Исихазм

Автор Тема: Размышления над Евангелием - 2  (Прочитано 64847 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием - 2
« : 25 Сентябрь 2006, 15:10:21 »
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф., VI,9-13)


Толкований на "Отче наш" оставлено очень много. Из сильных я бы выделил объяснение прп.Максима Исповедника www.hesychasm.ru/library/max/max_pr.htm и митр.Антония Сурожского http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/otche.htm

Для нас представляет интерес исихастское толкование Господней молитвы, которое я попробую кратко обозначить.

Прежде всего я хотел бы отметить целостность этой молитвы, которая, не теряя своего единства, динамически разворачивается в смысловом пространстве. Умом войти в логосное пространство и почувствовать ток смыслов - вот одна из главных задач при созерцательном размышлении на Евангельские тексты. И тогда текст потеряет свою плоскую и статичную буквальность, за которой откроется внутренний строй Божественного слова. Молитва Господня подобна цельному сосуду, наполненному драгоценной влагой - водой жизни вечной, и чтобы приобщиться и испить воды сей, сосуд следует открыть.

Отче наш...

Бог открывается нам - непостижимый по Сущности - в имени Отец. Понять Гоподню молитву можно, только исповедав Бога своим и нашим Отцом! Это молитва Божиих детей, но не рабов, и тот, кто ощущает свое рабство, не имеет благословения молиться: Отче наш! Господь оставил молитву для своих братьев - сынов и дочерей Бога, - и им взывать из сердца к Отцу; сосуд молитвы откроется только Его детям... Сыны и дочери, ощутившие свое единство в духе, обращаются к Богу: Отец наш!

И вот единый смысл имени Отец начинает обретать первую двоицу - через нашу причастность Ему в Его нетварной благодати: Он - на небесах, мы же от земли восклицаем к Нему: Да святится имя Твое! Это восклицание - основа истинного имяславия: Бог изливает на нас благодать через Имя - и Он открывает Себя как Отец! И мы просим Отца об излиянии благодати на нас - Его детей: да приидет Царствие Твое. Бог, открываясь с именем Отца, наполняет действие нисхождения Царствия. Это наполнение происходит через Божии воления: да будет воля Твоя - и соединяются воедино небеса и земля через триаду прошений о вхождении Бога в нашу жизнь. Это единство молитвенного смысла есть раскрытие имени Отца.

Бог открывается нам как наш Отец. И следующая часть целостной молитвы - о нас - с прошением к Нему. Господню молитву также можно уподобить лестнице, по которой нисходит Он к нам, и по которой мы восходим к нему. Эта часть лествицы-молитвы - об ее человеческих и земных ступенях. Мы просим о наполнении нашей земной жизни высшим содержанием, ибо творить Божие на земле - наша истинная пища - хлеб существа нашего на дни жизни нашей. Это главный смысл нашего существования. А что мы еще в силах сотворить? Мы можем оставить - простить, отпустить должников - тех и то, за что держимся, прилепляемся, обвиняем или поощряем. И если отпускаем невидимые связи - это многослойные сети, связывающие нас по рукам и ногам, - то и Отец идет к нам навстречу, и мы просим Его освободить нас от пут земного долженствования, поскольку сами не держимся за земное.

Лествица молитвы открывается именем Божиим, последние ее ступени и замыкание полусферы молитвенного прошения о земном связаны с лукавым - его имя не называется. Есть темные стороны нашей жизни, над которыми разум, пусть и просвещенный благодатью, долгое время не властен. Хождение по темной стороне - его не избежать, ибо эта темнота является не излеченной частью нас - чревато напастями и искушениями, и там же скрыт извращенный источник - противобог. Мы же просим Бога и Отца нашего, чтобы стезя наша не была направляема Его антиподом.

Отец наш - в начале молитвы, а в конце - лукавый, от которого просим избавить, Почти противопоставление, из которого многими сотворяется абсолютное противостояние. Но... всплеск Божией силы - словно руки Его обнимают молитвенный смысл и в цельном и едином устремлении возносят на небесный алтарь: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Полнота и единство!
« Последнее редактирование: 04 Январь 2007, 15:38:59 от Alexander »

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Молитва Господня
« Ответ #1 : 28 Сентябрь 2006, 02:50:56 »
Хощу заметить одну любопытную вещь. По старому обряду в конце чтения "Отче наш" вместо теперешнего "Яко твое есть царство и сила и слава..."  по уставу произносилось и мирянами и священниками не что иное как "Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #2 : 04 Январь 2007, 15:42:30 »
Даю вам власть

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк,.X, 19-20)

Блаж. Феофилакт Болгарский дает следующее толкование.
Ибо змеи и скорпионы суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть змеи, а те, кои более скрытым образом поражают, суть скорпионы. Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них! Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: однако же не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), но более радуйтесь тому, что имена ваши на небесах написаны не чернилами, но Божией памятью (умной молитвой!) и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, что имена ваши написаны на небесах и не забываются Богом.

