Исихазм

Автор Тема: О соединении ума с сердцем  (Прочитано 36338 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #60 : 23 Февраль 2007, 00:57:21 »
Там безмолвие, движения духа и покой. Знаете, я была там один раз, и то не за труды, а просто милостью Божьей, который захотел мне это открыть.

Вас Господь ввел в Святая Святых сердца, жилище Духа, там где обитает только Он и ничто кроме Него, и куда только Он Сам открывает доступ. С очень многими случается нечто подобное, чаще всего незадолго после крещения, обращения или воцерковления, хотя проявляется по-разному у разных людей и не все об этом говорят открыто. Господь дает нам вкусить Своего Царства на короткое время, чтобы мы знали и помнили куда и к чему мы стремимся. Символом этого является введение в алтарь каждого новокрещеного. Потом начальная благодать уходит и наступают годы и десятилетия борьбы с самостью, с душевным человеком, очищения и изменения сердца, молитвенного труда, но в трудные минуты воспоминание о той первой Встрече будет всегда поддерживать надежду.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #61 : 23 Февраль 2007, 01:28:38 »
А кто из Отцов писал о "созерцании Царства Божия"? Скажем, преп. Максим много писал о созерцании, но это относилось к логосам творения, промысла и суда. Что тогда Царство Божие - логосы суда? Или это какое-то другое созерцание?

"Божественный и великий Апостол, определяя, что есть вера, говорит: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Если же кто определит ее как внутреннее благо или истинное ведение, показывающее неизреченные блага, тот не погрешит против истины. Господь, научая о неизреченных, незримых и чаемых благах, говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Стало быть, вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы1. Так что согласно этому речению не вне, [а внутри] нас находится вера, которая, будучи приводимой в действие божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает [Им]. Если же Царствие Божие есть приводимая в действие вера и оно же непосредственно соединяет с Богом царствующих в ней, то вера ясно предстает как связующая сила или действенная связь превышеестественного, непосредственного и совершенного единения верующего с Богом, в Которого он верит." преп. Максим Исповедник ВОПРОС XXXIII


Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #62 : 23 Февраль 2007, 04:00:04 »
Как можно созерцать, даже верою, царство Божье в себе, если мы не имеем представления о нем ,пока не нашли. Мы только знаем, что оно в нас есть и нудим себя в поисках...
Царство присутствует в нас незримо, и мы имеем представление о нем. Это то состояние наполненности счастьем, которое многие их нас испытали в глубоком детстве - полная беззаботность и безопасность. Полнота пребывания в здесь и сейчас. У нас были родители, которые точно знали, что нам нужно в данный момент и это предоставляли. Брали на себя заботу. А еще раньше - безмятежное пребывание в утробе матери. Бессознательная эта память живет в нас, и именно с ней мы можем и имеем право соотноситься, чтобы определить для себя вкус приближающегося Царствия. Нелепо было бы требовать Господу от нас, чтобы мы соотносились с тем, чему никогда не были научены, что никогда не было явлено нам, хотя бы вскользь. Пойди туда, не знаю, куда...
"Пока не станете как дети"... (нечего вам делать на этой планете).
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #63 : 23 Февраль 2007, 09:19:45 »
iunija
Цитировать
Друзья, скажите мне, чем отличается созерцание от духовного виденья? Есть ли какое-то отличие? Что-то я начала плутать.... 


Какая разница между «созерцанием» и «вИдением»?

То избитое слово «теория», которое уже толкуют как «рассмотрение», означает дословно с греческого «боговидение» - theo-ria. Часто это слово в греч. святоотеческих текстах переводится как «созерцание». Речь же в таком случае идет о «духовном чувстве», которым «видится» Бог. Опять-таки, «Бога человекам невозможно видети». Лучше сказать – «ощущать Бога». Такая терминология есть, кстати, у Исаака Сирина.

Где-то у Alexander’а есть толкование притчи о талантах, где пять талантов, которые верный раб «вложил в дело и приобрел другие пять» (Мф. 25),  – это  пять «новых» чувств. То есть так же, как есть телесное зрение, слух, обоняние, обоняние, осязание, вкус, - человек в Боге приобретает и духовное зрение, слух и т.д. И вот когда, после Причастия мы слышим: «видехом Свет истинный…» - то говорится здесь о вИдении Божественного Света духовными очами. Как и Исаак Сирин говорит: «Духовные очи видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное для очей сынов плоти».

Св. отцы говорят о "духовных очах", об "умных очах", "очах сердца", о "внутреннем зрении", когда речь идет о духовном вИдении или созерцании.
Но под  "созерцанием" может пониматься как сам процесс постижения Божественных тайн, так и то "духовное чувство", благодаря которому  наш внутренний "обновленный" человек сподобляется "видеть" незримое.


« Последнее редактирование: 23 Февраль 2007, 15:41:41 от Igor »

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #64 : 23 Февраль 2007, 10:32:51 »

Igor

*видеть* незримое плотскими очами?  Может Вы ошиблись---духовными очами правильней?-------
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

АндрейВ

  • Сообщений: 70
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #65 : 23 Февраль 2007, 13:29:47 »
вера в Бога есть то же самое, что и Царствие Божие, и они только мысленно отличаются друг от друга. Ибо вера есть безвидное Царствие Божие, а Царствие [Божие] есть вера, божественным образом обретающая [свои] формы

Здесь ничего не говорится о созерцании Царства Божия, а лишь о Его стяжании верой, как и во многих других местах. Меня же заинтересовало именно как можно созерцать ЦБ. Опять же, если созерцаемое должно отличаться от созерцающего, а вера есть то же что и Царствие Божие - то как можно верой созерцать Царствие?
Если преп. Максим говорит, что "вера - безвидное Царствие Божие", то это как раз и значит, что верой мы еще не можем созерцать Царствие.

