Исихазм

Автор Тема: Каким должно быть современное Богословие?  (Прочитано 11831 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Чтение святых отцов первых веков христианства поражает простотой. Их пути конкретны и прямы, общее в них - постижение истины через практику: воздержание, послушание, молитва. Их богословие - о преодолении страстей. Умозрительные вопросы возникали и тогда: вспомним случай, который произошёл, кажется, с преподобным Антонием, который усильно молил Бога, о том, чтобы он открыл ему истину о спасении многих. На это Господь ответил ему: "Антоний, внимай себе". Это был пример и указание на то, что в деле спасения вопросы человека должны относиться к спасению и ограничиваться областью, в которой человек имеет возможность что-то сделать и изменить. Слова, мысли и дела были и должны быть рядом даже географически.

К установлению же догматов Церковь принуждаема появлением в мире ересей - ложных взглядов на истину.  Иной причины и оправдания, по видимому, нет. Вот случай, когда преподобный (кажется авва Пимен) отвернулся и отказался говорить с пришедшим старцем по причине предлагаемых ему вопросов догматического характера. И он же с радостью принял его в следующий день, когда, после вразумления от учеников, гость заговорил о страстях и добродетелях.  Пустыннику чужды искусственно возникающие и культивируемые запросы разума (рассудка), которые сами собой уходят вместе с порождающими их страстями по мере очищения сердца.

Современное богословие, похоже, исходит из наличия, помимо живой Истины, иной истины, логической по природе, которую можно постигнуть путём умозаключений. И вот, оно бывает озабочено проблемами, которые не имеют практического отношения к спасению и даже не желают притязать на это. Их назначение иное, о немже можно гадать. Это заметно на примере русского богословия (или того, что им называется не по праву) последних 2-х веков. Есть ли у такого богословствования право на существование? История как будто отвечает положительно, но, кажется, это право продиктовано не столько развитием богословской науки, сколько дальнейшим изнеможением и низложением человеческой природы, развитием греха. Всё более лёгкими, а по сути - превратными и сложными, путями хочет приходить человек к истине. Вслед за общим направлением эпохи, духовная жизнь и путь спасения перемещаются из области реальной в область умозрительную, вместо же подвига предлагается размышление, рассуждение.

В Оптиной Пустыни пожилой послушник старца удивлялся притекающим к о.Амвросию: "что и спрашивать-то, -  всё и так  ясно." - пожимал он плечами. Есть Евангельские заповеди - исполняй их и спасёшся. Есть писания Отцов, где нет учения о личности, как с трудом относящемся к делу спасения, но есть помощь в борьбе со страстями (что к относится делу спасения). Отцы, видимо, думали, что "истина познаётся праведной жизнью", и человек, очищаемый от страстей, бывает просвещаем истиной естественным способом в меру их умаления. Сегодня об этом редко упоминают в среде крупных богословов, и, наверное, эта мысль косвенно обличает мыслителя в маргинальности и недобросовестности разума. Сейчас, как в былые времена язычества, умные люди более склонны доверять индивидуальной одарённости, религиозному или философскому гению человека (богослова), чем Богу, провещающему разум праведника. Никого не удивляют современные критерии оценки истинности учения - каждый склонен выбирать себе учителей по собственному сердцу ("по собственным прихотям будут избирать себе учителей" - говорил ап. Павел).  У этой точки зрения, конечно, есть оправдание, что не всякий бесстрастный и святой по жизни православен, а то, что возможно освободиться от страстей также в практике иных вероисповеданий, известно уже всем. При этом идут разговоры о каких угодно отличиях учений буддизма или ислама от Православия, кроме того, что в первом непреодолима и властвует страсть гордости, а во втором - страсть гнева, тщеславия (преодолеваемые разве только в суфизме, который, как кажется, сводит учение ислама к естественной мистике и вырождению самого вероучения ислама) и неведения, например.

Каковы достижения современного богословия? В пример возьмём богословие брака. Ясно и просто изложен взгляд св.отцов на брак, как на средство рождения детей и дань телесной природе человека. Однако, сегодня стремятся дать более возвышенное толкование брака, которое в смысле спасения не добавляет чего-либо существенного, но нагромождает много слов о каком-то "метафизическом единении двух", необходимости и иногда даже желательности выражения его в том, что ранее считалось "данью природе", и т.д. Зато этот лес смыслов позволяет при желании оправдать многое из того, что сейчас уменьшительно называют слабостью. Такое возвышенное богословие брака вряд ли возвышает человека (скорее - служит самооправданию), но наоборот, по свойству греха, - принижает его, бросает тень на воздержание в браке и т.д.

