Исихазм

Автор Тема: Узкий путь, и насколько он узкий?  (Прочитано 33680 раз)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #240 : 19 Июль 2011, 20:54:01 »
Это для нас совесть стала обличителем, потому что в нашем сознании она слилась с чувством долга, чувством вины... да с каким угодно чувством, только не с чувством любви - чем на самом деле и является совесть.
Думаю, что совесть и есть обличитель, страж нашего сердца. Когда мы все делаем по-Божьи, она спокойна. Как только мы выбираем неверное направление, она начинает обличать. Свт. Феофан говорит, что совесть - это составляющая человеческого духа.
Христос воскресе, радость моя!

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #241 : 19 Июль 2011, 21:04:58 »
Думаю, что совесть и есть обличитель, страж нашего сердца. Когда мы все делаем по-Божьи, она спокойна. Как только мы выбираем неверное направление, она начинает обличать. Свт. Феофан говорит, что совесть - это составляющая человеческого духа.
Серафима, Вы меня несказанно утешили...прямо сил нет...  :-) а то меня последнее время одолевает неодолимый скепсис по поводу нестроений в Церкви, который я еще и беззастенчиво транслирую на окружающих... и что самое удивительное, совесть моя абсолютно спокойна и в этом меня нисколько не упрекает...  :-( вот и не пойму, то ли злодейка прожженная  совсем, то ли и врямь все делаю по-Божьи...мда..  :roll:
« Последнее редактирование: 19 Июль 2011, 21:17:02 от Gabriel »

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #242 : 19 Июль 2011, 21:07:58 »
Это для нас совесть стала обличителем, потому что в нашем сознании она слилась с чувством долга, чувством вины... да с каким угодно чувством, только не с чувством любви - чем на самом деле и является совесть.
Думаю, что совесть и есть обличитель, страж нашего сердца. Когда мы все делаем по-Божьи, она спокойна. Как только мы выбираем неверное направление, она начинает обличать. Свт. Феофан говорит, что совесть - это составляющая человеческого духа.
это у всех людей? у всех народов? или только у христиан?
"Чукча" свою жену отдал поиграться другу... в нем совесть что нибудь говорит, если она часть нашего человеческого духа? "чукча" человек?
мусульманская женщина считает, что их мужьям подойдут наложницы из пленных русских? тут совесть, как часть духа присутствует.?
просто надо разобраться, что такое совесть? она принадлежность воспитанию, если нет, то где она у других народностей убивающих не верных, потому, что так учит аллах?
у них совесть прикасается к сердцу?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #243 : 19 Июль 2011, 21:51:19 »
Понятие "совесть" употребляется, конечно, отцами в двух основных смыслах, как естественный нравственный закон в душе, данный человеку от природы и как голос в нас ангела-хранителя. Оба этих определения, естественно, правильные, но в разной степени для разных людей полезные:-). Для внешнего делания более важно первое определение, а для внутреннего второе. Дествичник, например (если уж я завел о нем речь) использует оба определения в зависимости от ситуации, и как собственный голос души, и как голос в ней ангела-хранителя, например: "совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя, данного нам при крещении" (26, 248)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #244 : 20 Июль 2011, 03:26:26 »
Тогда, получается, что голос совести -- это не голос совести на самом деле. А всего лишь нравственное чувство, привитое в конкретном обществе...
В Якутии запросто подарят (на время) свою жену хорошему другу: это нравственное чувство или совесть?
Вот Вас , например, на работе ценят за деловые качества и интеллект...
И чем больше подобных действий - тем менее становятся видны Ваши деловые качества...
Ну... В-общем несколько наивно :) Думается так: чем выше забираешься -- тем меньшему количеству людей становится понятен твой путь.

