь, что оно 'дано' человеку от рождения, вероятнее всего, оно 'прорастает'[вызревает] в человеке в процессе деформации его составов в мiру, как результата беспечных [бессердечных, умственных] 'экспериментов' с 'инструментом' свободы выбора [вкушение плода Древа знания].
Полагаю, исследование потенциальных причин, 'деформирующих' изначальное 'имя' человека, будет содействовать [посредством ума и сердца] ему в нахождении адекватного вектора поиска и приложения всех возможных усилий (с его стороны) к 'расправлению' искажений до состояния 'нового', ведь оно уже будет иным, нежели при рождении.
Возникает ощущение описания об эволюционном возрастании от Изначального [базового] до Нового [Сыновьего].
От состояния творения [твари (не ругательство)] к состоянию Сыну, через этап 'деформированного' знанием 'имени'.

3
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 07 Октябрь 2024, 23:45:02 »
svod, в моём восприятии, тема 'Тайна Имени' остаётся неполной [нераскрытой] без версий о 'старом имени' [предположительно, на 'чёрном камне'], того, которое заменяется 'именем новым' [на 'белом камне'].
Если оно годами 'служит' человеку до 'нового' имени, то, полагаю, было бы уместно упомянуть о причинах его 'существования' и, например, его 'происхождения'.

4
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 23 Сентябрь 2024, 15:35:10 »
Родион, спасибо вам за своевременную [наводящую] связку цитата-вопрос, восполнившую недостающее 'звено' в структуре базовых закономерностей библейского повествования.
Позвольте ответить в общих чертах:
'<...>  и открыл то младенцам;<...>'
Отец открыт младенцу [приходящему в мiр] гармонией [полнотой], как своему творению,  сообразно его естественному внутреннему устроению [составам]. Присутствует свобода выбора, как основополагающий фактор внутренней эволюции. Ещё отсутствует ключевое следствие от выбора Древа знаний, как необходимого этапа к Древу жизни.
'<...> что Ты утаил сие от мудрых и разумных <...>'
В связи с деформацией внутреннего [составов], по причине череды совершаемых выборов, как постепенного вкушения 'добра-зла', человек утрачивает базовую сокровенную полноту и переходит в неустойчивое [нестабильное], промежуточное состояние на пути к высшей полноте - Жизни, обретаемое уже теперь через Сына.
В моём восприятии, такова 'завязка' предстоящей истории каждого человека, из которой получает начало 'будьте, как дети' [но не детьми] и '... последние станут первыми...' [в разных вариациях].
Ещё раз спасибо за помощь.

5
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 20 Сентябрь 2024, 17:44:19 »
прозелит, всё так, простите, в основном наборе самодельные термины, к которым понемногу подбираю аналогии в традиции, но в текстах подвижников интересующие места очерчиваются очень красивыми, объёмными по содержанию, описаниями, но зачастую тоже зависящие от восприятия описывающего )
Вы верно уловили: внутренний компонент единого 'инструмента' - индивидуальный, внешний компонент - личностный.
Если вас стесняет общение на 'птичьем' языке, то можем не развивать, поскольку, к счастью, мне уже удалось из различных бесед в данной теме 'нащупать' некие параллели 'инструментария'. Так что определённый объём материала для изучения на ближайшее время собран. День удался )

6
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 19 Сентябрь 2024, 04:40:06 »
прозелит, если схематично, то, в моём понимании, 'инструмент' для исследования включает в себя внутренний и внешний компоненты, согласованные между собой. Внутренний –  для поиска в ‘недрах’ индивидуальности, внешний – в 'напластованиях’ личности.
Внешний компонент может быть получен, методом перебора, из списка уже существующих и описанных прежними искателями в виде преданий, практик, концепций, учений, наставлений, заветов и тд, и/или собственных наблюдений. Выбор осуществляется личностью с подспудным влиянием индивидуальности. Внешний элемент 'инструмента', со временем, может меняться, иногда достаточно радикально.
Внутренний компонент ‘участвует’ в невербальной и внесимвольной области поиска, взаимодействуя с ощущениями, генерируемыми и индивидуальностью и личностью. ‘Формируется’ искателем самостоятельно и совершенствуется перманентно, по итогам применения 'инструмента' в целом.
Примеров внешнего компонента, полагаю, вам известно больше меня, но прямые аналогии внутренней составляющей 'инструмента' поиска, как внешней иллюстрации, мне неизвестны, простите.

