Вот из темы о царстве правды, назрели вопросы про ум, можно их разобрать.
Есть два вида ума - условно назвоём их детский и взрослый, первый душевный второй духовный.
Первый про мягкое и доброжелательное отношение к тем кто ошибается, и настаивает на своих ошибочных убеждениях. Здесь два варианта реакций двух умов:
1. Десткий ум: Клин клином вышибается (образец мирской логики). Должен быть достойный отпор. Люди делятся на своих (думающих так как я) и чужих (думающих не так как я). Чужие - враги, им нужно дать это понять, осудив как следует.
2. Взрослый ум: Подобное множится только подобным. Зло умножится, если уподобляться окружению и его методам (борьбы. пропаганды и пр.). Необходимо держаться в смирении, этим не только не умножишь зло но и дашь шанс одуматься своим оппонентам, подашь пример.
Второй вопрос: Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы. В положительном или в отрицательном смысле сказано это?
1. Детский ум: В положительном. Клин клином вышибается (образец мирской логики). Гневливость оправдана. Гавкать нужно учиться, отачивать это "мастерство", поскольку приражений по ходу Пути будет всё больше, бесы будут всё искушенней, значит больше и неправедных помыслов возникнет.
2. Взрослый ум: В отрицательном. Ум есть храм Святой Троицы, не место там псам. Бесстрастие - основа, лаять же можно только с пристрастием. Самое действенное - безразличие к неправедному помыслу как к чему то что не имеет ни значения ни пользы. Спокойствие и тишина есть таинство.
Все добродетели прокладывают путь умозрителю, но больше всех - негневливость. Ибо соприкоснувшийся с ведением (в том числе и греха своего) и легко подвигающийся на гнев подобен тому [человеку], который раскаленным железом выжигает очи себе. (Авва Евагрий, там же)