Много современных вопросов продиктовано нежеланием идти простым путём веры. Например, вопрос о земном предназначении не занимал ум подвижников прошлых веков, а сейчас, по мере всё большей любви к миру и себе в этом мире, мало кто о том не размышляет, пытаясь по признакам и свойствам души угадать то единственное дело, которым он может послужить Богу и людям в этом веке. Размышление заканчивается (и нет пути, кроме чуда, избежать этого) тем, что человек выдумывает себе жизнь в соответствии со своими желаниями. Постановка такого вопроса или попытка "знать времена и сроки" может говорить о незрелости веры, о странном направлении духовной жизни, любопытстве и планах нечистых страстей, о чём угодно, кроме истины. Какая разница тому, кто ежедневно повторяет "да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли", что делать через год или два?  Никто не обещал, что мы будем живы завтра и "довлеет дневи злоба его". Святые отцы ясно дают понять, что призвание каждого человека - спасение, заключающееся не в том, чтобы мы выдумывали себе хотя бы и похвальный путь жизни, а в том, чтобы исполнять волю Божию, становясь постепенно "единым духом с Господом", чтобы не думать более нужного или пристрастно о земном (призвание же относится именно к земному и подразумевает различие ценности "преходящих образов" для человека).

Владимир Даль в словаре русского языка указал следующие степени совершенства для человека:
1.  человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом;
2.  человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает;
3.  человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его - вечность, закон - совесть, в искусе побеждает;
4.  человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его - царство Божие, закон - духовное чутье, искушенья он презирает.

В этой классификации нет указания на какую-то особую роль разума и необходимости постижения умозрительной истины (что есть, например, в буддизме), но всё укладывается в простую жизнь по вере и совести (исполнение заповедей), в стремлении к вечности, а постижение приходит от любви (естественно стяжаемой подвигом). Нужно ли тогда псевдобогословие о.Павла Флоренского, не желавшего очищаться от страстей, о.Сергия (Булгакова), чей ум метался из крайности в крайность в поисках истины, постигаемой преимущественно смирением и подвигом, многих др. публицистов (от богословия) собственных мнений (сомнений)? Впрочем, здесь слишком широкое обобщение неуместно. Конечно, богословие должно быть, но каким оно должно быть? Мне почему-то приходит на ум только одно слово - истинным, деятельным, когда используется хотя бы (т.е. это мне кажется минимальным требованием - на 3-йку) "принцип редукции к конкретному" В.Лосского с тремя аспектами (по о.Клеману):
1) историчность Откровения,
2) практических характер, определяемый его сотериологическими задачами,
3) "момент актуальности" - соответствия конкретной текущей жизни людей*

Впрочем, это просто эссе дилетанта, навеянное чтением книги Н.К. Гаврюшина "Русское Богословие. Очерки и портреты" (Н.Новгород, Изд-во "Глагол", 2005).

Вот я написал небрежно, не утруждаясь на поиски цитат из источников, и думаю - не легче ли было прочитать вечернее правило и спокойно лечь спать, тем исполнив истину, вместо бдения у компьютера и разговора о ней? Прошу прощения, братья и сестры.
Простите меня

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #1 : 02 Апрель 2006, 16:24:31 »
Мне думается, что современное богословие должно считаться с актуальными проблемами социально-психологического бытия личности, оно должно быть психологично в лучшем смысле. Биоэтика, христианская антропология, постмодернизм - вещи, с которыми богословие приходит в тесный контакт сегодня. Чтобы там православные не говорили насчет того, что "человек остался таким же, что и 2000-3000 лет назад" - человек всё же изменился в процессе апостасии в сторону общей невротизации, отчужденности, угасания воли, хронического чувства небезопасности, склонности к депрессии, даже шизофренизации. И люди с указанными проблемами концентрируются в церкви и сектах, а не где-нибудь. Важнейшей проблемой многих людей в церкви и около нее является патология совести, только не в смысле что, мол, грешны, а в наличии патологического хронического чувства вины, экзистенциальной вины. Ложное смирение, лицемерие и мазохистичность процветают на приходах. Попы не получают образования в области психологического душепопечения и в результате советы сводятся к "поститься, молиться и слушать радио "Радонеж".  Богословие должно находиться в продуктивном диалоге сегодня со смежными областями, особенно с экзистенциальной философией, психиатрией, психологией....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #2 : 02 Апрель 2006, 22:52:55 »
Цитировать
современное богословие должно считаться с актуальными проблемами социально-психологического бытия личности, оно должно быть психологично в лучшем смысле. Биоэтика, христианская антропология, постмодернизм - вещи, с которыми богословие приходит в тесный контакт сегодня. Чтобы там православные не говорили насчет того, что "человек остался таким же, что и 2000-3000 лет назад" - человек всё же изменился в процессе апостасии в сторону общей невротизации, отчужденности, угасания воли, хронического чувства небезопасности, склонности к депрессии, даже шизофренизации.