Так и совесть. Она никуда не исчезает, но бывает закрыта слоем неизбежных нравственных законов, принятых в конкретном обществе. Совесть все-равно остается совестью, но ее становится все сложнее услышать...
Своеобразный ход мысли. Выходит, что священнослужителям, монахам и епископам услышать свою совесть наиболее трудно. Хотя определенная доля правды в этом есть :)
Хранителями нравственного закона и совести выступают разные члены. Хранитель совести -- сердце, а нравственного закона -- голова.
Можно быть нравственно безупречным, но бессовестным.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #245 : 20 Июль 2011, 10:26:46 »
вот и не пойму, то ли злодейка прожженная  совсем, то ли и врямь все делаю по-Божьи...мда..  :roll:
Мне думается, что это не совесть "прожженная злодейка", это мы "сожигаем" свою совесть, придумывая себе оправдания и тем самым заглушая ее, заставляя замолчать.

это у всех людей? у всех народов? или только у христиан?
"Чукча" свою жену отдал поиграться другу... в нем совесть что нибудь говорит, если она часть нашего человеческого духа? "чукча" человек?
мусульманская женщина считает, что их мужьям подойдут наложницы из пленных русских? тут совесть, как часть духа присутствует.?
просто надо разобраться, что такое совесть? она принадлежность воспитанию, если нет, то где она у других народностей убивающих не верных, потому, что так учит аллах?
у них совесть прикасается к сердцу?
Вуаль, я могу сказать только свое мнение, не знаю, правильно ли оно. Думаю, что совесть зависит от того, что человек считает грехом. Для кого-то не грех поделиться с другом женой, а для кого-то грех съесть конфету (борьба с лакомством). :-)
Христос воскресе, радость моя!

Анна-Мария

  • Гость
Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #246 : 20 Июль 2011, 10:27:15 »
Думается так: чем выше забираешься -- тем меньшему количеству людей становится понятен твой путь.

А откуда у Вас такая информация? :-) Мне кажется, что такой вывод совсем не обязателен... Можно никуда и не забираться, а закопать свои таланты под ворохом бюрократических бумаг, например. Или вообще, увлечься, к примеру, искоючительно своими результатами - а это уже падение... Не имеет значения - вверх или вниз двигается человек в таком случае в обществе. Это был пример (взятый исключительно из сериалов о хорошей жизни) о том, как можно скрыть то, что скрыть в принципе невозможно. :-)

Выходит, что священнослужителям, монахам и епископам услышать свою совесть наиболее трудно. Хотя определенная доля правды в этом есть :)

Своеобразный ход мыслей! :-)
Не принадлежу к вышеперечисленным должностям, но также испытываю определенные трудности со слухом... :-)

Хранитель совести -- сердце, а нравственного закона -- голова.
Можно быть нравственно безупречным, но бессовестным.

А можно быть совестливым, но безнравственным? В любом случае, разделение - противоестественное...
Если принято в том обществе, где живете, дарить жену другу - то уж тогда дарите...и от чистого сердца! :-)

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Узкий путь, и насколько он узкий?
« Ответ #247 : 20 Июль 2011, 11:43:08 »
Думается так: чем выше забираешься -- тем меньшему количеству людей становится понятен твой путь.

А откуда у Вас такая информация? :-) Мне кажется, что такой вывод совсем не обязателен... Можно никуда и не забираться, а закопать свои таланты под ворохом бюрократических бумаг, например. Или вообще, увлечься, к примеру, искоючительно своими результатами - а это уже падение... Не имеет значения - вверх или вниз двигается человек в таком случае в обществе. Это был пример (взятый исключительно из сериалов о хорошей жизни) о том, как можно скрыть то, что скрыть в принципе невозможно. :-)
А я вообще не об этом. Я о том, что духовный судит обо всем, а о духовном не может судить никто. Хотя попытки суда духовных на протяжении существования ветхого и нового заветов предпринимаются постоянно...

Хранитель совести -- сердце, а нравственного закона -- голова.
Можно быть нравственно безупречным, но бессовестным.
А можно быть совестливым, но безнравственным? В любом случае, разделение - противоестественное...
Если принято в том обществе, где живете, дарить жену другу - то уж тогда дарите...и от чистого сердца! :-)
Если это нужно Богу, от которого получаем (со)весточку в сердце своем.