Исихазм

Автор Тема: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)  (Прочитано 52260 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #240 : 09 Декабрь 2011, 15:54:17 »
 :-) нет никакого неудобного момента.


и в свете самого ума виден Свет. И исступление ума в Свет становиться реальным. Если ум не замкнется на себе как на свете.
)) Нда... Думаю я ясно выразился?? Или нет .... Ну уж как смог... )))

думаю к  учению МИ, да и вообще к православию  данная версия  никакого отношения не имеет..

Тогда и Влахос к православию не имеет отношения, говоря

Цитировать
Примечателен следующий отрывок, в котором сконцентрировано все учение святителя об интересующем нас предмете:

"...кто порвал всякую связь своей души с низким, отрешился от всего через соблюдение заповедей и достигаемое таким путем бесстрастие, возвысился над всяким познавательным действием через усердную, чистую и невещественную молитву и в непознаваемом, по преизбытку, единении осиян неприступным блеском, – только тот, став светом, через свет обожившись, видя свет в созерцании и вкушении этого света, истинно познает пресветлость и непостижимость Бога, славя Его не только как высшего умной силы ума, этой человеческой способности, ибо даже многое из тварного ее выше, но выше и того вышеестественного соединения, посредством одного лишь которого ум "в божественном подражании пренебесным умам" соединяется с запредельным для умопостигаемого" (с.522-524) – (в скобках указаны соответствующие страницы греческого издания. – прим. пер.).

В этих словах заключается центральный пункт всего учения святителя. Чтобы достичь созерцания нетварного света, человек должен разорвать всякую связь души с дольним, отрешиться от всего через соблюдение заповедей Христовых и с помощью достигаемого благодаря этому бесстрастия возвыситься "над всяким познавательным действием через протяженную, чистую и невещественную молитву". Следовательно, требуется прежде всего исцеление человека, которое достигается хранением заповедей Христовых и освобождением души от греховной связи с тварным миром. Человек озаряется неприступным блеском "в высшей степени непознаваемом соединении". Посредством этого соединения он видит Бога; став светом, зрит посредством света. Видя нетварный свет, он познает Бога, обретает вéдение Бога, истинно познает Его пресветлость и непостижимость.

Цитировать
Святитель Григорий упоминает об исступлении. То исступление, о котором говорится в святоотеческом учении, не имеет ничего общего с исступлением Пифии и последователей других религий. Исступление – это когда ум, молясь, отложит "привязанность к сущему, сперва ко всему постыдному, злому и лукавому, потом к занимающему среднее положение..." (с.476). Исступление в собственном смысле есть удаление от мирского и плотского мудрования. В чистой молитве ум "совершенно исступает из всего сущего" (с.476). Это исступление выше отрицательного, то есть умозрительного богословия; "оно свойственно только приобретшим бесстрастие; и соединения еще нет, если Утешитель не озарит свыше молящегося, сидящего в горнице пределов естества и ожидающего обетования Отца (ср.: Деян. 1:4,13. – ред.), и не восхитит его через откровение к видению света" (с.476-478). Иными словами, исступление, то есть непрестанная умная молитва, в которой человеческий ум имеет постоянную память о Боге, освободившись от всяких привязанностей к страстям и так называемому миру греха, не есть еще соединение с Богом. Соединение человека с Богом возникает с приходом Утешителя, и признаком его является Божие сияние.

Короче вот http://psylib.org.ua/books/vlaho01/txt13.htm. Ну и к Паламе. Который судя по всему тоже не имеет отношения к православию. Может Вас смутило "И исступление ума в Свет становиться реальным.", то тут реальным в смысле возможным. Просто с оценками стоит быть аккуратней. :-) Или как я должен был его обосновывать? Или мне нужно было сразу заняться цитированием? Я не хочу.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #241 : 09 Декабрь 2011, 17:46:58 »
p.s. прозелит  отвечу, но  уже не сегодня, наиболее вероятно после выходных
Хорошо.

Анъдърюха

  • Сообщений: 868
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #242 : 09 Декабрь 2011, 23:18:33 »
Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #243 : 10 Декабрь 2011, 00:46:13 »
О, если бы хоть так было. Но нет. А есть – застилающий Бога рой мыслей, котороые жужжат в голове, “подобно беспорядочной стае мошек”, по определению Феофана Затворника.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #244 : 12 Декабрь 2011, 12:54:56 »
Для меня в принципе понятен, и главное – близок такой с.о. подход, когда энергия рассеянного ума сводится в сердце, обращаясь там к сущности ума, в безмолвии. И так совершается круговое движение ума – собираясь в сердце, оттуда – в себя, и из себя к Богу. Ум "обращается на себя, а через себя восходит к мысли о Боге (Василий Великий)". При том ум, погружаясь "внутрь себя", сначала совлекается, потом – предстоит в чистоте.

