Про себя можно повторять любое слово, словосочетание, и ум остановиться. Поэтому считаю, что цель не только в остановке ума. Все таки необходима какая то структура, которой требуется эта остановка. Этим мы и отличаемся.
Скажем христиане и буддисты.
Чем мы отличаемся от буддистов, и в каком смысле их созерцание может быть истнным, а наша молитва -- нет, знать важно даже с чисто богословской точки зрения, так как богословие отцов очень может способствовать правильной молитве, а, точнее говоря, вовсе не отделимо от нее.
Мы отличаемся от буддистов прежде всего тем, что имеем усыновление, дарованное нам от Отца через веру в Сына и творящееся Св. Духом. В этом проявляется действие всей Св. Троицы, храмом Которой мы являемся: Отец благоволит усыновлению, Сын (через веру в Его "божественное и обожествляющее" Имя) его осуществляет, Дух содействует усыновлению тем, что вводит нас в Царство Отца. И каждый раз, когда мы повторяем "божественное и обожествляющее" Имя Христово с верой, то есть с отложением своих собственных чувств и воображения [выполняя тем самым первые три основные заповеди: Азъ есмь Господь Богъ твой, Не сотвори себе кумира, Не возмеши Имени Господа Бога твоего всуе], Св. Дух вводит нас в Царство Отца, где с помощью нематериальных умозрений формирует наш ум для обожения. Три заповеди соответствуют действию Св. Троицы: Отец благоволит быть нашим собственным Отцом; Сын, отвергая прочих кумиров, являет Его истинное Имя; Дух через отвержение житейских попечений и подвижническое выполнение всех прочих заповедей вводит нас в Царство Отца.
Ср. Максим Испведник (вопр. 15):
"Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее Имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения".
Итак, мы отличаемся от буддистов тем, что мы имеем (постоянно действующее в нас) усыновление Духом, и наша молитва истинна тогда, когда (через подвижническое выполнение нами заповедей, в частности, через отвержение наших чувств и воображения) она нас вводит в Царство Отца.
Как обстоит дело у буддистов, с нашей точки зрения, когда они в своем созерцании тоже отвергают свои чувства и воображение? Во-первых, они не имеют действующего в них усыновления, а во-вторых, не имеют веры в обожествляющее Имя Христово. Однако это не значит, что Св. Дух в них вовсе не присутствует. Св. Дух присутствует везде. Он не присутствует в них как Усыновитель, как Вводящий в Царство Отца (т. к. таким образом Он присутствует только в христианах), зато может присутствовать в них (через отвержение ими своих чувств и воображения) как "возбуждающий естественный разум" к созерцанию логосов сущего. И в этом смысле их созерцание не будет неистинным. Они будут тогда созерцать Преддверие Царства. Конечно, если они не примешивают к своему созерцанию каких-нибудь своих специфических восточных теорий и учений.