Леонид,
Мой вдогонку вопрос о гностицизме: ведь у них наверняка был интересный мистический опыт, ну не круглыми же идиотами они были? Что это был за опыт? Кто расправился с гностическими церквями? Ведь была же толпа последователей.
Просветите.
Мы уже говорили, что характерной чертой гностицизма (отличаем его от гностического опыта свв. отцов) является принижение божественной истины и расщепление знания. При таком принижении и расщеплении появляется противопоставление, когда распавшиеся половины уже никак не соединить: если одна из них истинна, то другая должна быть ложной. Это последствие все того греха, символически описанного как вкушение запретного плода с древа познания добра и зла. Так для падшего ума уже не понести всей полноты отношений Господа и Иуды. Если Иуда - предатель (злой), то почему его принимает Господь (Добрый)? Наступает сбой ума, ступор... И предлагается решение в гностическом духе: Иуда - посвященный и хороший, у него тайные отношения с Господом и т.п.
Могут ли быть мистические откровения у людей, придерживающихся данного мнения? - Конечно же, могут, ибо они ищут истину и, очень даже возможно, взирают на нее, но находятся на уровне несовершенного и расщепленного ума, и поэтому не способны постигнуть, увидеть истину такой, какая она есть, и тогда выхолащивают и принижают ее.
Кто расправился с гностическими церквями?
Бытует расхожее и в корне неверное мнение - что церковь в видимой форме обязательно должна представлять некую земную организацию с жесткими правилами и пр. аксессуарами. Раннехристианская церковь таковой не была, и гностицизм таковым не стал. Он сохранил (в своих представителях) как бы жидкое, не догматизированное сознание. Гностические общины распались или были изжиты, но дух гностический (сознание) никуда не делся.
Во-первых, есть истинный гнозис - именно ему были причастны и его выражали некоторые свв. отцы - среди них выделяется прп.Максим Исповедник. Во-вторых (уже пошли искажения), рационалистический гностицизм - удел жалких богословия и философии современности. В-третьих, гностицизм, весьма в падшей форме, живет в обрядоверии. Кроме того, умный гностический ум инициировал и пропитал христианство через многие ереси и тайные учения, которые сейчас выходят на поверхность. Нехристианский гностицизм живет и развивается в теософских учениях и жиреет на нью-эйджевской волне.
Сейчас наблюдаем и переживаем кризис христианства, когда гностицизм, наоборот, выбирается из тайников, выходит из тени - и здравствует.
И этому феномену есть объяснение: если стремление к познанию - неистребимое свойство человеческого ума - ума, который насытится лишь тогда, когда напьется из истинного источника гнозиса, - то жесткое и ментализированное сознание с его тонкой рационалистической пленкой лишь этап поиска истины, уходящий в прошлое.