    вот если этот момент разобрать подробнее, то как раз и станет понятно, исходя из чего я утверждаю о существовании противоречия в посылах МИ, которое   если  рассматривать его учение  комплексно, конечно же перестает быть таковым..
    собирание ума совне от рассеянности вовнутрь — к собранности, это первая из трех стадий умного делания, вторая пребывание пребывание собранного в единовидную простоту ума в сердце, третья восхищение ума в Богосозерцание (А. Геронимус «Богословие священнобезмолвия») ..
    вторая стадия, соответствует  степени естественного созерцания, совершается при посредстве благодати, но никак не собственными силами,  ей присуще  всевозможные озарения,осияния, откровения и пр., но тем не менее это еще не степень Богосозерцания при которой ум «становится совершенно безобразным и безвидным», для этого необходимо сошествие Духа, индивидуальная пятидесятница
     подобный подход соответствует, тому, как МИ различает степени причастности к логосам, т.е.  качественные степени синергийного  участия в   действии божественных энергий волений, говоря о логосах бытия, благобытия, приснобытия (МИ Амбигвы к Иоанну II) по логосу бытия  мы имеем душу и тело, а также причастность  к миру умопостигаемому, и к миру материальному, по логосу благобытия  мы путем свободного выбора  можем участвовать  в исполнении Промысла, развиваясь и совершенствуясь в добродетели, по логосу вечнобытия  происходит обожение человека, соединение его с Богом в нетварной вечности,  где его энергии утихают, полностью реализовавшись и далее он уже живет и действует Духом Божиим, об этом МИ говорит как о приснодвижном покое.. 
      возвращаясь к противоречию, вторая и третья стадия не соотносятся по принципу  причинно-следственной связи,  т.к. обОжение это дар и не зависит от человека, поэтому если рассматривать процесс развития как  возвращение к  некому  исходному состоянию,  как при движении по кругу (Оригеновский вариант), то возникает неустранимое противоречие, если же рассматривать  развитие как восхождение по спирали при котором  подвижник при возвращении выводится   благодатью на   качественно новый уровень восхождения, начиная при этом совершать очередной виток но уже ином уровне то противоречие устраняется (на различие таких векторов обращал внимание Евгений в теме «Смирение прежде всего»)..

МИ здесь говорит, имо, об энергии ума.

не соглашусь т.к. МИ говорит о мышлении


Сам ум может начать обретать безвидность и безобразность, становясь вполне простым и единым  (с содействием Божиим).

если с содействием Божиим, то это уже не сам

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #245 : 12 Декабрь 2011, 13:03:30 »
Тогда и Влахос к православию не имеет отношения, говоря…. Ну и к Паламе. Ну и к Паламе. Который судя по всему тоже не имеет отношения к православию.

    версия изложенная Влахосом  как раз таки имеет отношение к православию, также как то о чем говорит Палама,  так как и первый и второй утверждают что соединение со Светом возможно лишь через причастие нетварным энергиям, приход Утешителя (как об этом говорит Влахос), это как раз то о чем я говорил, развивая мысль МИ о том, что только оказавшись в Боге, ум  «становится совершенно безобразным и безвидным» и никак иначе, то есть только под воздействием конкретного объекта познания  неизобразимого, сверхчувственного и священного т.е. Божественного,  ни о какой самостоятельности  и речи нет..
    тогда как Вы, разрешаете противоречие о том, что ум не может самостоятельно  стать нагим от всякого помысла, вполне конкретно и недвусмысленно – «Думаю нет противоречия, т.к. ум познающий сам себя способен в конце концов себя же и увидеть (или воспринять), тогда все игры ума оканчиваются (все "внешнее многообразие" остается за бортом), и в свете самого ума виден Свет. И исступление ума в Свет становиться реальным. Если ум не замкнется на себе как на свете.» т.е. Ваш подход основан на следующих посылах -   ум способен, ум видит, ум заканчивает свои игры,   и в свете самого себя видит Свет,  и ни слова о  воздействии благодати, даже и намека нет на то, что необходима определенная степень причастия, тогда как и Палама и МИ и Святогорский томос, строго категорично утверждают ум способен  созерцать Бога только по факту воздействия благодати ..

ivanches

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #246 : 13 Декабрь 2017, 05:59:28 »
***Сильно опазорится это надолго человека лишает гордости..***