7
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 16 Сентябрь 2024, 18:11:01 »
Skylander, спасибо за единодушие в выводах.

прозелит, простите за паузу.
Солидарен с вашим глубоким убеждением, хотя изначально подразумевал более общую ситуацию.
В моем восприятии, глубинный поиск является универсальным внутренним (индивидуальным) компонентом ‘инструмента’, непременно дополняемый каким[и]-либо внешним[и] (личностным[и]) компонентам[и]. Без индивидуального элемента поиск обращается в тупиковое исследование личности и её ‘ядра’; без дополнительных компонентов - бесцельное 'блуждание' в темноте, при подспудной настороженности и сопротивлении личности.
Метафора 'белого камня' хорошо [весомо, основательно] передаёт идею 'того, что прочно', то есть то, что становится надёжной внутренней опорой, точкой отсчёта, краеугольным камнем, который един для всех искателей. Тогда индивидуальное 'прочтение’ ‘нового, неведомого прежде имени’, на одном и том же  ‘камне’, делает его (именной камень) сокровенным для каждого из них, тем самым объединяя.

8
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 12 Сентябрь 2024, 04:15:56 »
прозелит, в контексте этой темы вы уместно акцентировали на значимом факторе, упомянув об определённой разноголосице конфессий, которая неизбежно суммируется  с уже присутствующим разнообразием внерелигиозных стереотипов, шаблонов, стандартов.
В моём восприятии, основополагающий вопрос внутреннего поиска: 'кто я [есть]?' (если же в теологическом плане, то, вероятно: ‘я есть Сын [Отца]?’).
Зачастую ответ предлагается из различных источников внешнего мира, тем самым приглушая остроту этого внутреннего вопроса [моделируя ощущение (иллюзию) уверенности в его решённости, очевидности].
Если человек принимает внешний ответ [рамки, 'оградку'], умственно интерпретируя его, как свой внутренний [отождествляясь с ним], то неприметно фокус его внимания переносится на второстепенные вопросы 'почему?’, ‘зачем?', 'для чего?', тем самым перемещая исследования на 'поверхность' ума, ‘отбросив' бремя поиска Ответа в сокровенной глубине.

svod, уместные направления к твоим вступительным размышлениям [о тайне 'имени' сына и отца] упоминаются в нескольких логиях в ев. от Филиппа. Также там присутствуют логии с размышлениями об обманчивости слов [слов, названий] в мiре.
Вот лишь некоторые из логий:

'11. Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что не прочно, и тот, кто слышит (слово) "Бог", не постигает того, что прочно, но постигает то, что не прочно. Также подобным образом (в словах) "Отец", и "Сын", и "Дух святой", и "жизнь", и "свет", и "воскресение", и "церковь", (и) во всех остальных - не постигают того, что (прочно), но постигают, что не прочно, (разве только) познали то, что прочно. (Имена, которые были) услышаны, существуют в мире (для обмана. Если бы они были) в эоне, их и день не называли бы в мире и не полагали бы среди вещей земных. Они имеют конец в эоне.'

12. Единственное имя не произносится в мире - имя, которое Отец дал Сыну. Оно превыше всего. Это - имя Отца. Ибо Сын не стал бы Отцом, если бы он не облачился во имя Отца. Те, кто обладает этим именем, постигают его, но не произносят его. <…>

87. <…> Сыновья чертога брачного имеют (одно и то же) имя. <…>

9
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 10 Сентябрь 2024, 17:57:46 »
svod,
'...как обращение к Отцу и Святому Духу, быть плодом (имя рек) помазания Их любви к Предвечному Сыну'

В моём восприятии, твой метафорический, словесный образ 'плода' (с вариантом имя рек) на лозе и ветвях Сына, питаемого любовью Отца и Духа [покой и движение], органичнее передаёт аналогию описываемых взаимосвязей. 'Имя рек' подмечает индивидуальность 'урожая' сыновства, то бишь Сын в каждом плоде (...) и каждый плод (...) в Сыне. Формируется не генеалогически разветвлённое древо, но множество братьев и сестер, объединённых ветвями Лозы сыновства, то есть детей Одного отца.
Цветок, завязь, плод - путь сына к 'узнаванию' Отца (а может быть и пустоцвет, который отцветёт, но не даст завязи и плода).
Сложно принять изначальную, менее органичную аналогию с усыхающими розгами, потому что ветви - это неотделимая часть Лозы, которая олицетворяет ипостась вечного Сына.
Имхо, 'отпасть/отсохнуть' могут лишь не 'удавшиеся' плоды, но не основа их питающая (животворящая), исходя из передаваемой издревле аналогии, что и чем является.

