Разумно говорить на основании своего опыта, даже если рассуждаем о жизни и времени за гранью смерти. Думаю, все знакомы с феноменом субъективного переживания времени, когда оно - в зависимости от состояния сознания - растягивается или сокращается.
1. Путь молитвы вводит в другие временные "измерения". Одно из значимых переживаний "нового" времени - его событийность. Ток времени определяется событием, которое зарождается, развивается и "умирает", перетекая в другое.
2. Время-событие подобно цветку, цветущему в вечности - и ощущение вечности становится постоянным спутником молитвы. Это переживание по началу даже болезненное, поскольку происходит как бы внутренний разрыв между умом, погружающимся в вечное, и умом, плывущим во времени. Болезненность уходит, и остается безмерное внутреннее пространство вечного покоя - мощь его и величие неописуемо огромны.
3. Другой интересный опыт: появляется несколько параллельных потоков времени, сопряженных с разворачивающимися событиями. Можно думать сразу о нескольких вещах, когда одна из них выплывает на поверхность ума, а остальные прорабатываются в глубине и только отслеживаются, чтобы быть востребованными, когда это будет необходимо.
4. Молитва позволяет умом вернуться во времени назад и умственно исправить неверную ситуацию - это важный элемент покаяния-умоперемены. Такое исправление изменяет положение в настоящем. (Замечание: рационального анализа для серьезного исправления недостаточно.)
5. Ум, сходящий во ад своей души, уже в жизни сей познает мытарства и адские муки - он узнает, что в аду время как бы застывает и уплощается, и одно и то же неверное действие-событие в своей уродливой и больной изломанности повторяется раз за разом, пока не придет свет, который принесет верное решение.