Исихазм

Автор Тема: Практика "страха Божия"  (Прочитано 8306 раз)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #45 : 04 Июль 2012, 08:25:08 »
Но у раба и наемника нет любви, и человек может очень жестко зафиксироваться в этих состояниях.
Не факт. И раб может любить господина своего. И наемник может любить своего хозяина.
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #46 : 04 Июль 2012, 08:27:16 »
    Считаю, что Страх Божий это страх потерять Любимого.
Страх потерять... Что-то есть в этом эгоистичное... Может, скорее, страх - обидеть, оскорбить, принести боль?..
Христос воскресе, радость моя!

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #47 : 04 Июль 2012, 08:32:06 »
Да Благоговение можно назвать радостным робением. Оно противоположно наглости.
Или дерзости. Но не дерзновению. Дерзновение в людях Господь поощряет. Вопрос, как не перейти грань от дерзновения к дерзости?
Христос воскресе, радость моя!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #48 : 25 Июль 2012, 17:34:11 »
viktorioan! Ваши слова: "Сегодня я хочу бросить камень в отцов! Тех отцов которые утверждают, что начало духовного пути есть "страх Божий".
"Страх Божий есть дар Божий. Как дар, он испрашивается молитвой. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид и потому умолял Бога: Постави рабу Твоему слово Твое в страх, пригвозди страху Твоему плоти моя,  то есть, мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: Дух премудрости и разума, Дух видения и 6лагочестия, Дух совета и крепости, Дух страха Божия".
 Слово свое Святой Симеон начинает так: “Как воспою, как прославлю, как достойно восхвалю Бога моего, призревшего многие грехи мои? Как воззрю к небу? Как отверзу очи? Как отверзу уста, Отец? Как буду двигать устами? Как простру руки к высоте небесной? Какие придумаю слова? Какие принесу глаголы? Как осмелюсь начать беседу? Как буду просить отпущения безмерных моих согрешений, прегрешений многих? Поистине соделал я дела, никак не заслуживающие прощения. Ты ведаешь, Спаситель, что говорю я! Я превзошел всякое естество, я соделал дела нижеестественные; я оказался худшим бессловесных, худшим всех животных морских, всех скотов земных, поистине худшим из гадов и зверей, преступив Твои заповеди больше естества бессловесных, осквернив тело мое и душу обесчестив. Как явлюсь Тебе? Как увижу Тебя? Как осмелюсь стать, окаянный, перед лицом Твоим? как не побегу от славы Твоей, от света, которым блистает Святой Дух Твой? Как не пойду во тьму один, соделавший дела тьмы? И буду отлучен от множества Святых! как стерплю глас Твой, отсылающий меня во тьму? Отсюда нося осуждение дел моих, весь ужасаюсь, весь трепещу. Одержимый страхом и ужасом, вопию Тебе: Спаситель мой! Знаю, что никто иной не согрешил перед Тобой, как я, ниже соделал деяния, которые соделал я, окаянный. Причиной был я погибели и других. Но и то опять знаю, в том удостоверился я, Боже мой, что ни великость согрешений, ни множество грехов, ни нечистота деяний, никогда не превзойдут Твоей человеколюбивой и великой, превысшей великой, превысшей слова и превысшей ума милости, которую Ты обильно изливаешь на согрешающих и кающихся с теплотой. Ты очищаешь их и просвещаешь, и соделываешь причастниками света, соделывая независтно общниками Божества Твоего. Ты часто беседуешь с ними, как с истинными друзьями Твоими, о чудном для Ангелов и для человеческих мыслей. О благость безмерная! О любовь неизъяснимая! Потому-то и припадаю, и вопию к Тебе! Как принял Ты блудного и блудницу пришедших, так прими меня, Щедрый, кающегося от души. Вменив, Христе мой, слез моих капли в