Исихазм

Автор Тема: Начало духовной жизни. Или с чего начать неофиту.  (Прочитано 13752 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Цитата: Sivilla
мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба


Говорят, что да. Но всегда ли дано нам различать: поднимаемся мы вверх или на самом деле опускаемся вниз?
Мне кажется, лучше вообще не думать о "ступеньках", а продолжать тихо молиться.

Анаtолий

  • Гость
Цитата: Антиквар
Цитата: Sivilla
мне кажеться что из за Иисусовой молитвы обостряется борьба, чем выше ступенька тем тяжелее борьба


Говорят, что да. Но всегда ли дано нам различать: поднимаемся мы вверх или на самом деле опускаемся вниз?
Мне кажется, лучше вообще не думать о "ступеньках", а продолжать тихо молиться.


Полностью согласен с Антикваром.
Думаю, лучше считать себя грешнее всех, чем думать насколько выше я поднялся сегодня.
Борьба всегда будет борьбой, до конца жизни. Христианин - это воин.
Бесы не любят, когда человек молитвы читает и всячески ему мешают и стараются отвлечь (насколько Господь попускает им).
У святителя Феофана написано, что по мере приближения к Богу человек излучает свет все сильнее и сильнее. Этот свет видят духи злобы. И чем ярче светит, тем больше бесов привлекает. А бес для человека ничего доброго сделать не может.
Любая духовная борьба - от Бога, для исцеления и наставления души. Следовательно, она полезна и необходима. Поэтому принимать искушения желательно со смирением. Как пишет Антиквар, "продолжая тихо молиться": ... помилуй мя, грешнаго! По грехам моим искушение мне, приму для Господа. Он гораздо больше притерпел за меня грешнаго.

Дионисий

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Советую, если имеете интерес к умному деланию, читать книги :) - они есть в библиотеке на сайте, они есть и в книжных магазинах. Там сказано, как следует вести себя, если нет опытного наставника, - о чем мы и на форуме неоднократно говорили. И такое аккуратное отношение к отеческой литературе, а не к бабьим басням в церкви, и будет началом умного делания.

Здравствуйте, Александр.

Простите, что поднял старую тему. Тема актуальна и для меня. И вы написали хороший совет.
Об одном только прошу вас: с какой книги из библиотеки сайта вы бы советовали начать.

Спасибо.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Я видел много в монастырях наставников -если наставляет то у многих это команды и строго ..По книгам обычное дело это тиснить и давить того кого наставляют ..Но на деле этого не должно быть ..авва Дорофей там был случай его побил по щекам настоятель по просьбе духовника ..Это в процессе через несколько лет и один раз такое случилось ..В начале этот же наставник боялся его брать ..Из богатых и еще воин -попробуй ударь по щеке ..Руку отрубят сразу ..Приходят люди с войны которые убивали или вор с тюрьмы на взмахе пырнет нож в живот на автомате по привычке на опережение,,Обычно старец очень осторожно советы даёт в виде выбора ..как ты согласишся на его предложение он спрашивает..я заметил за собой соглашусь а потом не могу ничего менять..Мне говорит старец -надо от этих людей уйти .Там будет беда -там не надо быть тебе..все это осторожно сказано..Я здесь иногда думаю зачем я здесь вообще ..Нет здесь единомышленника ..Будто себе пишу  и еще глушат ..Это сложно найти того кто будет за твою душу отвечать и получиться хорошие добрые отношения ..Обычно какие то строгости-в чужёй монастырь со своим уставом не лезь..Спросить не дадут ..И как должное надо как приказы а неба исполнять..А если оно не идет а ничего..Безответственность бывает видна ..а это важно..Речь идет о спасении души .. Некоторые пытаются в кругу семьи найти каких то духовных людей и не находят как род вымер духовно..Это не легко..

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Дионисий,  здравствуйте!

Библиотечная подборка на сайте давно не обновлялась. Появились новые книги по теме. Их можно найти на других сайтах.

Очень многое зависит от вас, от вашего уникального пути, той ступени, на которой стоите, которую проходите сейчас. Нужная вам книга - врата, которые раскрываются и закрываются. Стучаться в закрытые врата, которые послужили проходом кому-то другому в иные времена, большой пользы не приносит.

