Простите, братья и сестры!
Перечитал свое первое выступление. Оно производит впечатление самоуверенного и поучающего.
Но я никого не хотел обидеть, только предостеречь, а гордыня моя сыграла свою злую шутку, и я не нашел правильных фраз. Например, я сказал "НЕСОВЕРШЕННЫМИ помыслами рассуждаете о помыслах". Но я имел в виду не умы участников обсуждения, а несовершенство человеческого ума вообще и принципиальную невозможность умом постичь духовные тайны. Но тем не менее виноват. Подвела полемическая горячность. Sергий точно указал на другую мою ошибку в выражении о неискушенности участников и о постижении науки православия. Создается впечатление, что сам я точно эту науку постиг. Безусловно, я ее не постиг. Простите.
К сожалению, в ответах моих оппонентов очень сильно звучит обида, и выражения куда хлеще моих.
Сожалею о том, что критика прозвучала в основном по форме моего выступления. А по существу? Если отбросить обиду? Существо остается. Дело ведь не в том, что кого-то задели мои фразы, а в том, что высказывания некоторых участников, являющиеся их личными суждениями, абсолютно ошибочны. Некоторые ошибочные суждения выглядят как сиюминутно родившиеся. И в этом опасность. А если они станут убеждениями? Или собьют с толку других?
Вынужден повториться. Духовные истины не рождаются в результате дискуссий. Когда один говорит "По-моему, это так", а другой говорит "Кажется, не так. Я где-то об этом читал, но не помню где". Духовная истина познается только непосредственно от Бога, или из писаний святых отцов. И даже пересказывать писания опасно, поскольку каждое слово в них важно, и может существовать множество скрытых смыслов, которые постигаются читающим постепенно.
А придумать духовную истину - это то же самое, что придумать логически, например, теорию относительности или квантовую механику. Умом они непостижимы, их можно только принять и умом использовать соответствующие уравнения. При этом с точки зрения обыденных представлений эти теории безумны.
По существу конкретных мне возражений.
Уважаемый Sергий,
по-моему, моя фраза "дурные помыслы, если они не стали навыком, приходят от лукавого" (3-я, бесовская воля, как у Вас сказано) не противоречит вашим доводам или суждениям (не знаю, как точно выразиться). К ней можно добавить : если дурные помыслы стали навыком, то они приходят по "собственной воле, человеческой" (2-я воля). В отношении ваших толкований я во всем с Вами согласен, поскольку Вы фактически приводите поучения святых отцов, но только своими словами. А цель моих выступлений в том и состояла, чтобы подсказать каждому ищущему, как узнать то, на что указываете Вы, но только из оригинальных источников.
Сожалею, что Вы, как человек безусловно сведущий в святоотеческом учении, не высказались о сути моего выступления. А именно, об опасности попыток посредством рассуждений человеческого ума искать духовные истины. Существует ли такая опасность для участников форума? Или я сгущаю краски?
Уважаемый Alexander,
согласитесь, что слова святителя Игнатия и составителей Добротолюбия имеют больший вес нежели наши. "Будем же любить и оправдывать братьев и сестер своих!" Будем, но при этом ОБЯЗАНЫ указывать на их ошибки, если таковые существуют. "первый раз проявившись на форуме" - это не довод. Я назвал Авву Евагрия преподобным. Это моя неточность.
Уважаемые Victor,
Вы употребляете короткие фразы, как в пикировке. Если Вы приведете мне мои конкретные злобные слова, то буду Вам искренне благодарен.
В отношении вашего высказывания "Буква мертвит, дух животворит" я ошибся. Вами приведены слова из Нового Завета. Но если их не вырывать из контекста, то они принимают свой истинный смысл :
"5 Не то, чтобы мы сами по себе были способны что-либо помыслить,
будто от себя, но способность наша от Бога,
6 Который сделал нас способными быть служителями Нового Завета,
не буквы, но Духа; ибо буква убивает, а Дух животворит." (2 Кор. 3.5)
Я старался избежать любого нелицеприятного слова в отношении КОНКРЕТНОЙ личности каждого участника. Наверное, моя несдержанность все таки проявилась. Еще раз простите все.
Надеюсь у меня достанет смирения на то, чтобы это выступление оставить последним.