---В первом случае усилие молитвы принадлежит молящемуся, то есть горячее стремление к Богу принадлежит ему самому. А во втором случае молящийся ожидает усиления молитвы извне, от Бога.
+++Я думаю, что само усилие и было вызвано знанием о Боге. Господь приходит и озаряет сердце, дает молитву. Это как первоначальный дар человеку в ответ на его желание быть с Богом. Затем требуется совершать усилие.
Да, это правильно. Но если, опять же, рассматривать этот вопрос более подробно, то здесь можно обнаружить много не столь очевидного. Ведь что значит "знание о Боге"? Ведь мы на самом деле о Боге ничего не знаем, а если и знаем, то не можем это знание вербализовать в виде, допустим, инструкции по применению: как нужно молиться, чтобы быть в Боге. На практике это выглядит так. Господь приходит и дает молитву молящемуся. Когда это происходит, ему не нужны учителя или какое-либо знание: сама молитва его ведет и сообщает все ему необходимое. В этот момент молящийся, как правило, уверен, что он понял, как нужно молиться. Что в следующий раз он будет молиться именно "таким образом", и как следствие будет такой же самый результат. Но проходит день и молящийся с удивлением обнаруживает, что он делает "все то же самое", а его молитва движется едва вполсилы, а потом и вообще исчезает, оставляя только разочарование и недоумение, отчего это произошло. Причина, как правило существует, и нужно искреннее покаяние, чтобы теснота сердца тебя оставила. Но и это, последнее, не обязательно. Оставление может произойти и без видимых причин, и никакие предыдущие "инструкции" здесь не помогут. Это время испытания, какую стратегию изберет молящийся в такой ситуации. Он будет усиливать свою молитву, делая "все то же самое", что и прошлый раз, добиваясь во что бы то ни стало такого же результата? Это одна стратегия и одно душевное устроение. За этим может стоять и горячее стремление к Богу, и нетерпеливое желание добиваться всего собственными усилиями. Пойдет спать? Это другая стратегия и другое душевное устроение. Будет делать все как обычно, не усиливая молитву самостоятельно, но и не ослабляя ее? Это еще одна стратегия. То есть знания о Боге нет. Есть опытная уверенность в том, насколько Бог благ, которая стимулирует желание молиться. И есть холодный расчет, основанный на том, что как бы мы ни желали быть в Боге, мы все равно не знаем, Кто Он и как Его достичь. Этот расчет делает последнюю стратегию наиболее привлекательной.