Объяснение бл.Феофилакта не самое сильное. Вслушайтесь: змия - бес убийства и блуда, - и если встать(!) на нее, не повредит, пусть и жалит видимым образом. Бес убийства уязвляет видимым образом - и это не повредит?.. А бес-скорпион скрыто побуждает пользоваться банями. Хм... весьма и весьма натянуто. Впрочем, Господь говорит о змеях и скорпионах, которые (физически) суть змеи и скорпионы, а не бесы, мы же в своем уме отводим им символическое значение. И хорошо было бы послушать прежде всего Господа, что он подразумевал, скажем, под змеей, когда говорил: будьте мудры как змеи.

Затем это, мягко говоря, неверное уравнивание (служебных) духов с бесами. Духи служат ученикам Господа, но не в их повиновении истинная радость - об этом говорит Господь, и Феофилакт - очень характерная черта - как бы не слышит Господа, а слышит только Его учеников, которые говорят, что и бесы им повинуются. Господь же поднимает планку властных полномочий: не только бесы - духи повинуются...

В толковании бл.Феофилакта очевидно упрощение и откат на внешнюю и заведомо ограниченную позицию восприятия Евангельского слова, - позицию верную, но уже отчасти, и в значительной мере потерявшую смысловую соль Божьего глагола.

Власть наступать на змею и на скорпиона и на всю силу вражию... Эта власть, данная ученикам Господа, пронизывает миры видимые (с физическими напастями) и миры невидимые, в которых (и из которых) действует вражия сила.

Также в змее можно усмотреть образ сатанинского лукавства и мудрости, которые не повредят ученикам Христа, а в скорпионе - хитрость удара сзади. Змея жалит спереди, у скорпиона жало сзади. Лукавый пытается извратить начинания благих дел (как змея) и хочет окрасть их плоды (как скорпион).

Истинная же радость не в власти над силами, а в реальной сопричастности Царству Божьему - через именование на Небесах избранников Божиих. Ну как тут не вспомнишь про имяславие, которого было зажалено змеями догматизирования в самом начале своего появления, изгнано острыми штыками с Афона и окрадено спекулятивным богословием "ударами сзади" (это убогий шум и махание кулаками после драки, которые только добили имяславское богословие). Само же прославление Имени Божьего истинными учениками Господа - Его святыми - кто может украсть? Ибо прославление сие в шествии Святого Духа, освящающего дыханием Своим души именованных избранников - к их вящей радости - через скорби, болезни и гонения - неповрежденно.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #3 : 04 Январь 2007, 18:27:10 »
Ну как тут не вспомнишь про имяславие, которого было зажалено змеями догматизирования в самом начале своего появления, изгнано острыми штыками с Афона и окрадено спекулятивным богословием "ударами сзади" (это убогий шум и махание кулаками после драки, которые только добили имяславское богословие). Само же прославление Имени Божьего истинными учениками Господа - Его святыми - кто может украсть? Ибо прославление сие в шествии Святого Духа, освящающего дыханием Своим души именованных избранников - к их вящей радости - через скорби, болезни и гонения - неповрежденно.
Alexander,
Можете охарактеризовать Ваше отношение к работам отцев Павла Флоренского и Сергия Булкагова с их учением о Софии Премудрости Божией, которое в их системе ценностей представляло некий единый комплекс идей с Имяславием?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #4 : 05 Январь 2007, 01:29:00 »
Я весьма поверхностно знаком с софиологическими работами вышеозначенных авторов. И насчет единого комплекса (идей) софиологии с имяславием не уверен. Мы можем предугадать проблески истины за софиологическими прозрениями кабинетных философов и богословов. Впрочем, у Соловьева и Флоренского несомненно присутствовали яркие мистические дары. Да и Сергий Булгаков не ординарен весьма и весьма.

Связь можно найти, только имяславие и софиология пошли разными (не очень высокими и не очень глубокими) путями. Похоже, внизу это слишком разные пути. У них есть общий дефект (я его называл раньше): они испорчены быстрым догматизированием чуть ухваченных интуиций.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #5 : 01 Март 2007, 20:47:08 »
Нашет бань правильно сказано-свиду необходимость в банях,а массовое увлечения ими разводит разврат..Многие думают что у староверов можно поучится -баня перед всеношной..Учится воздержанию у многодетной семьи нечего..Ето что бороться с помыслами об убийстве палачу,его такие помыслы не мучают..И блудниц в ночных клубах бес блуда не мучает-ему там делать нечего-его дело в пустынях где девственники засели..Так что со змеями и скорпионами практичаски надо понаблюдать,а не теоретически-.Вот печатаю а мне всегда картинка появляется с надписию чистилише -вместо буквы т прасославный крест..Что то модераторы затеяли.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #6 : 22 Апрель 2007, 17:08:05 »
   Вот Господь говорит Петру: *И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будут разрешено на небесах.* 
    Где эти ключи, или в чем их значение, или что под этим подразумевается? Неужели только это- связывать и развязывать?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #7 : 22 Апрель 2007, 21:43:23 »
   Вот Господь говорит Петру: *И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будут разрешено на небесах.* 
    Где эти ключи, или в чем их значение, или что под этим подразумевается? Неужели только это- связывать и развязывать?