10
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 08 Сентябрь 2024, 05:14:10 »
прозелит, спасибо, вы правильно меня поняли.
И спасибо за упоминание словаря, в нём хорошо сформулированы ответы по существу вопроса этой темы. Нашёл там цитату, в которой, как мне показалось, удачно сочетаются ваши пояснения, мысли svod'а и мои внебогословские попытки изложения.

'The glorifying of God’s name is effected by Christ’s work, and to this again it belongs that Jesus should reveal God’s name to men as that of the Father (Jn. 17:6; cf. v. 26 and 12:28).
God’s name is obscure to men; it is strange and general. But to those whom the Father has given Him Jesus makes this name manifest, certain and plain, so that it again acquires specific content: Father. In His Son, Jesus Christ, God is the Father and Reconciler of the world. A mark of the divine sonship of Jesus is His ability to make known this name of God to men.'


Прославление имени Бога осуществляется через работу Христа, и к этому же принадлежит и то, что Иисус раскрывает имя Бога людям, как имя Отца.
Имя Бога неизвестно людям; оно странное и общее. Но для тех, кого Отец отдал Ему, Иисус делает это имя явным, определённым [конкретным] и ясным, так что оно вновь приобретает конкретное содержание: Отец. В Своём Сыне, Иисусе Христе, Бог становится Отцом и Примирителем мира. Знак божественного сыновства Иисуса — это Его способность открывать [делать известным] это имя Бога людям.


svod,
'…оттолкнуться от того, что не иметь имени невозможно.'

Буду по-прежнему исходить из того, что под 'именем' [которое дано отцом] действительно подразумевается то, что пытался описать, как совокупность индивидуальных переживаний, позволяющих, однажды, ‘узнать имя отца’.
Тогда становится уместным продолжение твоей мысли:
' Не имеющий имени [через состояние переживания], не может быть наделен (…) даже малой части имения Отца.'

'...Jesus makes this name manifest, certain and plain...' (...Иисус делает это имя явным, определённым [конкретным] и ясным...)
‘…Jesus should reveal God’s name to men as that of the Father…’ (…Иисус раскрывает имя Бога людям, как имя Отца…)

Иисус – дверь, колодец [измеряющий (обрамляющий) кипящий (живой) источник], переживание [как состояние, открывающее 'имя' отца].

‘Верующий в Его имя, получает и часть имения...’

В моём восприятии, будет корректнее: не 'в Его имя', но 'во имя Его', смысл несколько другой.

11
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 06 Сентябрь 2024, 17:11:43 »
svod,
…чтобы обратиться к Отцу, Детям нет необходимости окликать Его по имени…

Согласен с тобой, но, в моём восприятии, из этого не следует, что

для обращения к друг другу  каждый имеет имя Бога, соединяющее их с Богом Отцом и друг с другом’,

поскольку из наблюдений, слово, обозначающее имя отца, скорее обособляет людей на группы, чем способствует их общности между собой и ‘родителем’.
Полагаю, единение зарождается на созвучии невербальных и внесимвольных проявлений людей в окружающее, как естественного продолжения внутренней мелодики отца вовне.
Проявления, как внешние действия, отклики*, которые, однажды, неприметно расцветут для собеседника во внутренне узнаваемое, горячее, родное, либо в сочувственное переживание отсутствия оного у визави.
В моём восприятии, 'имя', будучи живым, согревающим, текучим, не может быть названо, потому что, как прекрасная бабочка, пришпиленная булавкой в коллекции энтомолога, оно лишается жизни и теряет связь с описываемым переживанием в 'янтаре' слова.
Человек непременно соотнесёт воспринимаемые внешние [не]вербальные проявления с [только ему] известным 'именем' и узнает его, даже не услышав, но 'имя в янтаре' может быть воспринято им, как чуждое.
Если именно это подразумевалось в твоём последнем сообщении, то прости, значит ещё не смог уловить суть за краткими описаниями.

