Исихазм

Автор Тема: Благодать Божия и благодать святых  (Прочитано 24960 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #30 : 15 Август 2006, 19:41:37 »
Евгений,
Цитировать
Выражения «быть в Боге», «пребывать в Боге», «творение в Боге» с догматической точки зрения совершенно корректны, так как употреблялись святыми в сторогом смысле.


Хочу сделать поправку : с точки зрения «икономии», то есть Божественного домостроительства, в проекции на мир, созданный Богом.
По своей сущности Бог совершенно трансцендентен миру. И ничего тварного нет в Божественной сущности. А все святоотеческое богословие рассматривает, фактически, только взаимоотношения Бога и человека. И если и говорит о Божественной сущности, то в контексте тварного мира.

Евгений,
Цитировать
То есть человек (и творение) становятся Богом совершенно во всех смыслах, кроме различия по сущности.


…«совершенно во всех смыслах»…

А мне всегда казалось, что человек становится богом, то есть соединяется с Богом только в Его энергиях. Понятно, мы не можем пребывать в Боге сущностно, потому что у нас другая природа. И мы не можем соединиться с Богом ипостасно, как это было возможно Спасителю (!).  А кроме соединения с Богом в Его  энергиях, я не знаю «других смыслов». Да, ап. Петр говорит, что человек призван «соделаться причастником Божественного естества» (Ср.: 2Петр 1, 4). То есть по благодати Божией человек призван стать богом, оставаясь при этом тварным, имея при этом обОженную человеческую природу.

Alexander,
Цитировать
Если слава Бога неизменна, то слава (благодать) святых возрастает - по ап.Павлу.


 Заметьте, слава Ангелов тоже не неизменна!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #31 : 15 Август 2006, 20:41:32 »
Цитата: Evgeny
Прибавляется ли что нибудь в Боге, когда Он приводит человека к Себе, соединяет его с Собой? ... (Мы конечно говорим о превечном "привнесении", а не о временном изменеии в Боге, т.е. о привнесении аналогичном появлению логосов или превечному совету.)


Попробую сам ответить на свой вопрос. Человек не входит в область нетварного и с его обожением ничего в Божестве не прибавляется. Но в некотором смысле есть некое прибавление в Боге в связи с творением, и это прибавление и есть Логосы относящиеся к творению - Логосы Природы, Промысла и Суда.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #32 : 16 Август 2006, 13:46:14 »
Наверно, о привнесении можно говорить только в контексте того, что Бог предвидит, но не предопределяет, то есть это заведомо не логосы, т. к. логосы -- это предопределения. "Характир", неотделимые акциденции -- все то, что логоса не составляет. "Индивидуального логоса", по моему мнению, не существует. Это сейчас, кстати, основной предмет споров в максимоведении. Бог предвидит индивидуальное, как я думаю, но не предопределяет его.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #33 : 16 Август 2006, 14:22:57 »
Evgeny,  
Цитировать
Но в некотором смысле есть некое прибавление в Боге в связи с творением

Я так же думаю. И полагаю, что ограничение, налагаемое пусть и просветленным, однако, тварным умом на само представление о тварном и нетварном, не должно являться стенкой выше небес. Взял человек и поделил то, что вообще-то едино, на две половинки, а затем мучается, как соединить, да еще используя наработанную веками терминологию, которая сама обросла "побочными" смыслами.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #34 : 16 Август 2006, 18:13:23 »
Да, мы все видимо понимаем о чем идет речь, но пока не находим точной богословской формулировки (а нужно ли?). Конечно что-то прибавляется, человек своим произволением входит в союз с Богом, в нераздельное соединение тварного и нетварного, и этим он привносит нечто новое в этот союз Бога и творения, то что Бог лишь предвидит, но не может предопределить.

А вопрос о том привносит ли человек нечто в область только нетварного по моему чисто риторический.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #35 : 16 Август 2006, 20:23:52 »
Evgeny,
Цитировать
Человек не входит в область нетварного и с его обожением ничего в Божестве не прибавляется.


Нам  сказал Спаситель: «Царство Божие внутри вас».  А  в «Символе» говорится, что «Его же Царствию не будет конца».  Человек никогда не может проникнуть в Божественную сущность, но он  призван войти в Царство Божие, которое вечно. Царство Божие – это не есть обитель Единого Бога, но и Его творений (там много обителей), которые водимы Духом Святым.
Какова роль человека в Царстве Божием? А подумайте. Не занимает ли человек в Царстве Божием центральную роль? «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», - говорит Апостол (Рим. 8, 19). А кто «сыны Божии»? – Это «все водимые Духом Святым» (8, 14).

Evgeny,
 
Цитировать
А вопрос о том привносит ли человек нечто в область только нетварного по моему чисто риторический.


