Даю вам власть
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк,.X, 19-20)
Блаж. Феофилакт Болгарский дает следующее толкование.
Ибо змеи и скорпионы суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть змеи, а те, кои более скрытым образом поражают, суть скорпионы. Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них! Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны не чернилами, но Божией памятью (умной молитвой!) и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, что имена ваши написаны на небесах и не забываются Богом.
Объяснение бл.Феофилакта не самое сильное. Вслушайтесь: змия - бес убийства и блуда, - и если встать(!) на нее, не повредит, пусть и жалит видимым образом. Бес убийства уязвляет видимым образом - и это не повредит?.. А бес-скорпион скрыто побуждает пользоваться банями. Хм... весьма и весьма натянуто. Впрочем, Господь говорит о змеях и скорпионах, которые (физически) суть змеи и скорпионы, а не бесы, мы же в своем уме отводим им символическое значение. И хорошо было бы послушать прежде всего Господа, что он подразумевал, скажем, под змеей, когда говорил: будьте мудры как змеи.
Затем это, мягко говоря, неверное уравнивание (служебных) духов с бесами. Духи служат ученикам Господа, но не в их повиновении истинная радость - об этом говорит Господь, и Феофилакт - очень характерная черта - как бы не слышит Господа, а слышит только Его учеников, которые говорят, что и бесы им повинуются. Господь же поднимает планку властных полномочий: не только бесы - духи повинуются...
В толковании бл.Феофилакта очевидно упрощение и откат на внешнюю и заведомо ограниченную позицию восприятия Евангельского слова, - позицию верную, но уже отчасти, и в значительной мере потерявшую смысловую соль Божьего глагола.
Власть наступать на змею и на скорпиона и на всю силу вражию... Эта власть, данная ученикам Господа, пронизывает миры видимые (с физическими напастями) и миры невидимые, в которых (и из которых) действует вражия сила.
Также в змее можно усмотреть образ сатанинского лукавства и мудрости, которые не повредят ученикам Христа, а в скорпионе - хитрость удара сзади. Змея жалит спереди, у скорпиона жало сзади. Лукавый пытается извратить начинания благих дел (как змея) и хочет окрасть их плоды (как скорпион).
Истинная же радость не в власти над силами, а в реальной сопричастности Царству Божьему - через именование на Небесах избранников Божиих. Ну как тут не вспомнишь про имяславие, которого было зажалено змеями догматизирования в самом начале своего появления, изгнано острыми штыками с Афона и окрадено спекулятивным богословием "ударами сзади" (это убогий шум и махание кулаками после драки, которые только добили имяславское богословие). Само же прославление Имени Божьего истинными учениками Господа - Его святыми - кто может украсть? Ибо прославление сие в шествии Святого Духа, освящающего дыханием Своим души именованных избранников - к их вящей радости - через скорби, болезни и гонения - неповрежденно.