Духовность бывает и демоническая. И во внутреннем человеке есть не только «сокровище доброе», но и злое (см. Лк.6,45).
Да. Обычная путаница: под духовным понимают только Божие, хотя духовность может быть демонической. Под внешним понимают материальное, плотское, а под внутренним - духовное= божественное. Господь же четко указывает на то, что внутри человека - в его сердцевине - находится доброе или злое, которое человек проявляет своими словами и делами.
Значит "путаница" идет от апостола Павла :
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -- о духовном.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир,
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
Здесь четко прослеживается связь - духовное - жизнь и мир. Плотское суть страстное, а потому есть смерть. Отсюда и два мира. Если бы духовное могло быть злым, Павел оговорил бы это особо.
Есть еще несколько цитат из Павла, противоречащих идее духовного как возможного злого:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Т.е. о духовном человеке невозможно судить плотским разумом. Мне кажется, о "духовно" злом человеке так сказать нельзя.
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Если восставшее тело духовное имело бы выбор обратится на сторону зла, в чем был бы смысл смерти во Христе после которой восстает тело духовное?
Мне кажется, у апостола Павла вполне определенно прослеживается разделение - человек душевный и человек духовный. Соответственно и два мира - мир души, обслуживающий плоть(ее материальные интересы) и мир духа, устремленный к Богу.
Понятно, что мир един, но в познании есть как синтез, так и анализ, что очень хорошо показано у Павла.
Кстати, откуда идея о возможности зла в духовном человеке? Честно говоря, не разу не встречал такого у отцов.