*[не только слова, но если они, то скорее их слитный контекст, как неразрывного целого, нежели простой россыпи отдельных понятий]

12
Богословие исихазма / Re: Тайна Имени
« : 06 Сентябрь 2024, 02:41:49 »
svod,
Называет ли ребенок своего отца по имени?

Полагаю, в этом нет нужды.
Вы и сами об этом пишете: ‘не можем видеть, но ощущаем’ '… его прикосновение к нам через земные оковы телесности, которые согревают как солнце.'
Неотлучное взаимное присутствие снимает потребность в именах, являющихся социально значимыми и необходимыми только для обособленных друг от друга в материальном мире. В безмолвном общении 'тет-а-тет' всякие имена напрасны, избыточны.

Сомневаюсь, что присутствует действительная возможность (или необходимость) символьного или вербального отображения ‘имени’, хоть ‘отца’, хоть ‘ребёнка’.

Под метафорой 'именем новым' (‘имя ребёнка’) скорее всего подразумевается то, что наконец-то устранило отвлечённость 'ребёнка' от всегда присутствовавшего 'отца' (который мягко, но неустанно 'окликал' своего 'отвлёкшегося/отдалившегося' младенца), что способствует единению и восстановлению целостности. Возможно даже, это просто узнавание 'новым человеком' родительского ‘голоса’, нежели восприятие некоего своего ‘тайного имени'.

13
прозелит, спасибо за детальный отклик, в особенности за упоминание источников, тем самым воодушевив на 'штурм' The Nag Hammadi Scriptures…, ранее скачанной из интереса к исследованиям по евв Истины. Спасибо за дополнительную мотивацию )

14
svod, действительно, вы правы. Спасибо.

прозелит, простите за возникшую путаницу в заданном мной вопросе.
Позвольте запоздало исправить свою оплошность.

(7) Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.

(18) Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
(19) Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
(20) Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.


В моём восприятии, приоритетной является сама структура-'нить' (‘каркас’) произведения в целом, а уже слова-'бусины', могут только несколько менять внешний вид, но не внутреннюю суть (опорный 'каркас', его динамику).

Во всём тексте непрестанно делается упор на мощь и силу обретаемого в 'глубине' внутреннего (‘источник’, 'сокровище', ‘семя’, 'закваска' и тд). Грубая аналогия: свет внутри тьмы, который распространяется из центральной ‘точки’ ('семени', 'источника' и тд) в ветхом (‘старый человек’, ‘рыбак’, 'дом', 'чрево' и тд).
Постоянно ощущается тема 'двоих' (' Когда вы сделаете двоих одним…' (27)), их метаморфозы в зависимости от выбора.

Неотступное ощущение, что 'лев' всегда ‘блажен’, и когда ‘съеден’ и когда 'съедает'. Это мощь и сила 'источника'. 'Съедание' – 'впускание’ в 'глубину', 'заполнение' ‘голодного чрева’, ‘вопрошание старого к младенцу' и тд, то есть основа той жизни, которую 'выбирает' 'человек' (открывается ему). ('Я дам вам то..., что не вошло в сердце человека' (18))

‘Лев’ 'блажен', потому что он в 'начале’, он – ‘начало’ и если он 'съеден' (‘впущен’), то 'возвращает' 'человеку' его (или Его) ‘начало’, а значит и ощущение где будет 'конец'.
В противном же случае (вторая половина 7 логии), ‘человек’ познает только ‘конец’, сохранив в своей 'глубине' лишь 'ветхое'.
(имхо)

В отличии от вас, не располагаю достаточной информацией по наследию христианской традиции; она довольно обширная, а мой поиск недостаточно систематизирован и в скудных временных рамках.

Прокомментируйте, пожалуйста, подобная интерпретация согласуется с ключевыми воззрениями раннехристианских подвижников? Или если вам известны какие-либо исследовательские материалы в подобном ключе, то подскажите авторов.
Спасибо.

15
прозелит, скажите, пожалуйста, есть ли у вас чувствование пояснительной связи для 7 логии в 18-20-ой?
Присутствует смутное ощущение разъяснения варианта нахождения человеком либо ‘начала-конца’, либо только ‘конца’. Или это безосновательно?
Спасибо.

Страницы: [1] 2 3 ... 7