Исихазм

Автор Тема: Как молиться.  (Прочитано 18039 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Как молиться.
« Ответ #15 : 20 Август 2004, 15:34:18 »
---В первом случае усилие молитвы принадлежит молящемуся, то есть горячее стремление к Богу принадлежит ему самому. А во втором случае молящийся ожидает усиления молитвы извне, от Бога.
+++Я думаю, что само усилие и было вызвано знанием о Боге. Господь приходит и озаряет сердце, дает молитву. Это как первоначальный дар человеку в ответ на его желание быть с Богом. Затем требуется совершать усилие.

Да, это правильно. Но если, опять же, рассматривать этот вопрос более подробно, то здесь можно обнаружить много не столь очевидного. Ведь что значит "знание о Боге"? Ведь мы на самом деле о Боге ничего не знаем, а если и знаем, то не можем это знание вербализовать в виде, допустим, инструкции по применению: как нужно молиться, чтобы быть в Боге. На практике это выглядит так. Господь приходит и дает молитву молящемуся. Когда это происходит, ему не нужны учителя или какое-либо знание: сама молитва его ведет и сообщает все ему необходимое. В этот момент молящийся, как правило, уверен, что он понял, как нужно молиться. Что в следующий раз он будет молиться именно "таким образом", и как следствие будет такой же самый результат. Но проходит день и молящийся с удивлением обнаруживает, что он делает "все то же самое", а его молитва движется едва вполсилы, а потом и вообще исчезает, оставляя только разочарование и недоумение, отчего это произошло. Причина, как правило существует, и нужно искреннее покаяние, чтобы теснота сердца тебя оставила. Но и это, последнее, не обязательно. Оставление может произойти и без видимых причин, и никакие предыдущие "инструкции" здесь не помогут. Это время испытания, какую стратегию изберет молящийся в такой ситуации. Он будет усиливать свою молитву, делая "все то же самое", что и прошлый раз, добиваясь во что бы то ни стало такого же результата? Это одна стратегия и одно душевное устроение. За этим может стоять и горячее стремление к Богу, и нетерпеливое желание добиваться всего собственными усилиями. Пойдет спать? Это другая стратегия и другое душевное устроение. Будет делать все как обычно, не усиливая молитву самостоятельно, но и не ослабляя ее? Это еще одна стратегия. То есть знания о Боге нет. Есть опытная уверенность в том, насколько Бог благ, которая стимулирует желание молиться. И есть холодный расчет, основанный на том, что как бы мы ни желали быть в Боге, мы все равно не знаем, Кто Он и как Его достичь. Этот расчет делает последнюю стратегию наиболее привлекательной.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Как молиться.
« Ответ #16 : 20 Август 2004, 20:03:32 »
Евгений, Вы все точно описали. Я думаю то же самое испытывают почти все молящиеся, и так и должно быть, сам Господь сказал: "Дух дышит где хочет, и не знаешь откуда приходит и куда уходит, так бывает с каждым рожденным от духа". Все же важно понимать для чего Господь часто удаляется и отнимает молитву, иначе наш труд будет впустую. Я думаю Господь показывает нам нашу духовную немощь,  дает нам убедиться на опыте что "Без Меня не можете творить ничего" и учит нас тем самым смирению и упованию во всем на Него. Более того, и сама молитва - не цель, а средство, цель же - очищение сердца и стяжание святого Духа, который и есть Смирение и Любовь.

Из преп. Симеона Нового Богослова:
"Чистое сердце есть сердце сокрушённое и смиренное" Сл. 17
"Преуспевание души есть преуспевании её в смирении. Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости" Сл. 17
"Корень любви есть смиренномудрие" Сл. 20

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как молиться.
« Ответ #17 : 21 Август 2004, 14:29:32 »
Цитата: Евгений
Но проходит день и молящийся с удивлением обнаруживает, что он делает "все то же самое", а его молитва движется едва вполсилы, а потом и вообще исчезает, оставляя только разочарование и недоумение, отчего это произошло.