Ключами - "верой действующей любовью" - открывается вход в Царство Небесное, и человек начинает жить и действовать в двух мирах одновременно, созерцать неразрывную связь и единство "земли" и "небес". Прежде его действия были замкнутв в земном мире - он связывал или разрешал на земле преследуя земные целеи. После входа в Царство он продолжает действовать на земле, но всегда видит последствия своих действий на небесах и преследует небесные высшие цели вместо земных. Теперь он связывает на земле для того чтобы было связано на небесах, и разрешает на земле чтобы разрешить на небесах. Связываение есть символ союза любви, союза небесного и земного, связывающего все воедино. Разрешение - символ освобождения от всего того в нас что мешает этому единству.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #8 : 22 Апрель 2007, 22:01:43 »
Вах, понравилось объяснение Evgeny :)

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #9 : 19 Октябрь 2007, 18:57:29 »
удобнее верблюду пройти сквозь угольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное». (Матфея 19:23). Сообразительные богословы придумали теорию о том, что игольные уши — это не игольные уши в прямом смысле, а маленькие ворота в городской стене, через которые верблюд все-таки проходил, встав на колени. Но археологические раскопки опровергли эту теорию.
Тогда богословы решили так: раз не удается увеличить игольное ушко до «нормальных» размеров, значит, будем уменьшать верблюда. И родилась новая теория о том, что верблюд — это вовсе и не верблюд, а толстая нитка из верблюжьей шерсти, которая якобы обозначалась тем же древнеарамейским словом. Язык Палестины I-го века, видите ли, не был столь великим и могучим.
И уж если на подобные ухищрения пускаются профессиональные богословы, то что говорить о простых смертных? И правда, часто можно услышать, что времена изменились, и христианская нравственность больше не устраивает современного человека

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #10 : 19 Октябрь 2007, 21:58:17 »
stranik, умеете же писать внятно, когда хотите. :)

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #11 : 19 Октябрь 2007, 23:14:13 »
В духовной жизни нет того внятного чему в школе учат,.Апостол Павел просил Бога 3 раза избавить от кого? Один проповедник говорил при мне -ему мешал какой то бондарь-который собирал бочьки,обруча медные на них одевал-тем и жил-и ходил свледом за апостолом Павлом и вредил ему.Другая версия он болел -у него был рак.С такой болезнию он проболел лет 40 и не умер -его убили.Ветсия третия бес был в нём тоже кто то это предполагал.Я думал рядом был гдето-но они у всех рядом включая Ииуса Христа-тоже -Иисус Христос говорил-Долго ли Мне еще ходить с вами-[это слова не к апостолам а бесам] приведите бесноватого и изгнал беса.Послушайте старца хоть раз-чего он советует и как это излогает-надо срочно это записать,а потом еще разобрать что это всё значит.Причастился да пошел не туда-куда благословили,как часто это бывало со мной.... 

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #12 : 20 Октябрь 2007, 01:43:57 »
Цитировать
stranik, умеете же писать внятно, когда хотите.

Складывается впечатление, что под одним ником не один странник на нашем форуме :-).
 
 

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #13 : 20 Октябрь 2007, 02:23:02 »
Все откудато беру и вот разбираю-это с верблюдами мы разбирали на Фору,ру, дословно сбросил вам обсудить.Страников много в интернете видимо это интернет разгулялся и понесло всех куда попало.Я же всё по монастырям да по каким то миссиям,увлёкся хозяйством сделал маленькую миссию-обитатели её местные сидят как под домашним арестом никуда-а я в пути-всё вперед и вперед..Пристроил келии,посмотрел как о.Герман и о.Серафим построили в лесу а названия какия Валлам,Оптина,-а моя кубрик-сокращенно кубло.Это я так разсеиваюсь-Русская Зарубежная Церковь в рассеянии..Основные силы воссоединились-но я в рассеянии-где попало..

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Размышления над Евангелием - 2
« Ответ #14 : 20 Октябрь 2007, 02:33:06 »
stranik, умеете же писать внятно, когда хотите. :)

А кто сомневался?

Проблема в том, что называть - "внятно".
Крайний пример - когда притчи в Евангелии - это внятно?

Тут наверное множество народа ради невнятностей Странника только форум и почитывают.