Да, нет же! Это вопрос насущный. Человек - сопричастник Божественной природе и соучастник Божественного Домостроительства!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #36 : 16 Август 2006, 20:58:54 »
Igor, у нас возникла путаница в терминологии, а говорим мы то же самое. Союз тварного и нетварного (в моей фразе) и есть Царство Божие. А риторический вопрос относится скорее к сущности Божией, (прибавляется ли с обожением человека что нибудь в Божественной сущности, т.е. в области "чисто нетварного", того к чему человек не становится причастным?). Вопрос риторический потому что мы ответа на него знать все равно не можем.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #37 : 22 Август 2006, 00:48:35 »
Предложил бы эту тему определить как "Святоотеческое учение о Премудрости Божией", поскольку она коснется не только Максима Исповедника и Дионисия. Так годится?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #38 : 22 Август 2006, 01:15:20 »
Igor, сделано! Беседа о Премудрости Божией отделена в отдельную тему: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1283

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #39 : 27 Октябрь 2006, 16:38:10 »
А мне кажется, что грешник приносит в Царство Небесное, в первую очередь, новый опыт победы над плотью, грехом, смертью, потому что нет одинаковых людей.

Еще такая мысль... Когда человек в благодати, обожается и преображается, то это либо просто изживает все тварное, или возводит эти тварные энергии на новый уровень. Ибо мне кажется, что через тварные энергии человек уязвим для сил этого мира, но ведь преображенный уже не может быть уязвим, разве не так?

Каждый святой уникален, я думаю, ибо в себе он стяжает особые качества Божества(одни любовь, другие мудрость, н-р, и т.д.).
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Иван Боголюбов

  • Сообщений: 114
    • Просмотр профиля

Re: Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #40 : 17 Декабрь 2007, 12:07:54 »
 "Святость - это не роскошь, предназначенная лишь некоторым, но каждый может ее достичь", - сказал в Валенсии кардинал Мартинс. Префект Конгрегации Римско-Католической Церкви по канонизации святых участвовал в закончившемся 12 декабря в Испании первом конгрессе, посвящённом современной святости мирян.

Мир очень нуждается в святых, особенно среди мирян-политиков или работающих в сферах общественной жизни таких, как семья, культура, СМИ или медицинская служба.

Кардинал также высказал довольно оригинальную мысль о том, что "каждый человек, даже нехристианин, призван к святости".

Святые - образцы для подражания, потому что они защищали любовь и справедливость, что актуально для нашего времени"


  http://bogoslov.stack.net/text/252938/index.html

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #41 : 17 Декабрь 2007, 12:16:57 »
  Даёшь святость!
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Благодать Божия и благодать святых
« Ответ #42 : 17 Февраль 2010, 22:49:43 »
Евгений,
Цитировать
Выражения «быть в Боге», «пребывать в Боге», «творение в Боге» с догматической точки зрения совершенно корректны, так как употреблялись святыми в сторогом смысле.

Хочу сделать поправку : с точки зрения «икономии», то есть Божественного домостроительства, в проекции на мир, созданный Богом.
По своей сущности Бог совершенно трансцендентен миру. И ничего тварного нет в Божественной сущности. А все святоотеческое богословие рассматривает, фактически, только взаимоотношения Бога и человека. И если и говорит о Божественной сущности, то в контексте тварного мира.

Евгений,
Цитировать
То есть человек (и творение) становятся Богом совершенно во всех смыслах, кроме различия по сущности.

…«совершенно во всех смыслах»…

А мне всегда казалось, что человек становится богом, то есть соединяется с Богом только в Его энергиях. Понятно, мы не можем пребывать в Боге сущностно, потому что у нас другая природа. И мы не можем соединиться с Богом ипостасно, как это было возможно Спасителю (!).  А кроме соединения с Богом в Его  энергиях, я не знаю «других смыслов». Да, ап. Петр говорит, что человек призван «соделаться причастником Божественного естества» (Ср.: 2Петр 1, 4). То есть по благодати Божией человек призван стать богом, оставаясь при этом тварным, имея при этом обОженную человеческую природу.

Alexander,
Цитировать
Если слава Бога неизменна, то слава (благодать) святых возрастает - по ап.Павлу.

 Заметьте, слава Ангелов тоже не неизменна!
получается, что у Ангелов благодать статична? Пребывать в Боге - у святых почти везде касается только ума. Да и то "подвижной "части, а не самого, как это например толкует Катафагиот про недра Авраамовы. Но отцы ведь говорят что мы теперь выше ангелов и Адама, пьем кровь воскресшего Спаса. Когда спрашивал отец у ангела, почему не видит Антония с отцами в видении, он ему сказал, что Антоний там,где Бог. Насчет тела непонятно, ведь грубо говоря сущность ума у живого связана с телом. Про Спаса можно читать, что он одновременно в отеческих недрах, но и с некоторого времени одесную Бога в теле. Вот тут не совсем ясно что с преображенным телом, в недрах ли оно тоже? Обычно употребляется слово одесную. Очевидно там же все святые в телах, воскресшие или вознесенные до смерти. У меня просто возникают вопросы, что значит одесную, и чем это отличается от отеческих недр?