Это очень полезный опыт, и не только в сугубой молитвенной практике. Два движения: настойчивое повторение предыдущих действий и оставление застывшего и выхолощенного приема ради нового поиска не должны противопоставляться друг другу. Первое движение более характерно для развитой, оформленной, ставшей уже традиционной аскетики, в которой есть наставники и ученики. Второе движение ближе первооткрывателям, оно более рискованно. В наше время возможен синтез, соединение движений повторения и поиска.

Верно, знания о Боге нет во внешнем, но оно есть во внутреннем. Подбудительные мотивы к совершению того или иного действия, к выполнению той или иной практики содержат в себе скрытое знание о Боге и выражаются в вере и ее делах. Наставником христиан является Господь. Он - Наставник, и Он направляет, чаще скрыто, действия молящегося. Чем больше сопротивление божественному наставничеству под предлогом следования сложившейся практике или с целью изменить ее, тем затрудненнее путь.

Цитата: Evgeny
Все же важно понимать для чего Господь часто удаляется и отнимает молитву, иначе наш труд будет впустую. Я думаю Господь показывает нам нашу духовную немощь, дает нам убедиться на опыте что "Без Меня не можете творить ничего" и учит нас тем самым смирению и упованию во всем на Него.


Добавлю. У нас есть работа, которую надо выполнить. Это работа над собой. И у нас (христиан) есть главная цель - стяжание Святого Духа. Работа над собой (которая направляется Господом) предполагает и требует вхождение во все наши нечистые места и закоулки для их очищения. Погружение в собственную грязь необходимо, но оно у внешнего челоека вызывает недоумение и нежелание делать неприятные и болезненные вещи. Более того, согласие лезть в грязь для ее вычищения дает только тот, кто видел Свет. В потемках собственной души мы можем не видеть света, думая, что Господь оставил нас и отнял молитву. А это всего лишь грязь залепила наши глаза. Он же стоит рядом и помогает нам, а мы Его не видим.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Как молиться.
« Ответ #18 : 12 Март 2008, 12:46:26 »
Дорогие форумчане, подскажите, пожалуйста, как в молитвенной практике выполнить этих два, на мой взгляд, противоположных условия ?
Игумен Иларион (Алфеев): "очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито... cколько бы раз вы ни читали молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей".
Игумен Петр (Пиголь): "По учению святых отцов, ум надо держать бес-цветных и без-образным и заключать в слова молитвы. Для достижения этого использовались некоторые внешние приемы. Следили, чтобы само чтение было ровным и без остановки, потому что часто, по действию диавола, отвлечение ума происходит в момент паузы между произносимыми словами. Такой прием непрерывного, ровного, без интонационных выделений чтения помогает удерживать ум во внимании".

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Как молиться.
« Ответ #19 : 12 Март 2008, 14:53:20 »
У Антония Сурожского есть на этот счет рекомендация изучать текст чужой молитвы
(я так понимаю что речь именно о практике прочтения чужих молитв),
пытаясь пережить каждое ее слово и запоминать для себя это состояние, тогда при
ровном чтении и без пауз со словами будут и переживания потихоньку возникать.
Эти переживания не цвета и не образы, а какбы молитвенный настрой чтоли. Поэтому
не думаю что эти два подхода несовместимы. Скорее они дополняют друг друга. ИМХО.
Один сакцентирован больше на внешнем, другой на внутреннем аспекте молитвы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Как молиться.
« Ответ #20 : 12 Март 2008, 15:04:23 »
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/audio.htm - заходите сюда, и здесь слушайте проповедь "о молитве" в мп3, кажется, это оно.

Еще есть книга, сегодня уже выкладывал на нее ссылку в другой теме - http://www.bogoslovy.ru/archiv/sur3.zip
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Как молиться.
« Ответ #21 : 12 Март 2008, 15:32:10 »
Спасибо, братья, за оказанную помощь. Ваши советы очень мне помогли.
Я старался прочувствовать текст молитвы при вдумчивом и внимательном ее чтении с моливослова, но при переходе на монотонность, молитвенное состояние, как правильно заметил Радион, тут же уходило. Продолжу трудиться в этом направлении.