На форуме есть темы, в которых называются конкретные авторы и их книги - в помощь начинающим. Повторю, то, что в прошлом помогло мне, автоматически не поможет вам - в настоящем.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Можно попробовать почитать разные книги, какая зацепит. Бывает и так что ранее читанный текст открывается новыми смыслами и может дать продвижение.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Дионисий,
в деле молитвы не должно быть "восторженности и придыхания" от осознания собственной исключительности.
Увы, многие книги о молитве, особенно современные, хотя и декларируют обратное, но на деле исподволь способствуют появлению у молитвенника сознания собственной исключительности. Иными словами чтение восторженных писаний о молитве опасная провокация прелести, если ещё в таких делах у тебя нет опыта. Так что в этом отношении будьте особо осторожны от чтения любых книг о молитве, особенно книг последних двух веков.
От себя лично рекомендую начать с классики книг о молитве и об Умном Делании, без которых трудно сделать первые шаги в молитве и Умном Делании, а вот книгами и брошюрами с "теориями" молитвы, "классификациями" молитвы и подобном увлекаться не рекомендую, как и книгами и заметками о технике разного рода "художеств" в молитве.
Молитва сама Вас поведёт, будьте уверены, молитва сама Вас всему научит, лишь молитесь искренно и непрестанно.
Классика же книг о молитве, дающая заряд стремления к ней, - это "Откровенные рассказы странника ...".
Классика же книг об Умном Делании вообще, что вещь гораздо более важная, - это пятитомник "Добротолюбия" - сборник мудрости св. отцов за многие сотни лет, начиная аж с третьего века.
С них и начните.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Одно из условий этого направления христианской жизни находиться в пределах Церкви согласно Символа Веры -Верую во Единую Соборную Апостольскую  Церковь -если мы не в Единой Соборной -то возникнет вопрос к себе .Который мне задал отец  Герман игумен в Платине -А ты знаешь что такое прелесть?..Я по канонам могу достигнуть Спасения души или в ереси прилщен самим сатаной -как говорят находиться в прелести ..В том монастыре был артист Колесников и Муравьева ..Я их не знал -мы говорили и потом Колесников говорит мне ..Это Ирина Муравева -я удивился с ней говорил и не узнал её..Смотрел вчера фильм интересный Колесников там пострадал у них с отцом отняли дом и их поселили в тюрьму и дурдом  на 7 лет..Они прощают тех кто это всё устроил и уходят из города ..Но это нельзя смотреть..Они повставляли парнографию -по канонам это нельзя смотреть..Они что не знают ? Ахлобыстин хотел стать президентом от Христиан но элементарное правило вместе с бесогоном Михалковым не могут соблюсти из за парнографии её внедрили в кинематограф  ..Без неё уже не ставят фильмы..Так и церковь календарь Новый старый какой угодно смутит с самого начала изучения православной христианской веры..В СССР вырезали парнографию из фильмов Голивудских я знал это теперь нет а страна христианская стала..Молитва выведет на катакомбы и там сидят знатоки именно старцев и молитвы  -там еще сложнее ..Люди не простые и о них мало кто знает так попадают в тайные секты ..Мой знакомы русский американец поехал за верой в Иерусалим а его там перенаправили в горы Кавказские ..Есть книга -На горах Кавказа -про старцев ..Он попал к кому то на стройку и строил кому то дом на Кавказе и как то выбрался от туда в Америку а я наоборот здесь строил дом под названием скит -катакомбы ..Некоторым повезло они на Бали попали -курорт .Жизнь -.только молись  .или только держись..И это пройдёт...

Дионисий

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Спасибо большое всем за ответы.

Начну с "Евангелия", затем "Добротолюбие". Не буду торопить события. Многознание уму не научает, только разовьет сознание собственной исключительности и гордыню.

Всё верно вы говорите.

Спасибо.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Дионисий,
при чтении Евангелий - главный акцент внимания сосредоточьте на притчах.
И не увлекайтесь чтением чужих толкований притч!
Даже толкования притч св. отцами читайте с рассуждением. Ну, постарайтесь не столько не читать их, что тоже будет неплохо, а постарайтесь просто сразу же не принимать их толкования за истину в последней инстанции. Думайте сами, открыв своё сердце помощи Бога в постижении сути притч.
Раз за разом пытайтесь сами понять, что скрыто за притчами, и при этом не бойтесь отойти от самых благочестивых, но поверхностных канонических толкований.
Попытка понять суть притч погружает ум в богомыслие лучше всего, а богомыслие очищает ум и способствует всё большей чистоте молитвы.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Дионисий, есть книги, которые зажигают в человеке первичное вдохновение, еще прежде всякого молитвенного делания. Их весьма мало. Конечно, прежде всего, вдохновляет Новый Завет. Но есть и худлит. Сергий вот назвал "Откровенные Рассказы Странника", да, с этой книги у многих начиналось делание. А мне, помню, в момент острейшего кризиса в больничной церковной библиотеке "случайно" в руки попала "В Горах Кавказа" мон. Меркурия. Кому-то, возможно, пришлись по духу "Птицы Небесные" Симеона Афонского. При том, речь вовсе не о том, чтобы следовать определенным методам и приемам этих книг, или копировать образ жизни, никому не советовал бы это делать. Речь веду об атмосфере делания в целом, о глубинном призыве к молитве, который идет между строк.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Я недавно пересмотрел несколько бесед владыки Антония Сурожского. Открылось несколько измерений.

