Исихазм

Автор Тема: Основные этапы духовного пути  (Прочитано 29675 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #75 : 20 Сентябрь 2007, 09:41:00 »
   Стоит только подумать о том, что пуповина  во внутриутробном развитие человека играет, можно сказать, главенствующую роль, как *дорога жизни* для растущего плода, где ребенок, блогодоря этой пуповине соедененной с матерью, имеет жизнь и все необходимое для нее....  Знаете, в этом,что-то есть мистическое, и не так уж неправ  был Г. Палама.
    Я попыталась , без молитвы, просто опуститься виманием в область пуповины, заставляя свой ум быть более или меннее свободным от мыслей... Через некоторое время я посувствовала концентрированную пульсацию, похожую на сердцебиение. Она, едва заметная по началу, становится четко-выраженной,...  я отвлеклась умом, и все стихло.
 
   
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #76 : 20 Сентябрь 2007, 09:43:43 »
......................
Знаете, в этом,что-то есть мистическое, и не так уж неправ  был Г. Палама.
......................

Палама то прав. Правы ли мы, толкуя его таким свободным образом. Вот в чем вопрос.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #77 : 20 Сентябрь 2007, 12:03:41 »
Интересно еще одно церковнославянское слово – Благоутробие, часто встречающееся в «Молитвослове». В словаре дается определение – Милосердие.  Если разобрать данное слово, то получается, что оно состоит из двух: Благо – т.е. добро, истина, красота и т.д.
и Утроба – т.е. живот, чрево, брюхо, внутренность и т.д. Может быть и в этом тоже есть, какой то определенный смысл.
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #78 : 20 Сентябрь 2007, 13:11:08 »
stas, для пояснения

В Библии часто встречается евр. слово «рахамим», т. наз. множественное усилительное от «рехем» (материнское чрево, утроба), переводимое в русском тексте Библии словами: благоволение, милосердие, любовь, жалость, человеколюбие, благоутробие. Оно обозначает чувства женщины к плоду своего чрева (3 Цар 3.26), людей к своим чадам или к своим близким (Быт 43.30) и в особенности чувства Самого Бога к Своим созданиям. (из Словаря Библейского Богословия)

Мы видим обычную путаницу и смешение смыслов, когда "благоутробие" (как способность - материнский аспект! - утробы производить благо) замещается "милосердием" (способностью сердца творить милость) или еще более расплывчатым "благодушием" (у Даля). 

Утеряны многие смыслы, утеряны точные значения слов...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #79 : 20 Сентябрь 2007, 13:32:17 »
..............................
В христианстве не принято рассуждать о нижней части человека, и живот часто воспринимается как нечто недостойное, много говорится о грехах зачатия, рождения и т.п. У евреев не так, и Песнь Песней откровенна...
..............................

Может поэтому христианство - "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие". Обычно Ветхий Завет толкуется в свете Нового, а не Новый Завет в свете Ветхого.

Верно заметил Igor: для Еллинов безумие - рассуждать об обожении плоти! Иудеи же не смогли принять Богочеловека, не только Бога, но и в полноте Человека!

Проникшее в христианство мнение о непоправимой испорченности плоти (и женщины, производящей плод) никак не назовешь новозаветным - в отличие от ветхозаветного почтения к телу, женщине, браку и чадородию. К сожалению, это привнесенное - и совершенно ложное - мнение наложило неизгладимый отпечаток на христианский образ жизни, и  богословие, и культуру, и молитвенную практику.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #80 : 20 Сентябрь 2007, 17:07:54 »
Alexander:
 
Цитировать
Проникшее в христианство мнение о непоправимой испорченности плоти (и женщины, производящей плод) никак не назовешь новозаветным - в отличие от ветхозаветного почтения к телу, женщине, браку и чадородию.
Здесь стоит обратить внимание на огромное различие ментальности Иудеев и Еллинов.

Заметим, что учение о воскресении из мертвых в В.З. просматривается только в поздних книгах. Иудейское сознание настолько не представляло человека без тела, что точка человеческой жизни ставилась на разлучении души и тела. Развоплощенность не считалась формой жизни. Развоплощенная душа могла находиться только в шеоле. Та паримия из Иезекииля, которая читается в Вел. Субботу о воскресении как собирании всех костей человека воедино – очень соответствует иудейскому сознанию. То есть человек только тогда человек, когда душа и тело (пусть новое или обновленное) едины. 

Для эллинского сознания развоплощенность – жизненная цель. Тело и гроб в греческом - почти омонимы (схожие по звучанию). Душа – птичка в клетке. Отсюда и презрительное отношение к плоти, несмотря на эллинскую эстетику. Следы эллинского мироощущения отпечатались и на страницах некоторых святоотеческих писаний. А в целом, эллинский спиритуализм так и оставался  подводным течением в большой реке Восточной церкви.  И его реакция на учение Паламы симптоматична.

Нельзя упускать из вида, что для ветхозаветного сознания, несмотря на почтительное отношение к браку и чадородию,  всегда было характерно ощущение тленности плоти вследствие прародительского греха: се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

 С одной стороны, иудеи "усердствовали в укреплении себя через рождение", как говорит Максим Исповедник, но с другой – понимали, что именно через рождение они "связывали себя законом греха".  Ужас человеческого бедствия в том, что "родовой грех" как вирус заражает человеческий эмбрион уже с момента самого зачатия. Человек рождается уже оторванным от Бога,  и уже власть змия довлеет над ним. 
Достойно внимания и то, что в Амбигвах змий, этот "невидимый фараон" имеет "силу на пупе". Максим Исповедник цитирует кн. Иова, 40, 16 по Септуагинте, которой почти дословно соответствует Елисаветинская библия: се убо крепость его на чреслех. Сила же его на пупе чрева (40,11).     

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Основные этапы духовного пути
« Ответ #81 : 20 Сентябрь 2007, 17:43:36 »
Kyria Azatyan:
Цитировать
Еще хочу заметить, что хоть и можно сказать, что чресла (loins) находятся в нижней части живота, но, насколько я помню, “местом” желательной части души не называется “живот”, а чресла, и чресла все-таки - не живот, и живот – не чресла.
   
  Чресла – греч. οσφυς  - это часть тела от крестца  до копчика (если рассматривать сзади). Она-то и опоясывалась. А живот – это  γαστρος (откуда и гастрит).
Некоторые словари слово οσφυς переводят как бедро. Но бедро по-славянски - лядвие, то есть ляжка.