источники, источающиеся непрестанно, омой ими душу мою. Омой ими и осквернение тела, произведенное страстями; омой от всякого лукавства и сердце: оно корень и источник всякого греха. Лукавство есть сеяние сеятеля лукавого. Где оно находится, там и прозябает и восходит на высоту, и произращает многие ветви лукавства и злобы. Его корни из глубин исторгни, Христе мой и очисти нивы моих души и сердца. Щедрый! Насади в них страх Твой. Сподоби ему вкорениться и возрасти удовлетворительно, чтоб высоко возрос он, хранением заповедей Твоих умножаясь, ежечасно, умножением же умножая точащиеся течения слез. Напаяваясь ими более и более, он возрастает и возвышается. Вместе со страхом, соразмерно ему, возрастает смирение. Смирению уступают все страсти, а с ними отгоняется и полк бесов. Все добродетели усматриваются последующими за ним, окружающими его, как царицу, как владычицу хранительницы, другини и рабыни. Когда же они соберутся и соединятся одни с другими, тогда процветает посреди них, как древо при источниках вод, страх, Тобою насажденный, и мало-помалу испускает странный цвет. Сказал я странный, потому что всякое естество рождает по роду, и семя всех дерев находится в каждом по роду; страх же Твой производит и цвет, странный естеству, и плод, подобно странный и чуждый себе. Страх этот естественно исполнен сетования, и стяжавших его заставляет непрестанно сетовать, как рабов достойных многих казней, как ожидающих ежечасно посечения смертью, видящих серп смертный, часа смертного не знающих, не имеющих надежды, ни извещения в совершенном прощении, но трепещущих предела, ужасающихся конца, но неизвестности изречения, которое последует на суде, о Боже мой. Цвет, производимый страхом, неизъясним по виду, еще более неизъясним но образу. Он зрится процветающим, но немедленно скрывается, что неестественно и не в порядке, что превыше естества, превосходит всякое естество. Однако цвет является прекрасным, превысшим всякого слова, восхищает к видению своему весь ум мой, не допуская помнить ничего того, о чем страх доставляет познание, но производит во мне тогда забвение всего этого, и улетает скоро. Древо страха опять остается без цвета. И скорблю, и воздыхаю, и усиленно вопию к Тебе! И опять вижу на ветвях древа цвет! О Христе мой! Имея взор устремленным к одному цвету, не вижу тогда древа этого. Но цвет чаще проявляется и, привлекая всего меня к себе вожделением, оканчивается в плоде любви. Опять этот плод не терпит пребывать на древе страха. Напротив - когда он созреет, тогда зрится один, без древа. Страх в любви отнюдь не обретается, так как, в противоположность этому, душа не приносит плода без страха. Поистине чудо, превысшее слова, превысшее всякого помышления! Древо с трудом процветает и приносит плод, плод же, напротив, искореняет все древо, и пребывает плод, пребывает один. Как плод без древа? Никак не могу объяснить. Однако он пребывает, однако он есть, любовь эта без страха, родившего ее. Эта любовь есть поистине величайшее веселье, исполняет стяжавшего ее радости и душевного наслаждения, изгоняет вне мира по ощущению, чего страх никак не может сделать. Он, находясь внутри видимых и внутри чувственных, как может стяжавшего страх поставлять вдали от всего и всего совокуплять с невидимыми посредством ощущения (духовного)? Поистине никак не может. Цвет и плод эти, порождаемые страхом, находятся вне этого мира. Они и ныне восхищают душу. и возносят, и поставляют вне этого мира? Как, скажи мне, эта любовь поставляет вне мира? Хотел я определенно узнать это. Это необъяснимо: Любовь - Божественный Дух”. свт. Игнатий Брянчанинов