Не думаю, что лишает. Уязвляет, причиняет душевную боль, может озлобить, но никак не лишает. Я вообще не знаю, есть ли какие-то методы борьбы с гордостью. Можно ли своими человеческими силами избавиться от нее? Если Господь не избавит?
Лишает, но не на совсем. Озлобить может - это уже от характера человека зависит. Характер мстительный нужно иметь. У меня , слава Богу, не такой. Меня не озлобляло никогда моё от рождения данное уродство, когда надо мной в школе или ещё где ржали - позорили. Я , прости Господи, в одиночестве плакал и Бога клял что вообще на свет родился. Потому как Кому как не Ему об этом плакать? Позже стал осознавать что как раз это уродство моё меня от многого в жизни уберегло.  Но так или иначе гордыни во мне не меньше чем в других, она лазейку в другом месте находит. В больнице детской довелось мне увидеть сестру мою по несчастью, с той же самой проблемой. Девчонка просто рехнулась, аж мне противно было смотреть что она вытворяла. Видимо не выдержала психика у неё, отчаялась. Но это не злоба у неё была. "Кукушка" уехала.

По поводу избавления, тут сразу не избавиться. У Силуана примером смирения был его отец в миру.  У меня , пожалуй, одна из моих бабушек. Смиреннее человека ни в церкви, ни в миру не встречал ещё. Мне до её меры далеко весьма. Так же, мне кажется, у каждого найдётся пример человека который смиренней его и для начала хотя бы в его меру прийти надо, а потом уже и до Христова смирения желать дойти. Волю свою вообще отсечь т.е. и говорить/писать не от своего ума, а от Духа.
Смиряет гордость только позор, стыд. Возможно есть или как то называется ещё, состояние когда человек ощущает себя в аду. Где плачь и скрежет зубов у него. Больше тут добродетелей не знаю. Когда пример перед глазами или в памяти - это хорошо. И безусловно без Бога не обойтись! Молиться, просить.

ivanches

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #247 : 13 Декабрь 2017, 10:11:22 »
***Уязвляет, причиняет душевную боль, может озлобить, но никак не лишает***
P.S. Если человеку деваться некуда - смиряет. Естественно уязвляет и причиняет душевную боль! Но боль тут, всем знакомая обида(в той или иной мере). Перестаёт болеть, парадоксально, когда человек смиряется. У кого уже гордости нет - того унизить сложно(невозможно в идеале) или уязвить, устыдить в чём то или как то опозорить.
В то же время, вспоминая свою бабушку, смирение  - это не равнодушие. Бабушка сопереживала , жалела, любила.  Псевдосмирение с равнодушием дружит. У гордого неравнодушие проявление иное имеет, он может потерпеть обиду даже , но на каком то этапе из него попрёт гнев, ярость и пр. или , если в себе долго держать будет это - психический срыв какой, вплоть до вызова психиатров.
Так или иначе лечение от гордости - это больно! Порой невыносимо....
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 11:03:43 от ivanches »

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #248 : 13 Декабрь 2017, 11:11:06 »
Есть набор мыслей,чувств,эмоций,переживаний,ощущений и восприятия в каждом человеке..все это держится на глубокой вере в то что это и есть я. И получается я страдает,я приписывает себе все эти явления. Удары по гордости это прям в этот центр я,чтобы разрушить самоотождествление с ним.Хорошо осознать,что это все не я. А кто же тогда я?)
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 11:21:20 от Славик »

ivanches

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #249 : 13 Декабрь 2017, 13:29:25 »
Есть набор мыслей,чувств,эмоций,переживаний,ощущений и восприятия в каждом человеке..все это держится на глубокой вере в то что это и есть я. И получается я страдает,я приписывает себе все эти явления. Удары по гордости это прям в этот центр я,чтобы разрушить самоотождествление с ним.Хорошо осознать,что это все не я. А кто же тогда я?)
Возможно , разрушить самоотождествление. Но отождествление остаётся, иначе кто смиряется или смирился? Кто в любви пребывает , кто молиться, за нас в т.ч.?
Сберегший душу свою , потеряет её. Потерявший душу свою ради Меня - обретёт её(с)


Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #250 : 13 Декабрь 2017, 16:03:59 »
Хорошо. Разрушить нужно отождествление.Человеку никак. Только Милость.
Корень вот это наше ложное я. Едрить его колотить. Пока так вижу.
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 16:16:45 от Славик »

Артемий

  • Сообщений: 370
    • Просмотр профиля

Re: Гордыня. Причины. Методы борьбы (Ваше мнение)
« Ответ #251 : 13 Декабрь 2017, 18:27:10 »
Славик, так и есть, Милость приводит домой(до грехопадения Адама и Евы), ложное я(эго) зиждется на иллюзии личного авторства(грехопадение Адама и Евы "от древа познания добра и зла, не ешь..."), обладания, разделения и присвоения,- "мое", "не мое", "я", "не я", "молодец", "не молодец", хотя априори это в корне не так, как там у Жан-Поля-Сартра: "Ад - это другие"...

В этом контексте и говорится: "кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня."
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 19:08:22 от Артемий »
ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью, в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием, сверхразумное уразумевая.