Исихазм

Автор Тема: Страничка о гностицизме  (Прочитано 37365 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #15 : 18 Январь 2006, 17:29:00 »
Alexander:
Цитировать
Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.


Это определение подходит и для науки. :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #16 : 18 Январь 2006, 17:37:35 »
Наука магична, как и ак. богословие гностично :)

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #17 : 18 Январь 2006, 18:46:40 »
Забавно... Получается, что "магия" является (методической) частью  всего вышеперечисленного кроме "академического богословия" (рациональный гностицизм).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #18 : 18 Январь 2006, 20:36:18 »
Не совсем. Магия, например, не может "притянуть" нетварные энергии, а преградить путь действованиям Божиим и извратить их может, поскольку действования направлены на тварное. Академическое богословие очень даже магично :). Магия рационального - особый разговор...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #19 : 18 Январь 2006, 21:32:01 »
Цитировать
Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.
Любое "не может" и "извратить", тут результат несовершенства методов. Насколько это несовершенство имманентно "магии" - еще вопрс. В принципе, "умное делание" - то-же практический прием направленный на "организацию связи между мирами", медиатором в котором выступает душа делателя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #20 : 18 Январь 2006, 21:49:04 »
Мы совершаем некое действие и получаем определенный результат. Насколько к этому действию привлекаются силы иного порядка (иных миров), настолько оно становится магичным. Исключение - приход сил Божиих.  Здесь, полагаю, существенное отличие магии от таинства... прежде всего, таинства жизни в Боге.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #21 : 18 Январь 2006, 22:47:22 »
Т.е. вы Alexander, считаете, что "магия" выпадает на ступени истинного "гнозиса"? Собственно, почему бы и нет. Многие авторы именно так и описывают путь мага - развитие через миры чувственный и умный - которые он покоряет своей силой - к границе за которой он перестает быть магом...
С другой стороны - "организация связи между мирами", лично для меня, в первую очередь осознание этой связи (поскольку ИМХО она и так есть) и лишь как побочный эффект возможность пользоватся этими связями в утилитарных целях. Т.е. тут "магия" гораздо более широкое понятие, чем обычно воспринимается. Возможно уместно следующее разделение:  развитие человека преображает, мышление - в способность видеть в духе, чувствование - в способность понимать (знать) дух, а волю - в способность действовать в надфизической области. Эта последняя способность и называется обычно "магической". © Королевское Искусство. Этот вариант не противоречит ИМХО Вашему, так как в область "бытия в Боге" человеческая воля (даже преображенная) вступать не смеет. Хотя последнее утверждение возможно спорное.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #22 : 18 Январь 2006, 23:42:04 »
Alexander:
 
Цитировать
Здесь, полагаю, существенное отличие магии от таинства... прежде всего, таинства жизни в Боге.


Отличие ясно видно в онтичном (бытийном) аспекте. В православном (святоотеческом) опыте познания Бога на первом плане - задача воссоединения с Богом. Гнозис приходит после и он второстепенен. Важно вкушать плоды от Древа Жизни (зд. - Св. Причастие). Плоды от Древа Познания не ядовиты, но они человеку подаются. Желание вкушения плодов от Древа Познания (гнозис как цель) отравляет эти плоды. Тогда такой "фауст" с горечью констатирует: " В глубоком знании жизни нет, постыл мне знаний ложный свет".

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #23 : 19 Январь 2006, 00:08:27 »
Цитата: Gior
В принципе, "умное делание" - то-же практический прием направленный на "организацию связи между мирами", медиатором в котором выступает душа делателя.
По моему мнению, это уже не практический приём. (магия) Это уже "соучастие", "сопереживание" (не могу слова подобрать) с Высшей целью, без каких-либо посредников, сил (которые так и напрашиваются в помошники на этом пути. И от которых очень трудно отвязаться. И которые зачастую воспринимаются как "верх достижения")

Но это только мое личное понимание.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #24 : 19 Январь 2006, 00:12:09 »
E.N.P.,
Цитировать
"соучастие", "сопереживание"
Это результат - hesychia. Делание - процесс, стремление к результату. То-же ИМХО конечно...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #25 : 19 Январь 2006, 19:14:13 »
Забавно, как вовремя занявшись каким-либо вопросом - начинаешь получать помощь с самых неожиданных сторон. Alexander, Ваша ссылка оказалась очень кстати, спасибо Вам.

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #26 : 20 Январь 2006, 20:31:58 »
Вопросы к Alex. про обязательную предготовку души.

 * Любовь определяет знание (видение мира), но тогда: как относится к научным, коммерческим, бытовым  делам, люди двигают/меняют  мировой процесс/личную жизнь, будучи не верующими. А структура нашего социума подразумевает только выверенные глобальные шаги (жесткие связи, а не случайное решение скажем ученого-мещанина).
 Думаю, люди без правильной душевной подготовки, все равно могут делать оптимальные/верные дела (технология процесса - отдельная тема).