вера, которая, будучи приводимой в действие божественными заповедями, становится Царствием Божиим, познаваемым только теми, кто обладает [Им].
Мне думается, что "познаваемым" здесь говорится не о созерцании, а о некотором опытном познании Царствия, т.е. это познание, которое достигается не созерцанием, а стяжанием Его.

Мысль преп. Максима более или менее понятна: верой мы как бы получаем задаток еще долженствующего осуществиться через исполнение заповедей Царствия.
А созерцание у преп. Максима - это термин, и он обозначает вполне определенный вид аскезы, средний член триады: делание-созерцание-богословие. Осуществившееся же Царствие Божие, насколько я понимаю, - это завершающий член это троицы. Причем уже не зависящий от нас, а подаваемый даром Духом. Поэтому мне и непонятно, что значит созерцать Царствие. Если опытно познавать - то это преп. Максим называет другим словом, да и не находится это в нашей власти.
Мне ничего в голову не приходит, кроме как созерцать логосы суда. Но Евгений - то имел в виду что-то вполне определенное, какой смысл гадать, если можно спросить автора.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #66 : 23 Февраль 2007, 15:50:47 »
iunija, спасибо, исправил.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #67 : 23 Февраль 2007, 16:13:47 »
АндрейВ:
Цитировать
Мне ничего в голову не приходит, кроме как созерцать логосы суда.

Но если у Максима Исп. речь, действительно, идет о созерцании логосов суда, то что можно из этого заключить?

АндрейВ

  • Сообщений: 70
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #68 : 23 Февраль 2007, 19:00:22 »
У преп. Максима как раз об этом ничего нет, насколько я помню. Я просто хотел понять, что имел в виду Евгений .

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #69 : 26 Февраль 2007, 12:50:16 »
Но мы с тех пор не только знаем, но и созерцаем Царствие Божие в себе.

А кто из Отцов писал о "созерцании Царства Божия"? Скажем, преп. Максим много писал о созерцании, но это относилось к логосам творения, промысла и суда. Что тогда Царство Божие - логосы суда? Или это какое-то другое созерцание?

О созерцании Царства Божия верой я говорил в смысле созерцания символов этого Царствия, данных нам в Писании (Именах Божиих, иконах).

Строго говоря, о созерцании собственно Царства можно говорить лишь  по отношению к "Царству Небесному", а не к "Царству Божиему", так как они (в терминологии у св. Максима) различаются, хотя и только мысленно. Но в таком кратком рассуждении, как выше, вдаваться в тонкости терминологии можно только, если они кого-нибудь заинтересуют.

Царство Небесное -- царство логосов сущего -- созерцается, а Царство Божие познается опытно и обретается по благодати. Сначала при крещении, а затем и при втором рождении от Духа. Но Царство Божие тоже можно созерцать -- в символах этого Царствия верой, о чем я и написал.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О соединении ума с сердцем
« Ответ #70 : 12 Апрель 2007, 16:30:00 »
А созерцание у преп. Максима - это термин, и он обозначает вполне определенный вид аскезы, средний член триады: делание-созерцание-богословие. Осуществившееся же Царствие Божие, насколько я понимаю, - это завершающий член это троицы. Причем уже не зависящий от нас, а подаваемый даром Духом. Поэтому мне и непонятно, что значит созерцать Царствие. Если опытно познавать - то это преп. Максим называет другим словом, да и не находится это в нашей власти.
Мне ничего в голову не приходит, кроме как созерцать логосы суда. Но Евгений - то имел в виду что-то вполне определенное, какой смысл гадать, если можно спросить автора.

Не знаю. Может не вполне точно. У меня созерцание ассоциируется с зеркалом. Вот отрывок из Влахоса "Одна ночь в пустыне..."

Кавасила образно анализирует такое состояние. Человек, говорит он, сотворен по образу Божиему. По образу Адам был чистым зеркалом (отражением), через которое излучался на природу Свет Божий. Пока зеркало оставалось неразбитым, вся природа освещалась. Но лишь только оно раскололось и раздробилось, все творение погрузилось в глубокую тьму. Тогда-то вся природа и восстала против человека, прекратила признавать его и не пожелала давать ему плоды. Только в борьбе : трудах может он поддерживать свое существование. Животные боятся его, и сами они агрессивны. Однако, когда человек — “в Духе Святом”, когда имеет благодать Христову, все силы души воссоединяются, он становится образом и подобием Божиим (то есть зеркалом, светом) и излучает Божественную благодать на бессловесную природу. И те же животные признают его, повинуются и почитают. Есть немало примеров, когда подвижник-пустынник мирно уживается с медведями и дикими животными. Он кормит их, и они служат ему. Таким образом, в молитве приобретя Божественную благодать, он снова становится царем природы и восходит на большую по сравнению с Адамом высоту. Ибо Адам, по словам отцов, имел лишь “по образу”. Послушанием же ему надлежало стать и “по подобию”. Адам не имел обожения, но лишь возможность его. Тогда как подвижник по Божественной благодати приобретает, насколько возможно, и “подобие”, не входя, однако, в Божественную Сущность. Он причастен нетварным энергиям Божиим.

Т.е. созерцание - отрешение от всего тварного, заслоняющего зеркало сердца, в котором отражается Творец.