В приходе, где священник не сумасброд и паства - не психи, так что обобщать, кажется, излишне. Наш приход - вполне здоровые люди, здоровее мирских душой уж точно. А вот то, что центр жизни у "интеллигенции" сместился в сферу рассудочности - это очевидно. Вы думаете богословие таким поможет? А вот выписка из покаянной молитвы:
Цитировать
"согреших аз, окаянный, преступих спасительные заповеди Твоя, яже даровал ми еси, во еже ими восходити к Тебе, якоже некиим незаблудным путем. Аз же окаянный, вместо еже шествовати путем сим, путем Божественныя Твоея правды и истины, удалихся в распутия и устранихся с истиннаго пути, и тамо самовольно вдахся в руце мысленных разбойников..."
Попробуйте прочитать это дословно - не о нашей ли ситуации речь? Целиком этот акафист здесь>.

И ещё: Вы думаете то, что сейчас считается богословием - это богословие? Это в лучшем случае религиозно-философская публицистика, ярмарка мнений. А богословие или слово Бога о Себе - где оно, покажите?
Простите меня

alluz

  • Гость
Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #3 : 03 Апрель 2006, 09:52:07 »
Сергей С., складывается впечатление, что по-Вашему современного богословия вообще не должно быть.
Какое уж там здоровье!

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #4 : 03 Апрель 2006, 11:53:56 »
Не то, чтобы не должно быть, скорее - откуда ему быть? Хотелось бы, чтобы оно было. Но откуда? Монахи писать не хотят о современной жизни,  миряне закручены в суете и в любом случае для них богословие - не вопрос жизни и смерти как для монаха, а как одно из занятий. Тем более в России у людей настолько маргинальное сознание, что мы более склонны втихомолку поносить всё и вся, диссиденствовать и бороться с любой "данностью" и властью, но когда от самих требуется слово, дело - мы и своего-то мнения боимся, а пытаемся спрятаться за мнения Отцов или людей прошлого (мой первый пост - пример тому, к сожалению). Купил сборник под названием "Православное учение о человеке", а там вместо богословия - куча мнений и новых терминов типа "Антропологическая Граница", онтическая область и т.д. и главное - нет ни единого ответа на вопрос - как жить сейчас, как спасаться, как изменять свою жизнь и т.д. Просто праздные мнения на уровне, достойном лишь любопытства. Так что я и хочу и не хочу богословия одновременно - как всегда.
Простите меня

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #5 : 03 Апрель 2006, 12:48:52 »
Я бы подразделил богословие на две области: первая - систематическое богословие, находящееся в контакте с актуальными вопросами современности. Вторая - теопоэтика - богословие в своем глубинном значении, богословие вдохновения Св. Духом, практическое, деятельное, выражающее себя стихом, метафорой, притчей, молчанием.....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #6 : 03 Апрель 2006, 12:57:48 »
Они уже подразделены: догматическое, нравственное, мистическое и т.д. Русским ближе последнее, притча, сказка, загадка...
Простите меня

alluz

  • Гость
Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #7 : 03 Апрель 2006, 15:02:40 »
А разве богословие должно отвечать на вопрос: как жить сейчас? Сначала нужно очертить рамки снаружи богословия, а уже потом внутри. Это вновь вопрос пропедевтики. Без единой базы каждый будет ожидать и искать своего.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #8 : 03 Апрель 2006, 20:32:37 »
На мой взгляд, очень правильные мысли, Сергей!
:agree

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #9 : 03 Апрель 2006, 22:19:19 »
Сергей С.,  
Цитировать
Чтение святых отцов первых веков христианства поражает простотой.

Странный вывод. Начиная с Господа, прост ли и доступен был язык святых? Да, Господь говорил с народом простыми словами притч, и при этом Его часто не понимали даже ученики. Ап. Иоанн... язык его Евангелия и Откровения никак не упрощен.  Одного примера ап.Павла достаточно, чтобы ясно увидеть не простоту христианского учения. А Климент Александрийский? Да и Оригена записали в ересиархи позже. Были еще гностики, и отзвуки их учений звучат в апокрифах и в предании.

