Kyria Azatyan, спасибо!
Господь говорит о чреве. И Его слова были (могли быть) достаточным основанием для молитвы при сосредоточении на пупке. И я не помню удовлетворительных объяснений этого места у святых отцов. Вот так - по крупицам - и собирается утерянное.
Alexander, простите, опять я с критикой.
Чрево в учении отцов имеет и значение сердца. верующий рождает в сердце Иисуса-младенца, подобно Богородице, зачавшей во чреве. Плод чрева молитвенника вынашивается в сердце. Отсюда сердце образно является чревом.
О чем есть у Симеона Нового Богослова:
"поелику Бог хочет, чтоб любовь Его к нам была явно представляема всем, дабы и мы иной раз помыслили о великой Его благости и устыдясь возревновали и сами восприять любовь к Нему; то и я подвигся к тому, чтобы письменно объявить вам о сем таинстве. Не то я доказываю, будто какой-нибудь человек уподобляется Пресвятой Деве, родившей Господа, по образу неизреченнаго рождения Ея. Да не будет. Этому быть никак невозможно; потому что ино есть воплощенное рождение Бога Слова, бывшее от Пресвятыя Богородицы, и ино то, которое бывает духовно в нас. В том воплощенном рождении, в коем Пресвятая Богородица родила Сына Божия и Бога воплощеннаго, совершилось таинство возсоздания рода человеческаго и спасения всего мира, которое есть Господь наш и Бог Иисус Христос, соединивший в Себе разстоящаяся естества — Бога и человека, и понесший грех мира. А это духовное рождение совершает в нас таинство обновления душ человеческих, благодатию Святаго Духа соединяя и сочетавая нас с воплотившимся Сыном Божиим и Богом, чрез Коего
мы во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения (Ис. 26, 18). Возвещаю же я о сем для того, чтоб явно представить неизреченную любовь Божию к нам, и то, что если захотим, то и мы все, изъясненным выше способом, можем соделаться материю Иисуса Христа Господа и братьями Его, и подобными ученикам Его и Апостолам, не по достоинству оных и не по трудам, какия подъяты ими в проповеди Евангелия, но по благодати Божией, которую богатно изливает Он на верующих в Него и последующих Ему, не возвращаясь вспять, как Сам Христос всем явно возвещает о сем, говоря: Мати Моя и братия Моя си суть, слышащии слово Божие, и творящии е (Лук. 8, 21)."
О практическом опыте "рек воды живой" пишет афонский исихаст в "Трезвенном созерцании". Авторитет, конечно, не стопроцентный, но такое же понимание встречается у многих отцов:
Спаситель сказал мне:
– Эта река являет неиссякаемое умиление, истекающее из сердец, достигших Моей любви. То же, что делали голуби, являет радость, которой радуется благодать Моя в сокрушенном и умиленном сердце.
Я сказал снова:
– Что это, Господи? Иногда, когда из сердца моего струятся некоторые помыслы, одновременно исходит оттуда и некое живое утешение, которое утешает мою мысль неизреченно, подобно тому, как летом опаленного зноем путника утешает прохладный ветерок, приходящий из того места, где текут источники.
Спаситель сказал мне:
– Это то, о чем Я сказал в Своем Евангелии: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой."
Евангелие говорит притчами. Буквальное понимание мертвит, Дух животворит.