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #49 : 25 Июль 2012, 17:35:54 »
Серафима! Вы не с Владимирского храма?

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #50 : 25 Июль 2012, 17:55:08 »
Цитировать
пророк Исаия исчисляет так: Дух премудрости и разума, Дух видения и 6лагочестия, Дух совета и крепости, Дух страха Божия".
Спасибо. Не знал. Есть логика, помню себя в детстве христианской просил меня вести, и не идти туда куда не надо, но идти туда куда надо! И действительно, страх, это то что закроет дорогу в "то что не надо".
Спасибо Виктор, спаси Господи.
Апостол Павел рекомендует "ревновать дары" и  в (1-е Коринфянам) показывает их приоритетность, то же есть над чем подумать.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #51 : 25 Июль 2012, 18:10:02 »
viktorioan! Мною была сделана ссылка на св.отцов, но есть еще и личный опыт. И он соответствует тому, что писано св.отцами. Ведь для того и оставлены нашему времени их труды, писанные в восходе солнца, чтобы мы могли сверять свой духовный путь в в его закате. Не обижайтесь на меня, если вас чем то непреднамеренно обидел. С Уважением Виктор 

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #52 : 26 Июль 2012, 00:24:15 »
Серафима! Вы не с Владимирского храма?
Нет. Я "с" храма Всех Святых в земле Российской просиявших. А вы во Владимирский ходите?
Христос воскресе, радость моя!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #53 : 26 Июль 2012, 05:08:21 »
Серафима! У вас очень красивый храм, правда он для меня находится далековато, поэтому ни разу не был на службе. Я бывший прихожанин Владимирского храма, в прошлом году умер его настоятель отец Владимир, который многим нам был отцом духовным. В ночь на пасху я исповедовался ему, причастился из рук его, а в 9 утра отца Владимира не стало. Первое мое письмо за 2006 год было адресовано именно ему. Сейчас хожу или в Благовещенский, или в Покровский соборы.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #54 : 26 Июль 2012, 07:52:01 »
Да, я слышала об о. Владимире. Сочувствую вам.

Только мы с вами безбожно флудим.
Христос воскресе, радость моя!

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #55 : 26 Июль 2012, 08:52:39 »
viktorioan! Мною была сделана ссылка на св.отцов, но есть еще и личный опыт. И он соответствует тому, что писано св.отцами. Ведь для того и оставлены нашему времени их труды, писанные в восходе солнца, чтобы мы могли сверять свой духовный путь в в его закате. Не обижайтесь на меня, если вас чем то непреднамеренно обидел. С Уважением Виктор 
Нет, обиды нет, напротив, нет ничего лучше чем прямая речь. Информацию взял на заметку, для начала. Бог с каждым "ведёт свой разговор", то углубление, о котором вы упомянули - грандиозно, но порой для иного человека и судьба Антониевого башмачника отрадна, и достойна подражания.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

прозелит

  • Сообщений: 6075
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #56 : 26 Июль 2012, 12:09:03 »
Кроме судьбы башмачника, есть еще судьба скомороха, достигшего ""высот ангельской жизни"...

Цитата: церковный историк Руфин Аквилейский (около 345–410)
Достигши высоты ангельской жизни, св.Пафнутий однажды просил Бога указать ему - с кем сравнялся он из угождающих Ему. И предстал ему Ангел Господень. "Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении промышляет своим искусством". Когда умирал св. Пафнутий, он сказал: "Богу угодны не столько тот или другой род жизни, сколько чистота и расположение сердца.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #57 : 26 Июль 2012, 15:34:34 »
Серафима - зря вы так.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #58 : 26 Июль 2012, 23:54:02 »
Серафима - зря вы так.
Не обижайтесь. :-) Просто лучше говорить об этом в личке.
Христос воскресе, радость моя!

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Практика "страха Божия"
« Ответ #59 : 27 Июль 2012, 09:43:36 »
Кроме судьбы башмачника, есть еще судьба скомороха, достигшего ""высот ангельской жизни"...

Цитата: церковный историк Руфин Аквилейский (около 345–410)
Достигши высоты ангельской жизни, св.Пафнутий однажды просил Бога указать ему - с кем сравнялся он из угождающих Ему. И предстал ему Ангел Господень. "Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении промышляет своим искусством". Когда умирал св. Пафнутий, он сказал: "Богу угодны не столько тот или другой род жизни, сколько чистота и расположение сердца.

Хорошее сравнение. Вот уж сутки об этом думаю. Многие писали, что лукавый не терпит насмешек. Скоморох не просто с людьми общается, не просто милостыней кормится, или как сегодня - требами священники, он на хлеб не получит, если позитив своей шкурой, своим выступлением не соскоморошит. А для этого и ощущать он должен. И других, и Бога.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?