1. Новые смыслы, которыми беседа буквально расцвела (не слушал его лет 5-ть);
2. Читается молитвенное состояние владыки, мир в душе. Этому состоянию можно также поучиться.
3. Уровень тайнодействия или священнодействия словом. Происходит некое чудесное таинственное действо, меняющее пространство. Формируется проход к Высшему;
4. Указание на работу над собой буквально в мелочах. Проработку лжи, лукавства, раскрытие милосердия и т.д.;

Для меня сейчас характерна практика пребывания в странном пространстве (какой-то толстого блокирующего Небо пещерного свода или панциря). Буквально маленькими шагами обнаруживаются возможности подвижек к Иному. Затем опять погружение в толщу панциря. Помогают и старые давно читанные книги, и форумские посты разных времен, и вот видео-лекции, раскрытие пространства литургии. И снова движение в толще. И как-бы совсем вслепую. Ранее наработанное как-бы обнуляется (хотя конечно не совсем). Все равно проходы-шаги даются легче, чем в начале. Наработана что ли некая интенция-устремленность. Плюс восстановление после размазывания проходит реально быстрее (как Александр говорил в теме "Меч воина аскезы"). Еще есть (правда иногда едва уловимое) понимание направления движения и того, что можно в ближайшее время сделать.

Путь сквозь толщу скал. Чувствуешь себя полускалолазом, полуспилеологом. Плюс много ловушек разного рода в которых регулярно и подолгу застреваю.

Из нового - намечается-приоткрывается что-то похожее на молитву-мистериальное действо или молитву-священнодейство.  При таком способе молитвы вовлекаются, объедяясь, различные пространства жизни.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2022, 15:30:26 от Игорь Спасский »

Дионисий

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Спасибо всем. Не могу часто отвечать. Простите.


Дионисий, есть книги, которые зажигают в человеке первичное вдохновение, еще прежде всякого молитвенного делания. Их весьма мало. Конечно, прежде всего, вдохновляет Новый Завет. Но есть и худлит. Сергий вот назвал "Откровенные Рассказы Странника", да, с этой книги у многих начиналось делание. А мне, помню, в момент острейшего кризиса в больничной церковной библиотеке "случайно" в руки попала "В Горах Кавказа" мон. Меркурия. Кому-то, возможно, пришлись по духу "Птицы Небесные" Симеона Афонского. При том, речь вовсе не о том, чтобы следовать определенным методам и приемам этих книг, или копировать образ жизни, никому не советовал бы это делать. Речь веду об атмосфере делания в целом, о глубинном призыве к молитве, который идет между строк.

Художественная литература успокаивает и мозг отдыхает после работы. Конечно, это полезно. Размягчиться сердцем.

Для меня сейчас характерна практика пребывания в странном пространстве (какой-то толстого блокирующего Небо пещерного свода или панциря). Буквально маленькими шагами обнаруживаются возможности подвижек к Иному. Затем опять погружение в толщу панциря. Помогают и старые давно читанные книги, и форумские посты разных времен, и вот видео-лекции, раскрытие пространства литургии. И снова движение в толще. И как-бы совсем вслепую. Ранее наработанное как-бы обнуляется (хотя конечно не совсем). Все равно проходы-шаги даются легче, чем в начале. Наработана что ли некая интенция-устремленность. Плюс восстановление после размазывания проходит реально быстрее (как Александр говорил в теме "Меч воина аскезы"). Еще есть (правда иногда едва уловимое) понимание направления движения и того, что можно в ближайшее время сделать.

Путь сквозь толщу скал. Чувствуешь себя полускалолазом, полуспилеологом. Плюс много ловушек разного рода в которых регулярно и подолгу застреваю.

Из нового - намечается-приоткрывается что-то похожее на молитву-мистериальное действо или молитву-священнодейство.  При таком способе молитвы вовлекаются, объедяясь, различные пространства жизни.

Ох, мне до этого как до Китая пешком. Мне бы для начала Евангелие до конца дочитать. А уж такие чувства - если когда Бог сподвигнет.

Дионисий

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Дионисий,
при чтении Евангелий - главный акцент внимания сосредоточьте на притчах.
И не увлекайтесь чтением чужих толкований притч!
Даже толкования притч св. отцами читайте с рассуждением. Ну, постарайтесь не столько не читать их, что тоже будет неплохо, а постарайтесь просто сразу же не принимать их толкования за истину в последней инстанции. Думайте сами, открыв своё сердце помощи Бога в постижении сути притч.
Раз за разом пытайтесь сами понять, что скрыто за притчами, и при этом не бойтесь отойти от самых благочестивых, но поверхностных канонических толкований.
Попытка понять суть притч погружает ум в богомыслие лучше всего, а богомыслие очищает ум и способствует всё большей чистоте молитвы.

Спасибо. Воспользуюсь советом.