 * Николай Гурьянов (и другие прозорливцы также похожи) всегда сильно серчал, когда его спрашивали глобально/абстрактные вещи (войны, будущее России), говоря, что об этом простому чел. не только спрашивать, но и думать нельзя. Получается: в 21 в. какон православия загоняет чел. оооочень глубоко вниз. Нельзя ни о чем размышлять, что дальше твоего носа. Получается- только исихия, пока душа не проветрится. Сколько процентов людей в мире, могут "остановиться" и начать так жить. Думаю только (предl)избранные="званные" гости, у остальных должно быть что-то другое.

 * Самым важным итогом жизни, является (см. внимательно творения Отцов) идея, понимание, принимание Бога (а не дела и прочее, что есть просто тренировка), и посмертное состояние зависит всецело от этого. Если у простого человека (скажем интеллигента невоцерковленного +почти все народы мира, у которых проблемы метанойи нет) не было специфических перерождений/переживаний, но он имеет мысленный образ просто. Что все горят как солома?

Воля- да определяет разум. Но это самый прямой, форсированный путь. Наш мир, как сеть, с кучей нелокальных зависимостей, и если чел. не может поднять штангу 200 кг. (полностью принять Учение Отцов=пройти путь), пусть поднимает 50 кг. имеет возможность через гностицизм=~мистическое пустословие быть все-таки ближе к Нему.

Раз мир живет, значит он-правильная штука, а там каждому-по мере.

Не получается особые пути развития подавать в массы как обязательное занятие.

Кто может-делает, кто не может- занимается гностицизмой, кто не имеет разумения и для этого - учит. (юмор).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #27 : 09 Апрель 2006, 12:47:57 »
Леонид,  
Цитировать
Мой вдогонку вопрос о гностицизме: ведь у них наверняка был интересный мистический опыт, ну не круглыми же идиотами они были? Что это был за опыт? Кто расправился с гностическими церквями? Ведь была же толпа последователей.
Просветите.

Мы уже говорили, что характерной чертой гностицизма (отличаем его от гностического опыта свв. отцов) является принижение божественной истины и расщепление знания. При таком принижении и расщеплении появляется противопоставление, когда распавшиеся половины уже никак не соединить: если одна из них истинна, то другая должна быть ложной. Это последствие все того греха, символически описанного как вкушение запретного плода с древа познания добра и зла. Так для падшего ума уже не понести всей полноты отношений Господа и Иуды. Если Иуда - предатель (злой), то почему его принимает Господь (Добрый)? Наступает сбой ума, ступор... И предлагается решение в гностическом духе: Иуда - посвященный и хороший, у него тайные отношения с Господом и т.п.

Могут ли быть мистические откровения у людей, придерживающихся данного мнения? - Конечно же, могут, ибо они ищут истину и, очень даже возможно, взирают на нее, но находятся на уровне несовершенного и расщепленного ума, и поэтому не способны постигнуть, увидеть истину такой, какая она есть, и тогда выхолащивают и принижают ее.

Цитировать
Кто расправился с гностическими церквями?

Бытует расхожее и в корне неверное мнение - что церковь в видимой форме обязательно должна представлять некую земную организацию с жесткими правилами и пр. аксессуарами. Раннехристианская церковь таковой не была, и гностицизм таковым не стал. Он сохранил (в своих представителях) как бы жидкое, не догматизированное сознание. Гностические общины распались или были изжиты, но дух гностический (сознание) никуда не делся.

Во-первых, есть истинный гнозис - именно ему были причастны и его выражали некоторые свв. отцы - среди них выделяется прп.Максим Исповедник. Во-вторых (уже пошли искажения), рационалистический гностицизм - удел жалких богословия и философии современности. В-третьих, гностицизм, весьма в падшей форме, живет в обрядоверии. Кроме того, умный гностический ум инициировал и пропитал христианство через многие ереси и тайные учения, которые сейчас выходят на поверхность. Нехристианский гностицизм живет и развивается в теософских учениях и жиреет на нью-эйджевской волне.

Сейчас наблюдаем и переживаем кризис христианства, когда гностицизм, наоборот, выбирается из тайников, выходит из тени - и здравствует.

И этому феномену есть объяснение: если стремление к познанию - неистребимое свойство человеческого ума - ума, который насытится лишь тогда, когда напьется из истинного источника гнозиса, - то жесткое и ментализированное сознание с его тонкой рационалистической пленкой лишь этап поиска истины, уходящий в прошлое.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #28 : 10 Апрель 2006, 10:56:38 »
Христианский гностицизм я понимаю как форму компромисса христианства и архаической веры, где связью выступает магическое мышление. Более того, если раньше архаическая вера выражала себя в языческих символах, то сегодня она выражает себя в различных научных и квазинаучных символах - поля, энергии, информация....
Чем меньше Откровения и чистой веры, т.е. веры-чувства, тем больше рационалистического детерминизма, стремления расставить точки над i с помощью рассудка и всё необычное объяснить определенной магической схемой. + желание стать частью сообщества посвященных....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #29 : 10 Апрель 2006, 10:57:53 »
Вот, кстати, советская психиатрия - чем не гностическая система? Определенно - да!
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...