Собственно говоря иногда мне эти попытки соединить тварное и нетварное, кажутся желанием человека как-то примириться с фактом создания мира из "ничего".
" Сама материя представляет собой динамичное восуществление энергии, гетерогенной по отношению к Божественной сущности, - тварной энергии нетварного Бога.» Зачем же городить одно на другое? Тварное выражение энергии нетварного Бога - вот будет , на мой взгляд, точное определение. Если мы погрузимся вглубь материи, то дойдем до атомов, разделим их, и так далее, но так называемой частицы Бога ( которую так хотят найти современные ученые) мы не найдем, как частицу материи. Божественные идеи содержащие мир, независмы от него, как независм и свободен Сам Господь от мира. Но само творение получает смысл благодаря Ему, содержащему творение в гармонии. Разве имеет жизнь сам по себе камень? Нет, но если через него говорит Господь содержащий его как камень, то и камень "возопиет". Даже если попытаться представить что Господь отвернулся от творения, то оно сразу померкнет и погрузится в хаос, станет мертвым бездушным куском. Поэтому когда мне говорят о примирении с творением, то есть с материей ( по-вашему ведь так ?) , то это звучит для меня несколько "по-мирски", иногда звучит пантеистически или вообще заканчивается банальными рассуждениями об экологии, как в указанной вами статье, ведь "нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. "2Пет.3:7. Понимаю лишь примирение с Богом и в Нем уже примирение с людьми (хотя бы одностороннее). Тогда и Господь открывает гармонию творения, если иметь в виду природу, однако все же следует помнить что и она подвержена "тлению" и сегодняшнее ее назначение - свидетельствовать о Творце, не более.