Мудрость Божию никто не отменял. Знание же наши о первых веках христианства купированы временем и замучены многослойной цензурой, ибо те, кто говорили мудро в первые века, сказали слишком много такого, что в последствии показалось опасным и не нужным. И только сейчас по крупицам мы что-то узнаем.

Иное дело - утеря цельности и впадение в ложное мудрование, которым почти на все сто грешит современное богословие. Ложное мудрование такой же грех, как и ложная простота, которая противопоставляется ментальным изыскам.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #10 : 03 Апрель 2006, 22:22:54 »
Цитата: Сергей С.
Они уже подразделены: догматическое, нравственное, мистическое и т.д. Русским ближе последнее, притча, сказка, загадка...


Всякие «подразделения» богословия оборачиваются сухой схоластикой, тошнотворным морализмом или задушевными «мистическими» беседами типа:
- Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
- Слушал.
- И что?
- А ничего. Тихо.
- А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
- Приведи пример,- попросил Ежик.
- Ну, например, гром,- сказал Медвежонок.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #11 : 03 Апрель 2006, 23:46:48 »
Конечно все эти подразделения умозрительны. Мне было бы противно слушать лекции по догматическому или, там, нравственному богословию.... Сушняк... Богословие в постмодернистскую эпоху - манипуляция с трупами. Хороший богослов - мертвый богослов, а простота - хуже воровства. Для меня богословие - в поэзии....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #12 : 04 Апрель 2006, 00:08:20 »
viktor,
 
Цитировать
Для меня богословие - в поэзии....


Вот-вот, Сергей С. Вас тут же поддержит. :D

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #13 : 04 Апрель 2006, 08:48:37 »
Цитировать
Конечно все эти подразделения умозрительны. Мне было бы противно слушать лекции по догматическому или, там, нравственному богословию.... Сушняк... Богословие в постмодернистскую эпоху - манипуляция с трупами. Хороший богослов - мертвый богослов, а простота - хуже воровства. Для меня богословие - в поэзии....

viktor, говорят, что примерно то, что в поэзии называют вдохновением, в богословии называют Откровением. Я испытывал это на себе несколько раз (давно уже было). Лучше этого правда ничего нет человеку, т.к. это уже почти "се, творю всё новое" и для поэта "проходит образ мира сего" действительно... Вот книгу Николая Сербского с его огненной публицистикой (или - богословием сердца) я пару дней назад подарил мусульманину (дагестанцу) в поезде, который просто зачитался :-). Это богословие ему было понятно.
А по поводу противности слушать лекции по догматическому богословию, то имеется ввиду, наверное школьное (схоластическое) богословие напр. Макария, так ведь? Хотя и здесь много зависит от учителя.

Александр, да, вы правильно поняли - я немного намеренно перепутал простоту жизни, цельность отцов (коптов, например) с богословием. Первое мне ближе второго. В конце концов, смирению часто не нужно иного богословия, кроме нравственного и современные афониты это являют. Догматическое нужно чаще "специалистам". И опять, ну что вы так акцентируете внимание на искажении первичных текстов - "непричёсанная мистика" вам, что-ли милее? В Церкви совершается Промысл Божий, Который, кажется, знает что делать. Было бы это критически важно - ничего бы не исказилось и т.д. А в немощи человеческой сила Божия всё равно совершается - зачем придавать этому так много значения? Лучше взращивать в сердце добрый помысел, а не сомнения и обвинения. Вот я приехал из Дивеево, видел эту народную религиозность, которая порождает безинициативность и "культ" Батюшки, за которым, кажется, не видно Бога, - но ведь многим более этого не нужно и Бог разрешает это! Монахини превратились в служителей туристов и паломников, их духовная жизнь в таком паломническом центре из бетона и стекла невозможна, - и Бог разрешает это! Буди имя Его благословенно. А кто понимает, тот не повреждается не от чего и не ругает ничего со страстью. Ведь многие от этого приходят к вере.

В общем, я просто хотел сказать в первом посте, что многие темы сегодняшнего богословия - надуманные, не актуальные и удовлетворяют интересы праздного любопытства "изысканно" духовной толпы и пишется от ума теми, кто вместо истинного духовного пути избрал путь размышлений, от которого не добавляется праведности и чистого смысла. Ветер не удержать ладонью, созерцания не улучить без подвига...
Простите меня

alluz

  • Гость
Каким должно быть современное Богословие?
« Ответ #14 : 04 Апрель 2006, 09:26:05 »
А когда-то люди не захотят больше антихриста, и Бог разрешит и это. Без отхода от православия.