Мне кажется, что здесь имеет место уже несколько устаревшие сведения о католицизме.
Предлагаю вашему вниманию краткие выдержки из книги сербского журналиста Драгоша Калаича «“Третья мировая война”, который пишет о французских католиках, потому что живет в этой стране (
http://vera.mrezha.ru/15/14.htm):
«Первое из этих заблуждений - легенда о финансовом всемогуществе Ватикана. Святейший престол находится почти на грани банкротства. Сия оценка дана в банковских кругах, где Ватикан уже годами числится в должниках, страдая от хронического бюджетного дефицита. По их свидетельству, дефицит Ватикана за 1991 год составил приблизительно 170 млн. немецких марок. Опустошенность ватиканских касс - закономерное последствие целого ряда инвестиционных авантюр, в которые был втянут святейший престол. Это и такие широко известные махинации, как дело банка L‘Ambrosiano, это и дорогостоящие, не в меру роскошные вояжи папы Войтылы; тайное финансирование движения “Солидарность”, субсидирование политических переворотов в католических странах Восточной Европы и многое другое.
Но еще большие потери понесло католичество на духовном поприще. Многие люди, фантазирующие на тему всемирного могущества Ватикана, просто не знают внутренней жизни крупнейших соборов Западной Европы, а она продлевается в основном за счет туристических групп. Древнее изречение, исполненное крайней тоски - “глас вопиющего в пустыне”, дословно отражает те условия, в которых совершают службу католические священники на Западе.
Например из более чем 60 амстердамских храмов для верующих сегодня открыто всего 20, а к 2000 году и это количество планируется уменьшить вдвое. Прекрасный кафедральный собор Св.Винцента, уникальный пример жизненной силы готического духа созидания, некогда горделиво смотревшийся в воды канала Ван Ленер, разрушен еще три года назад “из-за отсутствия прихожан”. Сегодня на месте собора возвышается комплекс современных апартаментов с подземным паркингом. Одна лишь церковь Розендрахта всегда переполнена, но это только потому, что она стала собственностью мусульманской общины и превратилась в мечеть.
Немногим лучше положение в Париже, где со времен яростных атеистических гонений “французской” революции гений католического клира неизменно давал самые смелые ответы на вызов всеобщего смирения и помрачения, на попытки вытеснить божественное начало из людских сердец. Вот как видит нынешнее состояние католической церкви и религии ее крупнейший историк Эмиль Пула: “Католическая церковь во Франции обратилась в пустыню. И хотя в этой пустыне еще теплится какая-то жизнь и то тут, то там возникают слабые ростки, она уже никогда не станет цветущим садом... Все эти группки ведут изнурительную междоусобную войну, не осознавая, что вокруг стремительно ширится пустота. Подобно невидимым воинам католики уничтожают друг друга, а окружающий мир даже не замечает их”...
Самое жалкое впечатление производит в наши дни знаменитый центр Ришелье при Сорбонне, основанный в 1946 году с целью объединения всех католических организаций университета. Когда-то это было средоточие интеллектуальных сил студентов-католиков; сейчас же центр объединяет всего около 150 человек, из которых службы посещают едва ли 30. В университете существует и часовня, построенная еще самим кардиналом Ришелье; но теперь она закрыта - под предлогом исполнения закона об отделении церкви от государства, принятого в 1905 году, во время правления кабинета во главе с масоном Эмилем Комбом, который “прославился” изгнанием из Франции 20 000 священников и закрытием 14 тысяч (от общего числа в 16 тысяч) католических школ.
Недавно студенты обратились к кардиналу Люстиже с просьбой открыть часовню для церковных служб, однако из канцелярии кардинала последовал циничный отказ.
По данным католического Центра изучения, исследования и наблюдения за условиями жизни, только двое из 100 молодых французов до 25 лет исповедуют католичество и исполняют обряды. Наибольшее же число верующих - около 19 процентов - наблюдается среди пожилых людей старше 50 лет.
Согласно оценкам Центра, если подобная тенденция сохранится, через 40 лет во Франции останется лишь 2,5 процента верующих католиков. Однако в Национальном центре научных исследований Франции даже эти расчеты считают слишком оптимистичными, поскольку приведенные цифры охватывают и тех, кто ходит в церковь раз в год. Истинных католиков во Франции гораздо меньше.
По данным на 1958 год, 91,7 процента новорожденных французов были крещены по католическому обряду, а в 1991 году - только 60 процентов. Тают и ряды католического клира. В 1948 году во Франции было 43.650 священников, а в 1987-м - только 26.700.
Резюме приведенных выше исследований напоминает смертный приговор:
“Священники исчезают; кроме того, стареет их состав. Сейчас только один из 10 священников моложе 40 лет, в то время как каждый третий из них - старше 65 лет”.»